Файл: История развития товароведения. Содержательные контуры товароведения как науки в пищевой промышленности..pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ "ТОВАРОВЕДЕНИЕ"
1.1 Этапы развития товароведения
1.2 Предмет и содержание товароведения
ГЛАВА 2 КАТЕГОРИИ ТОВАРОВЕДЕНИЯ
2.1 Основные категории товароведения
2.2 Товароведение пищевых товаров
ГЛАВА 3 ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ ТОВАРОВ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
3.1 Классификация товаров пищевой промышленности
3.2 Показатели качества пищевых продуктов
3.3 Качество пищевых продуктов и методы его определения
Введение
На современном этапе рыночной экономики произошли существенные изменения в развитии потребительского рынка, изменились источники насыщения рынка, их состояние, обновилась ассортиментная политика. Товар как объект коммерческой деятельности является одним из важных элементов рыночных отношений.
Товароведение возникло в XVI в. в связи с развитием внешнеторговых связей. Первая кафедра товароведения (растительных и животных фармацевтических материалов) была учреждена в 1549 г. в Италии, в Падуанском университете. В России первым изданием по товароведению стала «Торговая книга», изданная в 1575 г. для «торговых людей».
Товароведение как учебная дисциплина состоит из общего и специального разделов. Общее товароведение изучает фундаментальные теоретические аспекты, взаимосвязи между свойствами товаров, закономерности их проявления.
Специальное товароведение посвящено изучению отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, их видов и свойств исходного сырья, материалов, способов их получения, влияния основных технологических процессов и конструкций изделий на формирование потребительских свойств, ассортимента товарных групп, требований к качеству, маркировке, упаковке, транспортированию и хранению.
Научно-экспериментальная разработка требований к товарам, всестороннее изучение свойств материалов, установление большей или меньшей их пригодности для выработки изделий, выбор показателей качества, разработка методик проведения товароведных оценок составляют предмет товароведных исследований, а оценка качества товаров по установленным показателям — предмет товароведных испытаний.
Товароведение — наука, которая обладает высокой социальной адресностью. Существенную необходимость в товароведении ощущают практически все работники сферы товарного обращения, а также потребители.
В условиях существующей конкуренции трудно представить производственное предприятие, предприятие общественного питания или торговли, которое не испытывало бы потребности в специалистах, владеющих знаниями в области товароведения и экспертизы товаров.
Товароведение - это комплексная научная дисциплина, которая включает систему научных знаний, методы и практические мероприятия, направленные на формирование и развитие ассортимента и качества товаров с целью максимального удовлетворения потребностей
- исследования свойств новых товаров, прежде всего свойства безопасности, разработка номенклатуры их показателей;
- участие в разработке требований к качеству товаров, закладываемых в нормативно-технические документы на продукцию;
- создание новых приборов и современных методов контроля качества товаров, обеспечивающих объективность результатов, минимальные затраты ресурсов и времени;
- исследование свойств новых товаров, прежде свойств безопасности, разработка номенклатуры показателей качества этих товаров, необходимых и достаточных для комплексной оценки качества;
- разработка системы качества на товары в предприятиях торговли на основе международных стандартов;
- разработка рекомендаций по надзору за товарами в процессе хранения и транспортировки.
ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ "ТОВАРОВЕДЕНИЕ"
1.1 Этапы развития товароведения
Ещё в древние времени присутствовала потребность в обмене товаров между людьми. Для того, чтобы такой обмен был эквивалентным, сравнивались полезные свойства обмениваемых товаров, затраты на их получение. Основным эквивалентом обмениваемых товаров являются деньги.
Стоимость товара в денежном выражении определяется его полезностью для покупателя, потребительной стоимостью или потребительским спросом. [1]
На этом этапе товароведение как область знаний о товарах имело практическую направленность и носило эмпирический характер. Происходило накопление фактических сведений на основе практических описаний и наблюдений.
В настоящее время можно выделить несколько этапов развития товароведения как науки..
На античном этапе развития известны описания товароведного характера в агрономических работах древнеримских ученых: Катона Старшего (234—149 до н.э.), Варрона (116—27 до н.э.), Колумеллы (1 в. н.э.) и Плиния Старшего (23 или 24—79).
Катон описывал способы хранения и переработки сельскохозяйственных продуктов (винограда, мяса и рыбы); Варрон — методы оценки качества скота, молока, сыров и др.; Колумелла — способы хранения зерна, выдержку и старение вин, дал товароведную характеристику винограда и способы его хранения[1].
Наиболее капитальной работой этого периода является «Естественная история» Плиния, изданная в 37 книгах, где даны описания многих видов сельскохозяйственной продукции, способов выращивания сельскохозяйственных растений, их переработки и хранения.
Особенно подробно описаны виноград, способы приготовления качественных вин, а также их фальсификации. Плиний первым рассмотрел различные способы хранения в зависимости от климатических условий.
Средневековый этап развития. Бурное развитие таких естественных наук, как физики, химии, биологии, оказало существенное влияние на расширение и углубление товароведных знаний. Впервые вместе с работами описательного характера появляются научные труды, основанные на испытаниях. К первым следует отнести труд М. Себициуса (1630 г.), который описал многие пряности, а также способы приготовления хлеба, сыра, вин и других пищевых продуктов, способы удлинения сроков хранения фруктовых соков путем нагревания. К трудам исследовательского характера относятся работы Ф. Реди, который с помощью микроскопа установил причины порчи мяса.
В эпоху Просвещения обозначилась дифференциация наук. Одним из результатов этого процесса стало формирование научной терминологии — специфического языка каждой науки.
Для развития товароведения как науки в этот период большое значение имели работы Г. Бургаве (1668—1738 гг.), который разработал основы химического анализа пищевых продукт ов, а также К. Линнея (1707-1778 гг.), Ж. Бюффона (1707-1788 гг.), Б. Жюсье (1699—1777 гг.), систематические исследования которых в области биологии послужили основой для разработки научной классификации товаров.
Также в этот период появляются первые самостоятельные работы по торговле и товароведению. Так, в 1575 г. впервые в России вышла «Торговая книга. Книжка описательная, как молодым людям торг вести и знати всему цену, и отчасти в ней описаны всяких земель товары различные, их же привозят на Русь немцы и иных земель люди торговые». В книге, авторы которой неизвестны, дана подробная для того времени характеристика ряда товаров, в том числе экспортно-импортных (меда, воска, зерна, пеньки, жиров, мехов и т.п.). Особенностями товароведной информации, сообщавшейся в «Торговой книге» и других источниках, являются ее описательный характер и отсутствие систематизации[2].
Значительный вклад в развитие науки товароведения внесла вышедшая публикация в 1756 г. книга И.Г. Людовицы «Основы полной торговой системы», где впервые были изложены основы товароведения как области научных знаний. Книга получила широкое признание современников.
Людовицы впервые определил предмет и содержание товароведения, а также дал определение терминов «товароведение» и «товар». По его мнению, к товарам относятся «все движимые вещи, которые являются предметами торговли, за исключением денег и ценных бумаг».
Большой вклад в развитие товароведения в России в XVIII—XIX вв. внесли работы Ф.В. Зуева, А.Т. Болотова, Н.Я. Озерецковского, И.Я. Биндгейма, Б.А. Энгельмана, М.Г. Левковича и др. Благодаря этим работам появляются химические методы товароведной оценки, а также способы переработки и хранения некоторых потребительских товаров.
Значительный вклад в развитие товароведения внесла опубликованная в 1859 г. монография проф. А.Н. Ходнева «Химическая часть товароведения. Исследование съестных припасов и напитков».
В том же 1859 г. вышла в свет книга A.M. Наумова «О питательных веществах и важнейших способах рационального их приготовления, сбережения и открытия в них примесей», где рассматривалась товароведная характеристика пищевых продуктов.
Эпоха промышленной революции. В 1927 г. Я.Я. Никитинский опубликовал первую научную монографию «Очерки по товароведению пищевых продуктов», а в 1933 г. Ф.В. Церевитинов издал обширную монографию по товароведению «Химия свежих плодов и овощей», многие теоретические положения которой не утратили своей актуальности и на современном этапе развития товароведения.
В 1930 -е гг. происходит дифференциация товароведных знаний с выделением общего и частных разделов по группам потребительских товаров. Товароведение пищевых продуктов и товароведение непродовольственных товаров становятся двумя самостоятельными учебными дисциплинами.
В конце 1950-х —начале 1960-хгг. выходят учебники по разным разделам товароведения. В период с 1957 по 1965 г. было издано восемь учебников по товароведению пищевых продуктов, выдержавших по 3—4 издания; отдельно издаются учебники по товароведению для кооперативных вузов, а также для техникумов. В 1957—1962 гг. вышли в свет девять учебников по товароведению промышленных товаров.
Одновременно с учебной литературой в СССР издавалось много справочной и научно -практической товароведной литературы, внесшей значительный вклад в развитие научного товароведения. Были изданы: многотомный «Товарный словарь» (1947), «Справочник товароведа продовольственных товаров» в двух томах (1968,1980 и 1987—1988), «Справочник товароведа непродовольственных товаров» в двух томах (1970,1987-1988), серия книг «Контроль качества товаров в торговле» (1-е издание в 1976-1978 гг., 2-е издание в 1985-1988 гг.).
Кроме того, были изданы крупные монографии: Церевитинов Ф.В. Химия плодов и овощей (1-е издание в 1933 г., 2-е в 1949 г.), Колесник А.А. Факторы длительного хранения плодов и овощей (1957), Козин Н.И. Химия и товароведение пищевых жиров (1 -е издание в 1939 г., 2-е в 1947 г., 3- е в 1958 г.), Рукосуев А. Н. Основы товароведения хлебных продуктов (1966),
Сперанский В.Г. «Биологические основы сохраняемости плодов и овощей» (1964) и др.
В начале 1990-х гг.в России наблюдалось падение престижа научных знаний, в связи с чем издание товароведной литературы в российских издательствах полностью прекратилось. Лишь в 1995 г. по инициативе издательства «Экономика» и автора начато издание серии научно -практических книг по товароведению «Товарный справочник».
Значительный вклад в развитие товароведения внесли зарубежные ученые, в первую очередь немецкие и польские, чьи труды были переведены на русский язык и оказали заметное влияние на развитие отечественного товароведения. Так, в 1967 г. была переведена на русский язык и издана книга Г. Грундке «Основы общего товароведения».
Необходимо выделить два основных направления развития товароведения — практическое и научное. Причем на разных этапах развития либо преобладало то или иное направление, либо оба направления существовали совместно.
Современный этап развития науки характеризуется интеграцией научных знаний различных отраслей. Эта проблема сегодня стоит и перед товароведением как прикладной наукой. Одним из подходов к интеграции двух разделов — товароведения пищевых продуктов и товароведения непродовольственных товаров — является создание общих для обоих разделов теоретических основ, рассматривающих основополагающие характеристики всех товаров независимо от их назначения
1.2 Предмет и содержание товароведения
При современной системе хозяйствования сохраняются товарное производство и товарное обращение. Поэтому продукты общественного производства являются товарами. По определению К. Маркса, “товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая, благодаря ее свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности”.[3]
Исторической заслугой К. Маркса является то, что он вскрыл двойственную сущность товаров: их потребительную стоимость и стоимость.
Полезность вещи, ее свойства, благодаря которым она может удовлетворять ту или иную потребность людей, делают вещь потребительной стоимостью.
Определение “товароведение” включает два слова «товар» и “ведение”. "Ведение" происходит от санскритского veda (веды), что означает “знание”, поэтому, товароведение - это знание о товарах.[4]
Первое определение товароведения было дано И.Вавиловым в “Справочном коммерческом словаре”: “Товароведение -наука научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения”.
В настольном энциклопедическом словаре, который был издан в 1896 г. товароведение было определено как отрасль технологии, имеющая целью “точнее распознать употребление в технике сырых продуктов, определить их происхождение и указать наилучшее употребление”.
Начало современному пониманию товароведения положено К.Марксом, который писал, что “Потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины -товароведения.
В коммюнике Международной теоретической конференции преподавателей высшей школы по вопросам общего товароведения, состоявшейся в сентябре 1962 года в Лейпциге (Германия) дано следующее определение “Товароведение представляет собой естественно-научную дисциплину, предметом которой является потребительная стоимость товаров”.