Файл: Правовой режим коммерческой тайны (Система российского законодательства о коммерческой тайне).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Система российского законодательства о коммерческой тайне
2. Понятие и правовая природа коммерческой тайны
2.1 Признаки информации, составляющей коммерческую тайну
2.2 Признаки информации, не относимой к коммерческой тайне
3. Субъекты права на коммерческую тайну
Физические лица могут заниматься предпринимательской деятельностью с момента их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ).
В соответствии с таким признаком предпринимательской деятельности как «систематическое получение прибыли» все юридические лица разделяются на коммерческие и некоммерческие организации. В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ, коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Пункт 2 ст. 50 определяет организационно-правовые формы, в которых могут создаваться коммерческие организации: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
В соответствии с п. 3 ст. 50 ГК РФ, предпринимательскую деятельность могут осуществлять и некоммерческие организации, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и только такую предпринимательскую деятельность, которая соответствует этим целям [2].
Круг субъектов права на коммерческую тайну составляют:
-граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
- коммерческие организации;
-некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, служащую достижению целей, ради которых они были созданы, и соответствующую этим целям (за исключением тех некоммерческих организаций, которым законом не предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность). [7, стр. 348]
Обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, является лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны.
Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, возникают с момента установления им в отношении такой информации режима коммерческой тайны в соответствии со ст. 10 ФЗ РФ «О коммерческой тайне».
Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право:
1) устанавливать, изменять и отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с настоящим Федеральным законом и гражданско-правовым договором;
2) использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации;
3) разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации;
4) вводить в гражданский оборот информацию, составляющую коммерческую тайну, на основании договоров, предусматривающих включение в них условий об охране конфиденциальности этой информации;
5) требовать от юридических и физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности;
6) требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, осуществленных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации;
7) защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.
Обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, полученной в рамках трудовых отношений, является работодатель.
В случае получения работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя результата, способного к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели, промышленного образца, топологии интегральной микросхемы, программы для электронных вычислительных машин или базы данных, отношения между работником и работодателем регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну.
В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.
Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
4. Содержание права на коммерческую тайну
В соответствии с положениями общей теории права, любое субъективное право представляет собой комбинацию трёх правомочий:
1) правомочия на собственные действия,
2) правомочия требования от обязанного лица исполнения лежащей на нём обязанности,
3) правомочия на защиту, выражающегося в возможности обращения к компетентным органам для применения мер государственного принуждения в случае нарушения субъективного права.
В последнее время всё большее распространение получает точка зрения, согласно которой правомочие на защиту представляет собой самостоятельное субъективное право, появляющееся у обладателя регулятивного права лишь в момент нарушения или оспаривания последнего, и реализуется в рамках возникающего при этом охранительного правоотношения. Эта позиция представляется более справедливой, поскольку в соответствии с ней предметом защиты являются не только субъективные гражданские права, но и охраняемые законом интересы. Во многих случаях посягательство на коммерческую тайну влечёт за собой прекращение коммерческой тайны как объекта гражданских прав и, в лучшем случае, речь может идти только о защите имущественных интересов владельца коммерческой тайны, выражающихся, например, в возмещении убытков [9, стр. 145].
Круг правомочий на собственные действия обладателя коммерческой тайны достаточно разнообразен.
В первую очередь, сюда относится возможность принятия мер, направленных на сохранение конфиденциальности информации. Специфика коммерческой тайны в том, что это право одновременно является и обязанностью, поскольку от наличия или отсутствия таких мер зависит и сама возможность защиты информации, составляющей коммерческую тайну. Круг этих мер достаточно широк и будет рассмотрен далее, в главе, посвящённой признакам коммерческой тайны.
Далее, в круг правомочий на собственные действия входит право пользования охраняемой коммерческой информацией. В литературе под правом пользования понимается возможность осуществления таких действий как:
- «обработка информации и получение на основе исходной информации итоговой информации;
- использование информации при составлении бизнес-планов, инвестиционных проектов;
- использование информации при принятии решений о заключении договоров, о форме платежей, о вступлении в качестве членов, пайщиков в другие организации. Технические разработки воплощаются в готовую продукцию, на их основе создаются новые изделия, производится замена технологий, совершенствуется производство в целом».
Таким образом, под правом пользования информацией, составляющей коммерческую тайну, можно возможность совершения любых действий, осуществляемых владельцем коммерческой тайны по её использованию и применению в своей хозяйственной деятельности [10, стр. 305].
Владельцу коммерческой тайны, далее, принадлежит право распространять информацию. Право распространять информацию - это предоставление доступа к информации третьим лицам различными способами. Как правило, это происходит путём передачи права пользования информацией на основе лицензионных соглашений, имеющих как исключительный, так и неисключительный характер. Лицензионные договоры подобного рода не имеют законодательного закрепления и в литературе обычно рассматриваются как договоры sui generis, особого рода, имеющие общие черты с договорами купли-продажи, аренды.
Предметом таких договоров являются технологические секреты, управленческий, финансовый и производственный опыт, представляющие большую коммерческую ценность. В таких договорах особое внимание уделяется условиям о конфиденциальности, поскольку от этого зависит судьба коммерческой тайны, защищённость имущественных интересов обеих сторон.
Право распространения информации может быть реализовано также путём предоставления прав на использование информации по договору коммерческой концессии.
Наконец, обладателю коммерческой тайны принадлежит право распоряжения принадлежащей ему конфиденциальной информацией. Это может выражаться как в прекращении режима секретности этой информации - обладатель коммерческой тайны вправе в любой момент раскрывать перед публикой те сведения, которые составляли коммерческую тайну, если при этом не нарушаются права третьих лиц, что влечёт за собой прекращение существования коммерческой тайны как объекта прав. Также, обладатель коммерческой тайны может в любое время уничтожить принадлежащую ему информацию: путём уничтожения документов, материальных носителей, на которых эта информация зафиксирована и т.д.
Вторую сторону права на информацию составляет правомочие требования от третьих лиц воздержания от незаконного завладения информацией, составляющей коммерческую тайну. В этом правомочии проявляется ещё одна специфика прав обладателя коммерческой тайны: защита предоставляется только от завладения информации незаконными методами. Если информация будет получена третьими лицами законным образом, они не будут считаться нарушителями прав обладателя коммерческой тайны. [7, стр. 126]
Заключение
В настоящее время законодательное оформление правового регулирования отношений, связанных с коммерческой тайной, в целом можно признать состоявшимся. Центральное место среди источников правового регулирования занимает ФЗ РФ «О коммерческой тайне». Установленные этой статьёй критерии, которым должна соответствовать информация, составляющая коммерческую тайну, позволяют относить к коммерческой тайне самые разнообразные сведения, имеющие ценность для их обладателя, в том числе и такие сведения, которые вполне могут быть защищены по нормам законодательства об интеллектуальной собственности. Преимущество коммерческой тайны в том, что не требуется раскрытия информации перед третьими лицами (в отличие, например, от патентного права) [4].
Коммерческая тайна не является объектом интеллектуальной собственности, как это иногда утверждается. Хотя информация вполне может считаться результатом интеллектуальной деятельности, и по этому признаку вполне подпадает под понятие объекта интеллектуальной собственности. Тем не менее, характер и содержание прав обладателя коммерческой тайны не позволяют сделать вывода о том, что они являются исключительными правами (правами интеллектуальной собственности). Поскольку коммерческая тайна является особой разновидностью информации, то и права обладателя коммерческой тайны представляют собой права на информацию, являющуюся особым объектом гражданских прав.
В основе коммерческой тайны лежит фактическая монополия. Поэтому действенность правовой защиты интересов обладателя коммерческой тайны зависит от эффективности и полноты принимаемых им мер по поддержанию секретности информации. В соответствии с прямым указанием закона, наличие таких мер является необходимым условием признания информации коммерческой тайной. Круг этих мер весьма разнообразен: от использования различных технических устройств, препятствующих несанкционированному получению секретных сведений, до заключения соглашений с детально разработанными условиями о конфиденциальности [3].
Охрана коммерческой тайны не связана с какими-либо регистрационными процедурами или уплатой каких-либо пошлин, что делает использование такой формы охраны ценной информации наиболее привлекательной и удобной для лиц, которые по тем или иным причинам не желают использовать другие способы, предусмотренные законодательством, связанные с выполнением различных формальностей и уплатой различных (порой весьма значительных) платежей.