Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД: ЕГО ИСТОРИЯ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
1.1 История создания Международного Валютного Фонда
1.2 Основные цели, задачи, и функции МВФ
1.3 Структура органов управления МВФ
2. РОЛЬ МВФ В РАЗВИТИИ СТРАН С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
2.1 Направления деятельности МВФ
Сотрудники МВФ назначаются Директором-распорядителем и несут ответственность только перед МВФ.
По состоянию на 30 апреля 2007 года персонал МВФ насчитывал 2005 профессионалов и управленцев и 673 сотрудника остальных уровней.
Восемьдесят два члена профессионального и управленческого персонала работали в должности неизменных представителей в странах Африки, Азии и Тихоокеанского региона, Европы, Ближнего Востока и Латинской Америки и Карибского водоема, отвечая в общей трудности за работу в 92 государствах-членах [5, c. 312][10].
Представители в странах с невысокими доходами участвуют в дискуссиях стратегии сокращения бедности.
Кроме того, неизменные представители предостерегают МВФ и принимающую страну о возможных отступлениях от намеченной политики, оказывают помощь в осуществлении программ на местах и играют функциональную роль в связях МВФ с общественностью, ведут работу с разными отраслями власти, организациями гражданского сообщества, донорами и иными организациями.
Следует отметить, что организационная конструкция аппарата МВФ претерпевает долговременную эволюцию, вызываемую корректировками целевых установок и функций Фонда, которые в свою очередность определяются модификацией мировой экономики и интернациональных валютно-финансовых отношений.
2. РОЛЬ МВФ В РАЗВИТИИ СТРАН С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
2.1 Направления деятельности МВФ
Основные направления деятельности МВФ включают:
• консультирование государств-членов сравнительно внедрения мер политики, которые могут помочь им предупредить или упорядочить валютный кризис, достигнуть макроэкономической стабильности, ускорить народнохозяйственный рост и понизить уровень бедности;
• временное предоставление финансирования государствам-членам с целью содействования им в урегулировании проблем платежного баланса;
• оказание странам, по их просьбе, технической поддержки и содействия в подготовке сотрудников [13, c. 64][11].
В Уставе Фонда для идентификации его деятельности употребляются два мнения:
1) афера (transaction) - предоставление денежных средств странам из его ресурсов:
2) операция (operation) - оказание посреднических денежных и технических услуг за счет заемных средств. МВФ исполняет кредитные операции лишь с официальными органами - казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами.
Различаются кредиты на покрытие недостатка платежного баланса и на помощь структурной перестройки экономической политики стран-членов.
Специальные машины, в рамках которых кредитование исполняется, как правило, за счет личных средств МВФ, включают:
- Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования (специализирован для кредитования стран-членов МВФ, у которых недостаток платежного баланса вызван мимолетными и наружными, не зависящими от них факторами, в количество коих вступают: стихийные бедствия, непредвиденное падение глобальных цен, индустриальный спад, вступление протекционистских ограничений в странах-импортерах, возникновение товаров-заменителей и пр.);
- Механизм финансирования буферных (резервных) запасов, цель – оказание поддержки странам, участвующим в образовании запасов сырьевых продуктов в соответствии с международными товарными соглашениями, если это усугубляет их платежные балансы (этот механизм не применялся с 1984г.);
- Механизм финансирования системных (структурных) преобразований цель – оказание денежной помощи странам, осуществлявшим переход от централизованно планируемой экономики к рыночной, средством радикальных экономических и политических реформ;
- Механизм финансирования дополнительных запасов. В рамках этого механизма предоставляются средства государствам-членам, которые испытывают «редкие трудности» в области платежного баланса и живо нуждаются в широкомасштабном краткосрочном финансировании вследствие внезапной утраты доверия к валюте со стороны рынка, что обретает представление в стремительной утечке капиталов и давлении на международные запасы страны;
- чрезвычайные кредитные линии (МВФ раскрывает в чрезвычайном
порядке краткосрочные кредитные линии странам-членам, сталкивающимся с опасностью острого кризиса платежного баланса, « бегства « капиталов из страны, вследствие вероятного отрицательного действия изменения ситуации на интернациональных рынках капиталов, т. е. причин, окружающих в большей степени вне сферы контроля со стороны кредитуемых государств).
Особенностью нового механизма является его упреждающий характер:
финансовые средства государство сумеет заполучить не после, а до того, как наступит кризис,
- при появлении первых его признаков; ограничение приобретение кредита – проведение страной-заемщицей действенной антикризисной экономической политики и воплощение ею «международно - общепризнанных стандартов «).
В рамках МВФ действуют также особые системы кредитования, в том числе система компенсационного и чрезвычайного финансирования, система финансирования буферных запасов и система дополнительного резервного финансирования.
Система компенсационного и чрезвычайного финансирования предназначена для стран-членов МВФ, которые столкнулись с мимолетным сокращением поступлений от экспорта или несут большие затраты на закупку зерна по факторам, не зависящим от предоставленной страны.
Хотя с 1984 ни одна из стран-членов МВФ не заимствовала средства по системе финансирования буферных запасов, предоставленная система продолжает быть, и предназначена для финансирования взносов стран-членов на поддержание интернациональных буферных запасов.
В декабре 1997 МВФ ввел новейшую систему финансирования, предназначенную для стран-членов, которые столкнулись с необычными краткосрочными проблемами платежного баланса, вызванными внезапной потерей доверия инвесторов.
Система дополнительную резервного финансирования позволяет заполучить в течение 1-го года 2-мя или несколькими траншами дополнительную средства в рамках договоров о резервном кредите или расширенном доступе.
В декабре 1997 было одобрено первое различение средств по данной системе на сумму 9, 95 миллиардов. СДР, которые получила Корея в рамках соглашения о резервном кредите [15, c. 39][12].
Бедным странам региона, испытывающим неизменные трудности с платежным балансом, в 1987 была предложена, а в феврале 1994 расширена программа помощи структурной перестройки, предусматривающая предоставление кредитов на льготных условиях.
Ее целью является помощь в течение 3-х лет среднесрочных государственных программ структурной перестройки, призванных повысить положение платежных балансов и содействовать экономическому росту.
С 1986 МВФ выделил по данной линии кредиты на общую сумму 9, 9 миллиардов. СДР (по состоянию на 30 апреля 1998).
Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными критериями.
Согласно начальному Уставу они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, приобретенной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, подключая и спрашиваемую сумму, не обязана была превосходить 25% величины квоты страны;
во-вторых, общественная сумма валюты предоставленной страны в активах МВФ не могла превосходить 200% величины ее квоты (подключая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке).
В пересмотренном в 1978 г. Уставе первое ограничение было устранено.
Это позволяет странам-членам применять их способности получения валюты в МВФ в течение наиболее короткого срока, чем 5 лет, какие необходимы были для этого.
Что касается другого условия, то в необыкновенных обстоятельствах и его действие может приостанавливаться.
МВФ взыскивает со стран-заемщиц единовременный комиссионный сбор в размере 0, 5% от суммы сделки и определенную плату, или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая основывается на рыночных ставках.
По истечении установленного периода времени страна-член должна изготовить обратную операцию — купить национальную валюту у Фонда, возвратив ему средства в СДР или иностранных валютах.
Помимо того, страна-заемщик должна преждевременно создавать выкуп собственной лишней для Фонда валюты по мерке усовершенствования ее платежного баланса и роста денежных запасов.
Если окружающая в МВФ государственная цена страны-должника покупается иным государством - членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.
Приобретаемая государством - членом в МВФ первая доля иностранной валюты в размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения былая золотая порция) с 1978 г. именуется резервной частей.
Она определяется как превышение величины квоты страны - члена над суммой находящегося в постановлении Фонда запаса государственной валюты предоставленной страны.
Средства в иностранной валюте, какие могут быть приобретены страной-членом сверх резервной части(100% величины квоты), разделяются на 4 кредитные части (транши) по 25% квоты.
Предельная сумма кредита, которую государство может купить у МВФ в итоге совершенного применения резервной и кредитных частей, сочиняет 125% размера ее квоты.
Обязательства страны – наемщицы, предусматривающие проведение ею соответственных финансово-экономических мероприятий, укрепляются в «письме о намерениях», направляемом в МВФ.
Если Фонд сочтет, что государство употребляет кредит «в противоречии с целями Фонда» или не исполняет его предписаний, он может ограничить или полностью пресечь кредитование страны.
Использование первой кредитной части может быть осуществлено как в форме непосредственного приобретения иностранной валюты, при которой государство приобретает всю необходимую сумму немедленно после согласия Фондом ее запроса, так и методом заключения с МВФ соглашения о резервном кредите.
Соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай», обеспечивают стране-члену гарантию того, что она может приобретать иностранную валюту от МВФ, в замен на национальную, в соответствии с договоренностью, в любое время при соблюдении государством оговоренных критериев.
Подобная практика предоставления кредитов подобна изобретению кредитной линии.
Главным назначением кредитов «стэнд-бай» является в настоящее время кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ.
Валюта, предоставляемая Фондом в облике резервного кредита в рамках высших кредитных частей, выдается определенными дозами (траншами) через поставленные промежутки времени в течение срока соглашения.
Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита, в рамках системы расширенного кредитования, может быть суровое повреждение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма.
2.2 Роль МВФ в развитии стран с переходной экономикой
МВФ оказывал помощь процессу модификации почти во всех странах бывшего Советского Союза. Эта помощь включала концессионное финансирование, политические консультации и технологическую содействие.
Несмотря на кратковременные противоречия, сотрудничество между Фондом и странами бывшего СССР за прошлый период было охарактеризовано МВФ как в целом удачное.
Доказательством этому послужил вклад предоставленного сотрудничества в макроэкономическую и финансовую стабилизацию.
В имеющейся на этот момент экономической литературе валютный кризис, охвативший страны бывшего СССР в 1998г., внушительно объясняется существенными макроэкономическими диспропорциями.
Безответственная фискальная политика и недочет структурных реформ привели к неустойчивому внутреннему и внешнему расположению.
При отсутствии стремительной корректировки политики эта ситуация обязана была привести к денежному кризису.
Для России пусковым механизмом, вскрывшим имеющиеся дисбалансы и накопившиеся обещания по обслуживанию долга, послужили беспорядки на денежных рынках, последовавшие за азиатским кризисом 1997г., в сочетании с падением цен на нефть.