Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Принятие управленческих решений: понятие, модели).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что эффективное принятие решений необходимо для выполнения основных функций управления: планирования, организации, мотивации и контроля. Именно поэтому изучение и организация процесса принятия решений и их исполнения составляет основу теории управления. Решения буквально пронизывают любое действие во всех направлениях.

Управлять - значит принимать решения. Решения принимают все - инженеры, менеджеры, экономисты, домохозяйки, космонавты. Это основа любого управления. Знать современную теорию принятия решений должны все, кто связан с системами управления. В большей степени это касается профессиональных управленцев - руководителей организаций и их подразделений. Принятие решений - одна из технологий управления. [1, с. 8]

Реализация принимаемых управленческих решений является важнейшей составляющей цикла управления, направленного, в конечном итоге, на достижение заявленных организацией целей. В ходе осуществления управленческого решения возможно возникновение ранее незапланированных обстоятельств, способных в серьезной степени повлиять на получаемый результат. [2, c. 147]

Цель исследования - анализ процессов принятия и реализации управленческих решений.

Объект исследования - Открытое акционерное общество «Сахазернопродукт». Предмет - процессы принятия и реализации управленческих решений в организации.

В результате поставленной цели будут решены следующие задачи:

- рассмотрено понятие управленческих решений;

- дано понятие процесса построения модели принятия управленческих решений;

- на примере ОАО «Сахазернопродукт» рассмотрен практический аспект курсовой работы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Принятие управленческих решений: понятие, модели


1.1 Общее понятие процесса принятия управленческих решений

В современных условиях управления отечест­венным производством складываются объективные факторы, ведущие к усложнению задач разработки и принятия управленческих решений. Расширяют­ся масштабы экономических и социально-культур­ных преобразований, усложняются и разветвля­ются финансовые, экономические, социальные, технические и органические связи. Увеличивается объем информации, которую нужно использовать и перерабатывать, возрастает значение правовой регламентации деятельности. Необходимо также учитывать ограниченность природных и трудовых ресурсов, усложнение объектов управления, по­вышение сложности решаемых проблем. Все это предъявляет повышенные требования к качеству управленческих решений, к оперативности их принятия и реализации [1, с.105].

Вполне очевидно, что на сегодняшний день проблема принятия рациональных (в идеале — оп­тимальных) управленческих решений в управлении предприятиями стоит весьма остро в связи с ми­ровым финансово-экономическим кризисом. Для разрешения этой проблемы необходимы развитие и постоянное совершенствование применяемых в практике методов и механизмов принятия управ­ленческих решений.

Понятие «механизм» широко используется в технике и происходит от слова mychany (машина) и определяется как «система тел, предназначенных для преобразования движения одного или несколь­ких тел в требуемые движения других твердых тел» [2, с. 725].

Механизм в технических системах применяется тогда, когда напрямую невозможно получить требуемого движения тел и возникает необходимость в преобразовании движения.

Большая экономическая энциклопедия рас­сматривает «хозяйственный механизм» как «ком­плекс организационных структур всех хозяйствен­ных форм, методов управления и правовых норм, благодаря которым общество пользуется законами экономики, учитывая свою историческую специ­фику» [3, с. 376].

Мировой опыт показывает, что механизм — ос­новной инструмент гарантированного получения желаемого результата в условиях организационной и информационной энтропии (примером могут служить японские «кэйрицу») [4, с. 99].

В экономической науке к пониманию механизма существует множество различных подходов. Незакон­ченность теоретических исследований и неоднознач­ность взглядов, посвященных экономическим меха­низмам, позволяет нам сформировать собственную точку зрения относительно данного явления.


Прежде всего следует отметить, что, несмотря на все многообразие подходов и определений понятия «механизм», никем из авторов не конкрети­зируется состав элементов механизма управления, и в частности механизма принятия управленческих решений. Поэтому предлагаю в качестве звеньев любого экономического механизма рассматривать управленческие решения, взаимодействующие между собой. Это связано прежде всего с тем, что функционирование любого механизма как внутри одной организации (между подразделениями), так и среди нескольких субъектов (между несколькими организациями) осуществляется не напрямую, а посредством системы управленческих решений. Следовательно, любой механизм управления по своей сути является и механизмом принятия уп­равленческих решений.

В качестве структурных элементов механизма разработки и принятия управленческих решений предлагаю рассматривать: субъект (лицо, прини­мающее решение — ЛПР), объект (конкретное предприятие), цели, ресурсы, информационные технологии, критерии, модели и методы принятия управленческих решений, факторы внутренней и внешней среды, а также сами управленческие ре­шения (как результат деятельности ЛПР) (рис. 1).

В условиях конкурентной среды ни одно пред­приятие не может существовать, а тем более эффек­тивно развиваться без надлежащего информационно­го обеспечения. Информация является стратегически важным ресурсом, который предприятие получает из внешней среды и накапливает во внутренней. Она поступает к ЛПР (руководителю, аппарату уп­равления), который, интерпретируя, использует ее в процессе управления для выработки управленчес­ких решений. На основе полученной и имеющейся информации в рамках механизма руководитель определяет цели предприятия, критерии оценки вырабатываемых решений, объем необходимых ре­сурсов, информационные технологии, помогающие в накоплении, обработке и хранении этого массива информации, а также методы и модели, с помощью которых будут выработаны и приняты качественные управленческие решения. В свою очередь разработка и принятие управленческих решений позволяют предприятию достичь намеченных целей.

Предложенный меха­низм принятия управлен­ческих решений в рамках конкретного предприятия позволит, используя раз­личные инструменты (рас­смотренные элементы), разрабатывать и прини­мать управленческие ре­шения.

Полагаем, что меха­низм принятия управлен­ческих решений — это оп­ределенная совокупность правил, процедур, методов и способов, направленных на преобразование инфор­мации (полученной извне и аккумулируемой внутри самой системы) для выра­ботки высокоэффективных управленческих решений и достижения намеченных целей организации.


Использование ме­ханизмов принятия уп­равленческих решений в системе управления обес­печит следующие преиму­щества:

Рисунок 1 - Механизм принятия управленческих решений в условиях конкурентной среды

- создаст условия для согласования действий различных субъектов;

- будет способствовать росту профессионализма лиц, принимающих решения;

- улучшит качество принимаемых решений;

-создаст систему ограничений для некомпетен­тных действий руководства.

Для того чтобы механизм оказался эффек­тивной управленческой конструкцией, которая позволит создать слаженное взаимодействие всех внутренних элементов системы, необходимо обес­печить условия его достаточности. По мнению автора, в качестве условий достаточности внутри определенной организации должны выступать оп­ределенные ценности (совпадающие интересы). Та­кими ценностями могут быть схожие финансовые цели (получение максимальной прибыли) и общие внешние угрозы (усиление кризисной обстановки в стране или на других предприятиях, давление конкурентов и др.). Однако достижения только внутренней согласованности между составными элементами механизма недостаточно. Необходимо также обеспечить и внешнюю согласованность взаимодействия составных частей механизма с элементами (факторами) внешней среды.

Решения, разрабатываемые и принимаемые в рамках механизма на конкретном предприятии в условиях конкурентной среды, должны быть согла­сованными и соответствовать в целом стратегии раз­вития как самого предприятия, так и определенной отрасли. В свою очередь эффективного функциони­рования механизма принятия управленческих реше­ний можно достичь через обеспечение автоматизма корректировочных действий лица, принимающего решения, принуждающего его совершать только предусмотренные действия. Обеспечение автоматиз­ма в принятии нужных и качественных решений и корректировка отклонений от заданных параметров возможны за счет ситуационных факторов и особен­ностей выбора каждого отдельного элемента.

Многочисленные изменения, произошедшие в экономической сфере за последнее время, потре­бовали усовершенствования составных элементов механизма, формирования эффективных авто­матизированных систем и технологий обработки информации и выработки рациональных управлен­ческих решений. Если в условиях административ­но-командной системы основной упор делался на выявление затрат на машинную обработку инфор­мации, то сегодня актуальны прежде всего быстрое принятие решений, степень адекватности аналити­ческих данных реальным процессам, возможность использования экономико-математических мето­дов и моделей для анализа конкретных проблемных ситуаций. Такая постановка вопросов привносит в практику управления различными предприятиями научно-исследовательский инновационный аспект, требует новых научно обоснованных решений и подходов, квалифицированных специалистов.


1.2 Модели и методы процесса принятия управленческих решений

  1. Умение принимать решения необходимо для реализации управленческих функций, поэтому процесс принятия решений является основой теории управления. Как наука, это направление зародилась в Англии, во время Второй мировой войны, когда группа ученых получила задние на решение сложной военной проблемы - оптимального размещения различных подразделений гражданской обороны и огневых позиций своей армии. В 50-х годах эта теория была модернизирована, и стала применяться для решения проблем гражданской промышленности.
  2. Ее отличительными особенностями являются:
  3. Использование научного метода, то есть наблюдение, формулировка гипотезы, подтверждение достоверности гипотезы. Системная ориентация. Использование различных моделей. Процесс моделирования часто применяется при решении сложных проблем в управлении, так как позволяет избежать значительных трудностей и издержек при проведении экспериментов в реальной жизни. Основой моделирования является необходимость относительного упрощения реальной жизненной ситуации или события, вместе с тем это упрощение не должно нарушать основных закономерностей функционирования изучаемой системы. Типы моделей: физическая, аналоговая (организационная схема, график), математическая (использование символов для описания действия или объектов). Процесс построения моделей состоит из нескольких этапов: постановка задачи; построение модели; проверка модели на достоверность описания данного процесса, объекта или явления; применение модели; обновление модели в процессе исследования или реализации. Эффективность модели может быть снижена за счет ряда потенциальных погрешностей, к которым можно отнести недостоверные исходные допущения, информационные ограничения, непонимание модели самими пользователями, чрезмерная стоимость создания модели и т.п. Часто при моделировании применяется теория игр. Она первоначально разрабатывалась военными, чтобы учесть возможные действия противника. В бизнесе она применяется при моделировании поведения конкурента, особенно часто в связи с проблемами изменения ценовой политики.
  4. Модель теории очередей (модель оптимального обслуживания). Эта модель используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребностям в этих каналах. Модель управления запасами. Эта модель часто используется для оптимизации времени исполнения заказов, а также для определения необходимых ресурсов и площадей для хранения той или иной продукции. Цель этой модели - свести к минимуму отрицательные последствия при накоплении или дефиците тех или иных запасов продукции или ресурсов. Модель линейного программирования. Эта модель применяется для определения оптимального распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих между собой потребностей. Имитационное моделирование. Часто применяется в ситуациях слишком сложных для использования математических методов (маркетолог может создать модель модификации покупательских потребностей в связи с изменением цен товаров на рынке, и их дизайна). Экономический анализ является одной из форм моделирования. Примером может служить экономический анализ эффективности той или иной фирмы. Количественные методы прогнозирования. Их можно использовать для прогнозирования, когда деятельность фирмы в прошлом имела определенные тенденции, которые можно и необходимо продолжить в будущем, а информации для выявления тенденций в рассматриваемом периоде прогнозирования недостаточно. Одним из методов такого прогнозирования является анализ временных рядов. Он основан на допущении, что на закономерностях прошлого можно прогнозировать будущее. Этот метод выявляет тенденции прошлого и проецирует их в будущее. Причинно-следственный метод применяется в ситуациях, когда имеется несколько неизвестных. Это исследование статистической зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными. Другие качественные методы прогнозирования. Мнение жюри. Его суть состоит в соединении и усреднении мнений экспертов в данной области. Метод исследования информации сбытовиков, то есть когда торговые агенты на основе своего опыта предсказывают спрос на определенном целевом рынке. Модель ожиданий. Она базируется на опросе потребителей и обобщении их мнений. Метод Дельфи. Суть его заключается в том, что эксперты заполняют специальные опросники по рассматриваемой проблеме. Каждый из них индивидуально формирует свой прогноз. Затем эти прогнозы передаются всем экспертам, принимающим участие в обсуждении. Они знакомятся с мнением коллег. и возможно, корректируют свой предшествующий прогноз на базе новых идей или информации. Эта процедура повторяется три-четыре раза, пока в конечном итоге все эксперты не придут к единому мнению.