Файл: КАДРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО БАНКА СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Кадровая политика современного банка
.1 Понятие кадровой стратегии банка
1.2 Стили руководства в банковской сфере
Глава 2 Формирование, развитие и стимулирование кадрового потенциала банка
2.1 Ступени развития персонала
2.2 Стимулирование кадрового потенциала банка
Глава 3 Стимулирование персонала банка
3.1. Мотивация к труду банковского персонала
Введение
Деятельность успешного банка зависит от работающих в банке людей. Управление кадрами является важной функцией любой организации и особенно банка, поскольку в центре этой деятельности всегда находятся люди. Когда банк действительно заботится о людях, вся его хозяйственная философия, культура и действия отражают эту заботу. Люди - это жизненная сила банка.
Основной целью этого вида деятельности в банковской области является обеспечение действительного лидерства в планировании потребности в кадрах, организации служебных обязанностей, найма и подготовки сотрудников, оплате их труда, мотивации и премировании, оценке результатов деятельности сотрудников, охране труда, а также в умении разрешать трудовые споры и поддерживать здоровый климат в коллективе сотрудников.
Актуальность данного темы работы представляет особый интерес, так как выработка кадровой политики и корпоративной культуры банка направлены на создание коллектива, способного к творческому поиску наиболее верных эффективных решений, совершенных методов, приемов в работе. Небезынтересной является и проблема субъекта управления, потому что именно руководитель вырабатывает и задает алгоритм всей работы с кадрами, определяет ее стратегию и тактику.
Целью работы является оценка кадровой политики современного банка, ориентированной на формирование и развитие кадрового потенциала банка.
Задачами исследования кадровой политики и формирования кадров в банке являются: определение приоритета кадровой политики, стилей управления банковским персоналом и обзор кадровой информации.
Объектом исследования выступает персонал банка и проводимая в отношении него кадровая политика. Особое внимание уделяется вопросам отбора и привлечения сотрудников банка, их аттестации, организации профессионального обучения, повышения квалификации, подготовки резерва и планирования карьеры.
Предметом исследования являются процессы выработки кадровой политики банка в зависимости от наступления тех или иных условий; формирования и развития кадрового потенциала банка.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности применения полученных выводов и рекомендаций в практике управления персоналом банка.
Кадровая политика организации - это система теоретических взглядов, идей, требований, целей, принципов и вытекающих из них форм, методов и критериев работы с кадрами, распространяемые на все категории персонала.
Ее осуществление имеет целью создание высокопроизводительного и высокопрофессионального, сплоченного и ответственного коллектива, способного гибко и адекватно реагировать на изменения внутренней и внешней среды.
В качестве методологической основы исследования использовался системный метод. В рамках данного общего подхода были применены также принципы структурно-функционального анализа.
В работе рассматривается стимулирование банковского персонала к наиболее эффективной работе через формирование корпоративной культуры банка, планирование внутрибанковской карьеры и мотивацию к труду, как основного фактора успеха в сфере банковского бизнеса. В основу работы легли труды таких ученых как Виханский О. С., Наумов А. И. , Кабушкин Н. И. Чижов Н.А. , Лаврушина О.И.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.
Глава 1 Кадровая политика современного банка
.1 Понятие кадровой стратегии банка
В настоящее время качество управления банковским персоналом определяет наличие соответствующих систем ответственности в банке за результативность работы с кадрами, а также ее ресурсное обеспечение. Эффективной является та система управления персоналом, которая, не только оправдала себя, но и дала ощутимые положительные результаты[1].
Первая система управления персоналом - это правление банка и его председатель. Вторая система - профессиональные подразделения по работе с персоналом (отдел кадров, сектор материально-технической поддержки, группа психологов, Учебный центр и всевозможные другие отделы и службы). Третья система - работа с персоналом руководителей подразделений банка[2].
Кадровая стратегия банка основывается на базовых принципах, разделяемых всеми субъектами банка, как организационной системы.
Банк рассматривает персонал, как человеческий ресурс, способный обеспечить ей конкурентные преимущества и достижение лидерских позиций при условии планирования и обеспечения его оптимального использования, развития и качества[3].
Управление персоналом банка основывается в первую очередь на преобладании экономических и социально-психологических методов и составляет одну из важнейших функций управления банка на всех иерархических уровнях управления.
Линейное руководство делегирует службам управления персоналом определенные полномочия в области банка работы с персоналом, оставляя за собой право принятия решения в пределах установленной компетенции; персонал банка рассматривается как капитал, приобретенный в ходе конкурентной борьбы, а расходы на персонал - как долгосрочные инвестиции в развитие банка[4].
Персонал банка является носителем ее корпоративной культуры и ценностей и во многом способствует созданию положительного обобщенного образа банка, способствующего созданию потенциала, идентификации и поддержки, атмосферы доверия, приемлемости и благорасположенности общества к деятельности банка на региональном, государственном и международном уровнях[5].
Банк, как работодатель, и персонал выступают как социальные партнеры, разделяющие цели производства и способы их достижения, определяемые стратегией и политикой банка. Банк обеспечивает своему персоналу удовлетворение социальных, духовных и материальных потребностей в соответствии с вкладом каждого из сотрудников в достижение целей и задач банка[6]. Банк ориентируется на установление длительных трудовых отношений с каждым сотрудником, основанных на соблюдении требований трудового законодательства и позволяющих сотруднику полностью реализовывать имеющийся уровень профессиональной компетентности, а также совершенствовать его в направлениях, определяемых потребностями банка и уровнем должностной компетенции сотрудника.
Руководство служб управления персоналом в полной мере участвует в процессе подготовки корпоративной стратегии, а не только в ее реализации[7].
Генеральной целью реализации кадровой стратегии банка является обеспечение качества ее персонала на уровне, позволяющем наиболее эффективно реализовать стратегические цели и политические задачи банка на каждом этапе ее деятельности[8]. Под обеспечением качества персонала понимается наибольшее достижение соответствия его качественных и количественных характеристик текущим и перспективным потребностям банка.
Реализация кадровой стратегии банка предполагает наличие двух этапов, для каждого из которых характерна постановка и реализация своей группы целей.
На первом этапе основной целью реализации кадровой стратегии является обеспечение экономической эффективности управления персоналом банка. Для решения этой цели наиболее характерна постановка следующих задач: обеспечение оптимального состояния между результатом выполняемой конкретным сотрудником работы и затратами банка, связанными с выполнением данной работы[9].
Это включает организацию и совершенствование форм и методов справедливого и точного учета количества и оценки качества труда каждого сотрудника, а также затрат банка на содержание персонала и обеспечение его деятельности, выработку механизмов регулирования, формирование и учет долгосрочных компонентов, определяющих уровень эффективности управления персоналом, таких, как стабильность и гибкость персонала.
На втором этапе основная цель кадровой стратегии - обеспечение социальной эффективности управления персоналом банка. Основными задачами этого этапа являются: выявление, учет и использование в управлении персоналом дифференцированных индивидуальных потребностей и ожиданий сотрудников; формирование коллективных интересов на основе их индивидуальных потребностей[10].
Основные формы и методы, применяемые при практической реализации целей и задач, предусматриваются кадровой политикой банка[11].
Для оценки эффективности применяемых методов реализации стратегии управления персоналом необходимо проводить количественную и качественную оценку эффективности по различным методикам, учитывающим эффекты от производительности труда, снижения текучести кадров и обучения персонала с последующим освоением смежных профессий[12].
В случае обнаружения низкой эффективности проведенных мероприятий следует изменить подходы к проведению политики управления персоналом, опираясь на потребности, ожидания сотрудников, согласованные с целями и задачами банка. С точки зрения стратегических подходов, полагаться полностью на расчетные показатели неправильно, необходим ситуационный подход, позволяющий определить эффективность проводимой кадровой стратегии, исходя из текущего состояния ресурсов банка.
1.2 Стили руководства в банковской сфере
В банковской практике имеется большое разнообразие стилей руководства. Выделяют два основных типа – стремление к доминированию и направленность, например, на достижение личного самоутверждения[13].
Жесткий стиль управления (автократический, директивный, административный) – волевой, самовластный. Руководитель с жестким стилем склонен к административным способам управления, бывает резким с подчиненными, не воспринимает мнения, которое отличается от его точки зрения[14]. Такой руководитель принимает решения единолично и осуществляет постоянный контроль за выполнением работы.
Жесткий стиль эффективен в сложных и стрессовых ситуациях, в которых необходимо проявить власть и подчинение. Он результативен в организациях с четкой дисциплиной и строгой иерархией, а также при значительном разрыве в уровне профессионализма руководителя и подчиненных[15].
Жесткий стиль неэффективен в коллективах, в которых от сотрудников требуются определенная свобода и творчество, в работе с молодыми специалистами и людьми чувствительными, щепетильными, неуверенными в своих деловых качествах. При обсуждении спорных проблем, когда необходимо найти нестандартное решение, жесткий стиль лучше не применять, поскольку любое давление руководителя на подчиненных может исключить из продуктивного поиска большинство участников дискуссии. В таких случаях недопустимы указания на личные недостатки людей, особенно тех, кто, по мнению руководителя, сделал неудачные предположения.
При излишне жестком стиле существует опасность возникновения конфликтов в коллективе и повышенной текучести кадров, даже в условиях имеющихся свободных рук на рынке труда[16].
В коллективе заметно уменьшается активность подчиненных, формируется пассивное, безразличное подчинение или, наоборот, могут вспыхивать «коллективные бунты» - сопротивление, протест и отказ от работы[17]. От жесткого руководителя часто уходят наиболее творческие сотрудники, не признающие излишнего контроля за своей деятельностью. Существует и еще одна опасность: при единоличном принятии решения возможен односторонний учет факторов и грубые ошибки в прогнозировании последствий.
Мягкий стиль управления проявляется в том, что руководитель предоставляет полную свободу своим подчиненным, они сами выбирают направление работы, формулируют производственные задачи и находят способы их решения[18]. Такой стиль применим исключительно в коллективах с высоким творческим потенциалом. При неумелом применении мягкого стиля управления возможны полный развал работы и распад коллектива. Иногда в таких случаях коллектив как саморегулирующая система выдвигает своего лидера, как правило, жесткого и волевого, способного осуществить реальное руководство.