Файл: История развития товароведения. Содержательные контуры товароведения как науки в пищевой промышленности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с ОСТ 28-12-81 “Товароведение, основные понятия, термины и определения” понятие “товароведение” обозначает целенаправленную деятельность по образованию ассортимента и качества товаров.[5]

Товароведение –это наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.

Дисциплина товароведение изучает потребительные свойства товаров, их классификацию и кодирование, стандартизацию, факторы, обуславливающие качество товаров, контроль и оценку качества, закономерности формирования ассортимента и его структуру, условия хранения товаров, транспортирование, потребление и эксплуатацию.

Товароведение связано с фундаментальными дисциплинами -физикой, химией, биологией, микробиологией -знания этих дисциплин необходимы для более глубокого понимания и оценки потребительных свойств товаров, их изменений при производстве и хранении.

Таким образом, товароведение изучает единичную потребительную стоимость, удовлетворяющую потребности людей и характеризуемую в товароведении категорией «качество», и совокупно-общественную потребительную стоимость, призванную удовлетворять потребности социальных групп и характеризуемую категорией «ассортимент».

Вышеперечисленное определяет следующие блоки задач товароведения.

В категории «ассортимент» товаров:

— систематизация ассортимента товаров на основе современных методов классификации и кодирования;

— изучение свойств и показателей ассортимента для анализа и управления ассортиментной политикой производственных предприятий и коммерческих организаций.

В категории «качество» товаров:

— определение основополагающих характеристик товаров, номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров;

— оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных;

— выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;

— выявление факторов, определяющих и обеспечивающих сохранность качества товаров на разных этапах их технологического цикла.

Метод товароведения основан на комплексном естественно-техническом и социально-экономическом системном подходе к изучению потребительной стоимости, ассортимента и качества товаров.

Товароведение изучает качественные и количественные проявления потребительной стоимости товаров, условия ее изменения при хранении, транспортировании, эксплуатации и потреблении товара.


Потребительная стоимость вызвана свойствами товара. Знание простых и комплексных свойств является основой товароведной оценки качества товаров.

ГЛАВА 2 КАТЕГОРИИ ТОВАРОВЕДЕНИЯ

2.1 Основные категории товароведения

Товароведение  – наука  об  основополагающих  характеристиках  товаров,  определяющих  их потребительские стоимости и факторах обеспечения этих характеристик.

В ГОСТ Р 51303—99 «Торговля. Термины и определения» приведено следующее определение: «Товар— это любая вещь, Товароведение: цели, задачи, объекты, субъекты...не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица другому по договору купли-продажи».[6]

Товары являются объектом изучения товароведения. Товары народного потребления — это товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Товары народного потребления — это товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Товары производственного назначения — это товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности.

Удовлетворение потребностей людей происходит в процессе использования товаров, например при ношении одежды, обуви, потреблении продуктов или при сенсорном восприятии предметов (цветы, парфюмерия), интеллектуальном осмыслении, вызывающем эмоциональное, психологическое удовлетворение (книги, музыка, развлекательные программы для персональных компьютеров, видеофильмы и др.). Товары удовлетворяют потребности благодаря своим свойствам. Степень ценности товара зависит от его свойств и индивидуальна для каждого человека.

Предметом изучения товароведения является потребительная стоимость товара. Она создается природой, трудом человека в рамках технологического процесса, из исходных материалов формируясь в продукцию, назначением которой является удовлетворение материальных или духовных потребностей людей.

Товары производственного назначения — это товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности.


Предметом изучения товароведения является потребительная стоимость товара. Она создается природой, трудом человека в рамках технологического процесса, из исходных материалов формируясь в продукцию, назначением которой является удовлетворение материальных или духовных потребностей людей.

Цель товароведения – изучение основных характеристик товара, которые составляют потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

Перечислим основные задачи товароведения:

  • четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость;
  • установление принципов и методов товароведения, обусловливающих его научные основы;
  • систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;
  • изучение свойств и показателей ассортимента товаров для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой организации;
  • определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;
  • оценка безопасности и качества товаров, в том числе импортных;
  • определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;
  • обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;
  • выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;
  • установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработки мер по их предупреждению или снижению;
  • информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя;
  • товароведная характеристика конкретных товаров.

Товароведение — наука, обладающая высокой социальной адресностью. Настоятельную необходимость в ней ощущают практически все работники сферы товарного обращения, а также потребители. В условиях активной конкуренции сложно представить производственное предприятие, предприятие общественного питания или торговли, которое не испытывало бы потребности в специалистах, владеющих знаниями в области товароведения и экспертизы товаров.

2.2 Товароведение пищевых товаров

Товароведение - научная дисциплина, изучающая природу и полез­ные свойства товаров, удовлетворяющих определенную потребность человека.


Основная задача товароведения пищевых продуктов состоит в изу­чении факторов, формирующих и сохраняющих их качество, т.е. в изучении сырья, из которого приготовляют продукты, особенностей техно­логии их производства, разработке наиболее рациональных режимов и способов хранения, упаковки и перевозки с наименьшими потерями. То­вароведение классифицирует пищевые продукты по определенным при­знакам и свойствам.

Как научная дисциплина товароведение возникло в конце XIX в. Ос­новоположниками его были Я.Я. Никитинский (1854-1924 гг.) и П.П Пет­ров (1850-1928 гг.). Большой вклад в развитие товароведения внесли про­фессора Ф.В. Церевитинов (1874-1947 гг.), B.C. Смирнов (1881-1958 гг.),Н.И. Козин (1888-1975 гг.) и др.

Товароведение тесно связано с другими науками: с физикой, основы которой используют в изучении физических свойств и условий хранения продуктов; с химией и микробиологией, способствующими пониманию процессов формирования свойств продуктов и условий их хранения; с биологией, помогающей вскрыть природу и пищевую ценность продук­тов; с физиологией питания, которая определяет нормы потребления, усвояемость пищевых веществ и продуктов.

Товароведение продовольственных товаров тесно связано с техническими, естественными и экономическими дисциплинами. В первую очередь оно базируется на данных физики, химии и биологии. Только с помощью этих наук можно выявить полезные свойства продовольственных товаров. От того, насколько глубоко используются достижения физики, химии, биологии и некоторых других общенаучных дисциплин, во многом зависит научный уровень товароведения продовольственных товаров.

Физика и химия дают общие сведения о веществах, их строении, свойствах; биология – данные об организмах, их строении и происходящих процессах жизнедеятельности.

Продовольственные товары, за некоторым исключением, представляют собой хорошую питательную среду для микроорганизмов, поэтому из микробиологии товароведение черпает сведения о возбудителях порчи продуктов и методах предупреждения развития микроорганизмов. Микробиологические процессы лежат в основе переработки многих продуктов, а также производства витаминов, ферментов, антибиотиков и кормовых белков. Следовательно, микробиология, и особенно ее отрасль – пищевая микробиология, тесно связана с товароведением продовольственных товаров.

Товароведение продовольственных товаров непосредственно связано с агрономией и зоотехнией.

Агрономия и зоотехния изучают методы создания таких условий для жизни и развития растений и животных, при которых можно получить наиболее ценное по качеству пищевое сырье, способы использования, условия и сроки его хранения.


Продовольственные товары растительного и животного происхождения человек употребляет преимущественно после технологической переработки, в процессе которой сырье подвергается различным изменениям. Поэтому имеется связь между товароведением и технологией продовольственных товаров, которая изучает сущность производственных процессов и влияние способов переработки на качество продуктов.

Поскольку продовольственные товары служат для поддержания жизнедеятельности человека, товароведение тесно связано с физиологией и гигиеной питания. В организме одновременно происходят процессы диссимиляции и ассимиляции. Непрерывно совершающийся процесс разрушения органических веществ в тканях человека – диссимиляция требует созидательного процесса –ассимиляции, при котором пища обогащает ткани необходимыми органическими и минеральными соединениями. В физиологии питания продовольственные товары оценивают с точки зрения целесообразности их использования, соответствия потребностям организма, доброкачественности, безвредности.

Математика имеет особое значение в товароведении при обработке данных наблюдения и экспериментов, а также для более точного формулирования соотношений и закономерностей.

Из экономических наук для товароведения особое значение имеет Экономика продовольственного обеспечения, изучающая порядок продовольственного обеспечения Вооруженных Сил.

Управление продовольственным обеспечением войск дает сведения об особенностях планирования и организации питания личного состава, основах физиологии питания военнослужащих.

В условиях рыночной экономики возникает необходимость в межпредметных связях товароведения с такими дисциплинами, как маркетинг, менеджмент.

Маркетинг определяет: какие продовольственные товары внедрять на обеспечение воинских частей; уровень их качества; объем поставок; вид упаковки; гарантии поставщика.

Менеджмент характеризует совокупность планирования, организации, руководства, координации и контроля качества.

ГЛАВА 3 ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ ТОВАРОВ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ