Файл: История развития товароведения. Содержательные контуры товароведения как науки в пищевой промышленности..pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ "ТОВАРОВЕДЕНИЕ"
1.1 Этапы развития товароведения
1.2 Предмет и содержание товароведения
ГЛАВА 2 КАТЕГОРИИ ТОВАРОВЕДЕНИЯ
2.1 Основные категории товароведения
2.2 Товароведение пищевых товаров
ГЛАВА 3 ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ ТОВАРОВ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
3.1 Классификация товаров пищевой промышленности
3.2 Показатели качества пищевых продуктов
3.3 Качество пищевых продуктов и методы его определения
Такое подтверждение соответствия дается в виде сертификата соответствия.
Сертификат- это документ подтверждения соответствия качества продукции установленным требованиям стандарта, составленный по правилам системы сертификации. Он включает в себя: код, тип продукта; фирму-изготовителя; место изготовления; данные соответствия требованиям безопасности, соответствующих стандартов или нормативных документов; данные и одобрение результатов в испытательной лаборатории, протокол испытаний; данные о действительности сертификата, его регистрации в реестре Общества и регистрационный номер Общества.[10]
Сертификация- это деятельность независимых уполномоченных органов государства по подтверждению качества продукции установленным требованиям стандартов. Правила сертификации разрабатываются Госстандартом России и утверждаются Законом Российской Федерации.
Одним из важных документов для выдачи сертификата является гигиенический сертификат, введенный постановлением Госсанэпиднадзора в 1993 году.
Целью гигиенического сертификата является предупреждение неблагоприятного влияния на здоровье человека опасных продуктов питания, в которых превышены предельно допустимые нормы микробиологических показателей или концентрация веществ, приводящих к накапливанию токсинов. Гигиенические сертификаты должны иметь: пищевое сырье, продукты питания, пищевые добавки, красители, консерванты.
Любой продукт, произведенный в России с сертификатом качества, должен иметь Знак соответствия на каждой упаковочной единице - это знак, подтверждающий соответствие маркированной им продукции, установленным требованиям стандарта, согласно сертификации.
Знак соответствия имеет утвержденную ГОСТом символику (рис. 1), состоящую из двух частей: непосредственно знак в виде графического изображения букв «С», «Р», «Т» и кода органа Госстандарта России, выдавшего сертификат, состоящего из двух букв и цифр (АЯ78). Качество такой продукции находится под постоянным контролем государства в лице Госстандарта, Госторгинспекции, Госсанэпиднадзора России.[11]
С 1990 года в России, в соответствии с Европейской системой кодирования (EAN), каждому продукту присваивается штрих-код.
Штрих-код- это маркировка, нанесенная на этикетку и упаковку товара в виде многоразрядных чисел в десятичной системе исчисления с кодированием каждой цифры в виде черных полос на белом фоне, которые легко различаются специальными средствами считывания. Информация о товаре хранится в штриховом коде за счет использования различного соотношения ширины штрихов и пробелов. Признаком кода служат две длинные черты в начале и конце его.
Наиболее распространенным стандартом штриховых кодов является EAN-13, состоящий из 13 цифр. Каждому виду изделий присваивается свой номер (рис. 2).
По этим 13-ти цифрам можно определить следующее: 1) код страны- поставщика товара (первые 2 -3 цифры); код предприятия-изготовителя продукции (следующие 5 цифр); код товара (последующие 5 цифр) - информация о товаре: наименование, потребительские свойства, размер, масса, цвет; 2) убедиться в подлинности и доброкачественности товара, если 13-я цифра - контрольная совпадает с результатом считывания всех кодов прибором-сканером.
Одним из критериев показателя качества продукции являются следующие данные, нанесенные на каждой единице упаковки, а именно: юридический адрес фирмы производителя; дата изготовления; срок годности
и условия хранения продукта; химический состав или пищевая и энергетическая ценность его; обозначение нормативного (ГОСТ.Р) или технического (ТУ) документа, в соответствии с которым изготовлен продукт.
3.4 Современные задачи, стоящие перед товароведением
В рыночной экономике потребитель и производитель сами находят себя на рынке, мотивация их деятельности основывается на наиболее полном удовлетворении потребностей потребителем и получении максимальной прибыли производителем. Потребитель имеет выбор между наилучшими товарами различных производителей. Однако потребитель не всегда может правильно оценить качество товара. Иногда в результате приобретения некачественного товара возникает необходимость проведения его экспертизы. Товаровед в данной ситуации должен уметь защитить потребителя от получения некачественного товара.[12]
Он должен владеть информацией по вопросам качества, ассортимента, условий хранения, маркировки товаров, а если необходимо, — провести необходимые исследования.
Товароведение занимается вопросами управления качеством и ассортиментом товаров на всех стадиях жизненного цикла:
• на стадии изучения потребностей — для определения требований, на стадии проектирования — через обобщение и конкретизацию потребительских требований и оценку соответствия проектов и моделей этим требованиям;
• на стадии производства — путем контроля качества изготовления товаров;
• на стадии обращения — путем оценки общественной потребительной стоимости товаров и обеспечения условий сохранения их качества;
• на стадии потребления — путем разъяснения правил пользования товарами.
К основным задачам товароведения на современном этапе относятся:
• исследование и разработка общих закономерностей формирования и проявления потребительной стоимости товаров в условиях рыночной экономики;
• исследование и совершенствование научных принципов классификации и кодирования товаров;
• исследование и дальнейшая разработка принципов, методов и средств управления качеством и ассортиментом товаров, находящихся в сфере обращения;
• разработка требований к качеству и закрепление этих требований в нормативных документах;
• разработка требований безопасности и содействие включения этих требований в соответствующие документы (технические регламенты, национальные стандарты и проч.);
• исследование оптимальных условий использования товаров;
• построение системы послепродажного обслуживания товаров;
• изучение влияния режимов хранения и транспортирования на потребительские свойства товаров;
• совершенствование методологии экспертизы товаров;
• прогнозирование появления на рынке принципиально новых товаров;
• совершенствование законодательства о защите прав потребителей;
• дальнейшее совершенствование учебного процесса обучения товароведению, расширение практики использования компьютерных сетей для дистанционного обучения;
• активизация творческих связей и обмена информацией между различными направлениями товароведения, систематическая организация и участие в конференциях и симпозиумах на региональном, российском и международном уровнях.
Заключение
В процессе своей деятельности человек пользуется различными продуктами труда, предназначенными для личного или общественного потребления. Причем под деятельностью понимают и человеческую деятельность, и жизнедеятельность биологических объектов.
Продукция может быть создана в результате материальной и не материальной деятельности. Нематериальная продукция – это услуги, ценные бумаги и другие.
Продукты труда, созданные для продажи в целях удовлетворения какой-либо общественной потребности, называются товарами.
Для удовлетворения потребности человека товар должен обладать множеством полезных свойств. В процессе потребления для человека важны только те свойства, которые удовлетворяют конкретную потребность. Их называют потребительскими свойствами.
Потребительские свойства создают потребительскую стоимость в товаре, которая проявляется лишь в пользовании или потреблении.
Мерой потребительской стоимости является качество.
Общественно-полезный труд, воплощенный в товаре образует его стоимость. Денежное выражение стоимости товара – его цена.
Изучением потребительских свойств занимается ТОВАРОВЕДЕНИЕ.
Товароведение – это дисциплина, изучающая природу полезных свойств товаров и факторов, влияющих на них.
Цель товароведения – изучение потребительских свойств товаров, а также всех тех изменений, которые происходят в товаре на всех этапах товародвижения.
Задачи товароведения:
- исследование потребительских свойств товаров с целью управления их качеством и потреблением;
- изучение ассортимента товаров и факторов, влияющих на его формирование;
- систематизация товаров путем применения классификации
- оценка качества товаров, выявление дефектов и причин их возникновения.
- дать товароведную характеристику конкретных товаров
Список литературы
- Жиряева, Е.В.Товароведение : учеб. пособие / Е.В. Жиряева; СПб.: Питер, 1-е изд., 2002. - 650 с.
- Ярбилова А. К.Учебно-методический комплекс по дисциплине товароведение непродовольственных товаров : учеб. пособие / А.К. Ярбилова; Махачкала: ДГИНХ, 2008- 134 с
- Алексеев, Н.С. Теоретические основы товароведения непродо-вольственных товаров: учебник / Н.С. Алексеев, Ш.К. Ганцов, Г.И. Кутянин. – Москва: Экономика, 1989. – 295с.
- Петрище, Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспер-тиза непродовольственных товаров / Ф.А. Петрище. – Москва: Изд. корп. «Дашков и К», 2004. – 512с.
- Гличев А. В. Основы управления качеством продукции. —М.: РИА “Стандарты и качество”, 2001.
- Гончаров Э. Н., Круглов Е. Д. Статистические методы контроля качества продукции. — М.: Изд. стандартов, 2005.
- Додонкин Ю. В., Криштафович В. И., Жебелева И. А. Таможенная экспертиза товаров: Учебник для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2003.
- Дурнев В. Д., Сапунов С. В., Федюкин В. К. Товароведение промышленных материалов: Учебник. — М.: Филинъ, 2002.
- Исикава К. Японские методы управления качеством. — М.:Экономика, 1998.
- Керимов В. Э., Петрище Ф. А., Селиванов П. В. Экономико-математические методы управления затратами на качество:Учеб. пособие. — М.: Центр экономики и маркетинга. 1998.
- Магомедов Ш. Ш. Конкурентоспособность товаров: Учеб.пособие для вузов. — М.: ИТК “Дашков и К°”, 2005.
- Микульский В. Г. Строительные материалы (материаловедение и технология): Учеб. пособие. — М.: ИАСВ, 2002.
- Николаева М. А. Товарная экспертиза. — М.: Деловая литература, 2007.