Файл: Понятие правового статуса осужденных.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Актуальность данной темы заключается в том, что осужденным гарантируют права и свободу как гражданам Российской Федерации с ограничениями, установленными уголовным или же любым другим законодательством Российской Федерации. В настоящее время условия для обеспечения правопорядка в Российской Федерации оставляет желать лучшего. Примером этого является меры принятые по противодействию преступности, в частности организационные формы, не приносят желаемых результатов, т.к не всегда получается реализовать последовательность, а также целеустремленность сотрудников государственных органов.

Правовое положение осужденных неодинаковы, они могут различаться видом наказания, как заключение под стражу осужденного, так и без изоляции осужденного, примером того является штраф, конфискация имущества и т.д.

Данная тема позволяет нам изучать правовое положение осужденных к лишению свободы.

Здесь же можно выявить «Объект» этой темы, как общественные отношения, возникающие в сфере реализации прав и свобод осужденных, так и «Предмет» чем являются нормы уголовного исполнительного законодательства, устанавливающие правовой статус осужденного.

Еще конечно хотелось бы выделить один немаловажный момент, то как законодательство освобождает осужденного от воинской службы.

Глава 1. Понятие правового статуса осужденных, а также обязанности и права осужденных.

1.1 Понятие правового положения (статуса) осужденных.

Для начало надо понять что же такое «Правовое положение осужденного».

Выделяют несколько терминов этому толкованию, я выделил 2 термина:

1) Правовое положение осужденного – это совокупность закреплённых в различных отраслях права субъективных прав, юридических обязанностей и законных интересов, определяющих положение осужденного во время отбывания уголовного наказания.


2) Правовое положение осужденных в российском уголовно – исполнительном законодательстве формулируется, исходя из общих принципов положения человека и гражданина в обществе и государстве, в качестве приоритетной задачи здесь выступает его зашита со стороны государства, при этом учитываются требования международных стандартов обращения с осужденными.

Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации[1], осужденный отбывающий наказание, обладает правами и свободами человека и гражданина, что является высшей ценностью.

На данный момент правовой статус осужденных, их обязанности и основные права закреплены на уровне закона, а не так как раньше, преимущественно в ведомственных нормативных правовых актах. Исполнение осужденными обязанностей которыми они обладают пока отбывают наказания, позволяет достичь целей, которые были поставлены перед наказанием. В первую очередь ими являются – исправление осужденных. Еще можно сказать, что осужденные играют специальную роль в обществе, как искупители своей вины, т.е. исправляется под воздействием государственного принуждения, целью которого является воссоздать социально правильные качества, для уважения интересов граждан, государства и общества. Обо всем этом подробно можно узнать в гл. 2 УИК РФ ( ст. 10-15 )[2].

Любое уголовное наказание ограничивается права и свободу, поскольку лица, отбывающие наказание остаются гражданами государства, также обладают их правами и обязанностями, это предъявляет особые требования к нормативному закреплению ограничения этих прав и свобод. Согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ[3] права и свободы гражданина могут быть только ФЗ и только в том случае, если это необходимо для защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, здоровья, нравственности, обеспечения обороноспособности страны, ну и самое главное безопасности государства. Также субъектами ограничения прав человека могут быть: суд, прокуратура, учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, судебные приставы, органы ФСБ России, внутренние войска, таможенная служба.

Следует отметить, что ранее в учебной литературе освещалось правовое положение осужденных к наказаниям, связанным с исправительно-трудовым воздействием[4]. Дело в том, что применение в отдельных видах наказания мер исправительно-трудового воздействия порождает для осужденных дополнительные права, законные интересы и обязанности. Соответственно осужденный рассматривался как субъект только исправительно-трудовых отношений. В настоящее время больше предпосылок для рассмотрения правового положения осужденных в более широком контексте, а именно как межотраслевого правового института. Во-первых, при сохранении доминирующей роли норм уголовно-исполнительного права все большее число отношений, порождающих права, законные интересы и обязанности осужденных, регулируются нормами государственного, административного, трудового и иных отраслей права. В качестве таковых следует назвать, к примеру, нормы, устанавливающие основания приобретения и владения осужденными огнестрельным оружием (ст. 13 Закона Российской Федерации «Об оружии»)[5], гарантии обеспечения здоровья осужденных в местах лишения свободы. Во-вторых, при исполнении любого наказания осужденный наделяется специальным правовым статусом, что позволяет рассмотреть правовое положение осужденных к наказаниям, связанным с мерами исправительно-трудового воздействия (например, лишение свободы) и не связанным с таковыми (например, штраф), в качестве единого правового института. Из понимания правового статуса осужденных как единого правового института исходит разрабатываемое в настоящее время уголовно-исполнительное законодательство, закрепляющее общие основы правового статуса осужденных к наказаниям, как связанным с мерами исправительного воздействия, так и не связанным с таковыми.


По своему содержанию правовой статус осужденных представляет собой совокупность юридических средств, с помощью которых закрепляется положение осужденного во время отбывания наказания, он складывается из прав, законных интересов и обязанностей осужденных.

1.2 Обязанности осужденных.

Основные обязанности осужденных закреплены в ст.11 УИК РФ[6].

К ним относятся: исполнение установленных законодательством РФ обязанностей граждан Российской Федерации, соблюдение принятых в обществе нравственных норм поведения, требований федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; выполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; вежливое отношение к персоналу, иным лицам, посещающих учреждения, исполняющие наказания, а также другим осужденным; прибытие по вызову администрации учреждений и органов, выполняющих наказания, и дача объяснений по вопросам исполнения требований приговора (в случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу).

Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, а так же принятых в соответствии сними иных нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия отбывания наказания. Такие требования должны быть в полном объеме доведены до осужденных, что бы они могли с ними ознакомиться, иметь соответствующие выписки. Особенно это относится к актам федеральных органов исполнительной власти, в которых детализируются общие положения, относящиеся к обязанностям и запретам. Значительное число таких предписаний должны знать родственники осужденных, которые приезжают на свидания, пересылают посылки и корреспонденцию и так далее. Например, передача осужденному любой корреспонденции, минуя цензуру запрещена: это является нарушением режима со всеми вытекающими отсюда последствиями как для осужденного так для посетившего его родственника[7].

В целях обеспечения нормальных взаимоотношений между осужденными и персоналом в законе установлена специфическая обязанность осужденных вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказание, а так же к другим осужденным. Выполнению данной обязанности помогают жестокий надзор и контроль за осужденными в местах их нахождения, а так же мероприятия воспитательного характера.


На осужденных возлагается обязанность являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. Данная обязанность в большей мере присуща для осужденных, в отношении которых исполняются наказания без изоляции от общества, где явка к соответствующему должностному лицу выступает еще и формой контроля, а также проведения воспитательной работы. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу. Должностное лицо может предложить осужденному дать объяснения как в устной, так и в письменной форме. Отказ от дачи объяснений влечет за собой применение предусмотренных законодательством мер воздействия. Если осужденный отбывающий наказание без изоляции от общества то наряду с общей ответственностью за те или иные нарушения правопорядка они могут нести и специальную ответственность. Им могут быть установлены дополнительные ограничения: запрет пребывания вне дома в определенное время суток, увеличение числа явок на регистрацию и так далее.

Юридические обязанности, возложенные на осужденных во время отбывания наказания, предусмотрены не только нормами ст. 11 УИК РФ. Применительно к конкретному виду уголовного наказания они изложены в нормах Особенной части УИК РФ, а также в принятых в соответствии с законом иных нормативных правовых актах. Например, обязанности осужденных к лишению свободы конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых приказом Минюста РФ от 30 июля 2001 года № 224[8].

1.3 Права осужденных.

Основные права осужденных закреплены в ст. 12-15 УИК РФ[9].

 Они включают в себя право: на получение информации о своих правах и обязанностях,  о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний; на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию, меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона; на жизнь и здоровье. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским  и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье; на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека; на охрану здоровьявключая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения; на психологическую помощьоказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи; на социальное обеспечениев том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством РФ; на оказание юридической помощиОсужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.


К числу основных прав относятся право осужденных на личную безопасность (ст. 13 УИК РФ)[10], а также свобода совести и свобода вероисповедания (ст. 14 УИК РФ)[11]. Применительно к конкретному виду уголовного наказания основные права осужденных раскрываются в нормах Особенной части УИК РФ, в частности, право осужденных на охрану здоровья – в ст. 52, 72, 101, 170[12], право на социальное обеспечение – в ст. 98 УИК РФ[13]. Порядок осуществления прав осужденных устанавливается УИК РФ, а также иными нормативными правовыми актами. Так, общий порядок реализации права осужденных на обращение с предложениями, заявлениями определён ст. 15 УИК РФ[14], а в отношении лиц, лишённых свободы, конкретизирован в ч. 2 ст. 91 УИК РФ[15].

Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медицинско – санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях — в зависимости от медицинского заключения. Обязанность реализовать данное право возложена на администрацию учреждения или органа где отбывают наказание. В отношении осужденных отбывающих наказание в условиях свободы действует обычный порядок страховой медицины, производственной санитарии, проведения обще профилактических мероприятий.

Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий. В настоящее время в России проводится реформа государственной системы социального обеспечения в целях приведения ее в соответствие с новой социально-экономической реальностью. Юридическая база реформы определена Конституцией РФ[16], в соответствии с которой право на социальное обеспечение граждан является одним из основных социально-экономических прав. впервые в нашей стране осужденные к лишению свободы согласно ч.7 ст.12 УИК РФ[17] имеют право на социальное обеспечение, которое представляет собой комплекс социально-экономических мер, проводимых государством, по предоставлению им различных выплат и услуг в случаях, если они окажутся лишенными всех или части своих доходов от труда, на все время или на какой-то период, в связи с нетрудоспособностью, старостью и в других случаях, предусмотренных российским законодательством.

В соответствии с ч.1 ст.98 УИК РФ[18] осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежали обязательному государственному социальному страхованию на общих основаниях. Таким образом, осужденные, работающие в исправительных учреждениях, уравнивались в праве на социальное страхование со всеми иными категориями граждан Российской Федерации, участвующими в труде и подлежащими этому виду страхования.