Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 3
Осужденные – иностранные граждане, отбывающие наказание в виде принудительных работ, ареста или лишения свободы, имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в РФ[19]. Если на территории РФ нет дипломатических представительств и консульских учреждений в силу отсутствия дипломатических отношений с государством, гражданином которого является осужденный, то такая связь устанавливается с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных лиц. Формы поддержания связей с дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, а также с межгосударственными органами различны. Они могут включать в себя направление предложений, заявлений и жалоб, переписку, телефонные переговоры и свидания с дипломатическими и консульскими работниками и предоставляться с учетом отбываемого вида наказания.
Также осужденные имеют право исповедовать любую религию[20] или не исповедовать никакой, свободно выбирать, распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. ( На современном этапе времени особую ценность приобретают вопросы религиозного воздействия на осужденных. Роль религии особо проявляется в исправительных учреждениях, где весьма актуальными являются вопросы переосмысления жизни, поиска истины, духовного очищения и перерождения. Еще с древних времен христианская церковь предпринимала меры по исправлению осужденных и предупреждению совершения новых преступлений. Например, в Соборном уложении 1649 года упоминается, что главное основание преступности деяния- это нарушение церковных канонов и правил.).
Глава 2. Обращение осужденных и порядок их рассмотрения.
2.1 Обращение осужденных и порядок рассмотрения.
Осужденные могут направлять предложения, заявления и жалобы по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов.
Предложения – это обращения осужденных, в которых содержатся сведения о необходимости сохранения либо изменения существующих явлений или процессов. Обычно они выражаются в предложениях об изменении действующего законодательства и нормативных правовых актов, а также практики ИУ. Заявления – это обращения осужденных, в которых, как правило, излагаются просьбы о необходимости принятия каких-либо решений или действий в интересах заявителя, например заявления осужденных с просьбой разрешить выезд за пределы ИУ (ст. 97 УИК РФ)[21]. Жалобы – это обращения осужденных, в которых сообщается о нарушении прав, свобод и законных интересов и содержатся требования или просьбы о восстановлении нарушенных прав, свобод и интересов осужденных.
Осужденные могут направлять как индивидуальные, так и коллективные предложения, заявления и жалобы. Указанные обращения могут быть поданы как в интересах самого осужденного, так и в интересах третьих лиц. Предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной и письменной формах. Письменные предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы и смертной казни направляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания3. Для этого согласно Правилам внутреннего распорядка организуется ежедневный прием предложений, заявлений и жалоб осужденных как в устном, так и в письменном виде. Они регистрируются в отделе специального учета или в канцелярии.
Предложения, заявления и жалобы, как и другие виды корреспонденции, исходящей от осужденных к аресту и лишению свободы, подлежат цензуре.
Однако из этого правила есть исключение. Предложения, заявления и жалобы, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются адресату. Для этого они принимаются от осужденных в запечатанных конвертах, вскрывать которые запрещено. Аналогичный порядок установлен в отношении жалоб, направляемых Уполномоченному по правам человека в РФ. Согласно ст. 19 ФКЗ от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[22] жалобы, направленные Уполномоченному по правам человека в РФ лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются адресату.
Переписка осужденного с защитником цензуре также не подлежит, за исключением случаев, когда администрация ИУ располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений осуществляется по мотивированному постановлению начальника ИУ его заместителя.
Заявления и жалобы, адресованные в другие органы (в органы государственной власти, общественные объединения), подвергаются цензуре и направляются адресату в течение трех суток.
Предложения, заявления и жалобы, содержащие сведения, которые могут способствовать совершению преступления, выполненные тайнописью, шифром, содержащие государственную или иную охраняемую законом тайну, адресату не направляются, а приобщаются к личному делу осужденного.
Подача предложений, заявлений и жалоб осужденными не приостанавливает решения администрации и ее действия, по поводу которых обращаются осужденные.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации обращения.
Ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после их поступления объявляются осужденному под расписку и выдаются на руки. При отказе осужденного хранить ответ при себе он приобщается к его личному делу.
1.Следует отметить, что если требования о вежливом отношении к персоналу и иным лицам осужденными в целом воспринимаются положительно и в основном соблюдаются, то поддерживать вежливые отношения между собой им удается далеко не всегда. На этой почве больше всего совершается нарушений режима и преступлений.
2.К осужденным к принудительным работам, аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение. Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей (ст. 14 УИК РФ)[23].
3.Осужденные к иным видам наказаний направляют заявления и жалобы в общем порядке самостоятельно.
Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время создана прочная законодательная база, регламентирующая основы правового положения осужденных к уголовным наказаниям, но до совершенства она далека. От эффективности обеспечения правового положения осужденных к любой мере уголовно-правового характера и беспрекословного исполнения всех предписаний приговора суда будет зависеть эффективность достижения целей уголовной ответственности.
Правовое положение лиц, осужденных к разным видам уголовных наказаний, неодинаковое, то есть существует неравенство в правах этих лиц. Иначе говоря, правовое положение осужденных обусловлено характером, степенью общественной опасности, тяжестью совершенного им преступления и назначенным за это преступление наказанием.
Содержание назначенного наказания решающим образом влияет на формирование правового статуса осужденного. В работах по уголовно-исправительному праву последних лет основное внимание уделялось исследованию вопросов исполнения наказания в виде лишения свободы, в том числе исследованию правового положения осужденных к этому виду наказания. Правовое положение лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, как и содержание самих этих наказаний, такого широкого исследования не получило. Практический работник, исполняющий наказание, должен проявлять уважение к правам осужденного, обеспечивать их охрану и законную реализацию. Столь же необходимо добиваться выполнения всех обязанностей со стороны осужденного. В этом и состоит практическая реализация принципа законности в деятельности органов, исполняющих наказание.
В ч. 2 ст. 91 УИК РФ[24] внесены изменения, предоставляющие осужденному возможность бесцензурной переписки не только с судом, прокуратурой, вышестоящим органом УИС и Уполномоченным по правам человека в РФ, но и с уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссией, Европейским Судом по правам человека.
Закон предоставляет всем осужденным к лишению свободы более широкую возможность использования телефонной связи для общения с близкими (ст. 92 УИК РФ)[25], устанавливает минимальные стандарты обеспечения осужденных индивидуальными средствами гигиены (ст. 99 УИК РФ)[26], обеспечивает выдачу осужденному при освобождении паспорта (ст. 173 УИК РФ). Теперь в срок нахождения осужденных в обычных условиях (в строгих условиях) исправительных учреждений засчитывается время содержания осужденного под стражей в следственном изоляторе, если к нему применялась соответствующая мера пресечения и не применялось дисциплинарное взыскание в виде водворения в карцер (ст. ст. 122, 124, 127, 130, 132 УИК РФ).
В настоящее время около полутора тысяч осужденных обучаются на договорной основе в высших учебных заведениях. Наиболее востребованные специальности среди осужденных — это менеджмент, экономика, психология и юриспруденция (высшее юридическое образование получают более 600 человек). Дистанционно получать высшее образование на сегодняшний день могут лишь осужденные, отбывающие наказание в исправительной колонии № 3[27]. Остальные осужденные лишены такой возможности.
Решить проблему можно путем внесения дополнений в законодательство, позволяющее открывать учебно-консультационные пункты во всех ИУ для желающих получить высшее образование. Необходимо также урегулировать вопрос относительно оборудования пункта и создания условий для получения осужденными высшего образования. Cчитаем необходимым дополнить ч. 1 ст. 97 УИК РФ п. «в»[28] следующего содержания: «длительные на время сдачи государственных экзаменов для студентов, обучающихся в средних и высших учебных заведениях, не имеющих взысканий, но не более чем на срок, предусмотренный ч. 4 ст. 104 УИК РФ»[29]. В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы изменился подход руководства к исполнению наказания в виде лишения свободы. Сейчас особое внимание уделяется гуманизации условий отбывания наказания, однако еще многое предстоит сделать, чтобы осужденные к лишению свободы могли в полном объеме реализовывать свое право на получение образования, и многое, конечно, зависит от четкой позиции законодателя.
Нельзя не упомянуть целый ряд положений УИК, определяющих материально-бытовое обеспечение осужденных, которое подчас весьма далеко как от принципов соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, лежащих в основе Конституции РФ, так и от рекомендаций и требований международных актов, регламентирующих обращение с осужденными. Это прежде всего крайне низкие нормы жилой площади на одного осужденного (в ИК — не менее двух квадратных метров, в тюрьмах — двух с половиной, ИК для женщин — трех, воспитательных колониях — трех с половиной, лечебных исправительных учреждениях — трех, лечебно-профилактических — пяти квадратных метров), а также нормы обеспечения личной гигиены и санитарии, весьма жесткие условия содержания в штрафных изоляторах и помещениях камерного типа и ряд других норм.
Хотелось бы надеяться, что в будущем принципы демократизации, гуманизации уголовно-исполнительного права, рационального применения мер принуждения, установленных законом, учитывались бы в процессе внесения многочисленных изменений в уголовное, уголовно-исполнительное законодательство и соответствующие нормативные акты Российской Федерации.
Думается, однако, что самое важное в работе по исправлению осужденных не в изменении, отмене или дополнении законов (хотя это, безусловно, необходимо), а в изменении психологии работников учреждений, исполняющих наказания. Здесь сделано немало, но еще больше предстоит сделать, для чего нужно долго и упорно работать, ибо полностью искоренить методы ГУЛАГа[30], даже поменяв большинство сотрудников, за несколько лет невозможно.