Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности

Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности

Административное регулирование предпринимательской деятельности

Государственное регулирование предпринимательской деятельности через систему налогов

Антимонопольная политика как элемент государственного регулирования

Государственная поддержка предпринимательской деятельности

Правовые формы воздействия на предпринимательскую деятельность.

Техническое регулирование

Прогнозирование и программирование социально-экономического развития

Государственный контроль за предпринимательской деятельностью

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Начать необходимо с выявления особенности российского современного предпринимательства, а состоит оно в том, что развивается современное предпринимательство в условиях формирующегося свободного рынка товаров и услуг, а также в процессе активных технических, научных, информационных преобразований в различных отраслях экономики. Глубина и масштабность задач в рамках рыночных отношений обуславливают необходимость постоянного государственного регулирования экономической стороны вопросов в целом и предпринимательской в частности. Очень важно создавать новые формы и методы организации управленческой деятельности, внедрять новые подходы к управлению имуществом предприятий различных форм собственности, формировать качественно новую финансовую законодательную базу, совершенствовать финансово-правовые нормы, которые в свою очередь будут служить регулированию предпринимательских отношений в стране.

Современное законодательство в предпринимательской сфере не представляет собой полноценную законченную систему норм, и скорее может характеризоваться как свод основных положений, не предусматривающий в себе все разнообразие и многогранность вопросов предпринимательства. Более того, данной нормативной системе характерны внутренние противоречия, а также не полное соответствие положениям других отраслей права, связанных с гражданским правом (конституционное, административное, семейное, налоговое, финансовое, бюджетное и иные). Существует проблема, связанная с тем, что экономика развивается достаточно высокими темпами и развитие нормативно-правовых основ предпринимательства не успевает за данным процессом.

Рынок образуется хозяйствующими субъектами, а государство лишь выполняет регулирующую роль путем создания и защиты правовой основы рыночного хозяйства, экономического регулирования, прямого участия в хозяйственной жизни.

Учитывая многофункциональный характер государственного регулирования предпринимательской деятельности и значимые социально-общественные задачи предпринимательства (общеэкономическая, инновационная, ресурсная, социальная, организаторская и др.), - оно должно изучаться как комплексное явление, сочетающее в себе, экономический и правовой элементы.

Актуальность данной темы обусловлена как сильным интересом к теме в современной науке, так и недостаточной разработанностью данной темы.

Целью данной работы является анализ и определение основных вопросов, тенденций и специфики в целом в сфере осуществления государством регулирования предпринимательской деятельности.


Для достижения данной цели необходимо осуществить ряд задач:

  1. Изучить и обозначить роль государства в регулировании предпринимательской деятельности;
  2. Произвести исследование форм и основных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  3. Выделить основные проблемы в сфере государственного регулирования и постараться систематизировать их;
  4. Провести анализ законодательной базы и практики государственного регулирования в рамках направлений, которые формируют общие условия развития предпринимательства

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с воздействие государства в регулировании отношений между субъектами предпринимательской деятельности.

Предметом дипломного исследования являются нормы права регулирующие систему отношений, возникающих между государством и предпринимательскими структурами.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и библиографического списка.

Общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности

На данный момент в стране наблюдается положительная тенденция развития законодательной базы, закрепляющей стимулирующие, регулирующие и защитные функции в рамках экономики страны. В первую очередь регулирование экономики происходит посредством норм Конституции, например, о социальном государстве[1], о гарантиях единого экономического пространства[2], поддержке конкуренции, защите различных форм собственности, о запрете монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции[3]. Вместе с тем следует отметить, что нормы Конституции РФ, касающиеся государственного регулирования экономики, пока не нашли в законодательстве своего стройного и последовательного развития. Данная проблема – признак зарождения произвола и коррупции, что особенно неблагоприятно для нашей страны, которая входит в первую пятерку стран по уровню дополнительных затрат бизнеса, связанных с преодолением бюрократических и административных барьеров. [4]


Далее для работы необходимо разграничить понятия «государственное регулирование экономики» и «государственное регулирование предпринимательской деятельности». Предпринимательская деятельность – это часть хозяйственной (экономической) деятельности, которая характеризуется специфическими признаками, соответственно государственное регулирование такой деятельности – это разновидность государственного регулирования экономики.

Предпринимательская деятельность[5]–самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предпринимательство с экономической точки зрения играет важную роль в развитии экономики любой страны. Мировой опыт показывает, что темпы развития экономики имеют прямую зависимость от количества возможностей для деятельности отдельных предпринимателей, именно по этой причине очень важно развивать благоприятную среду для развития предпринимательской деятельности. На сам процесс предпринимательства влияют ряд факторов, которые показаны на рисунке 1.

Рисунок 1

«Факторы, оказывающие влияние на развитие предпринимательства»

Необходимо отметить, что государственное регулирование предпринимательской деятельности — это одно из основных направлений государственного регулирования экономики. Государственное регулирование осуществляется в отношении предпринимательской деятельности в целом, и в отношении отдельных ее видов, таких как: аудиторская деятельность, инновационная деятельность, оценочная деятельность, коммерческая деятельность, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность страховых организаций на рынке страховых услуг, банковская деятельность, рекламная деятельность, внешнеэкономическая деятельность, профессиональная инвестиционная деятельность и др.

В настоящее время очень важно заниматься формированием комплекса условий для корректного функционирования предпринимательской деятельности. Он включает в себя стабильность государственной экономической и социальной политики, льготный налоговый режим, развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, существование эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей. Предприниматели должны иметь возможность свободного выхода на внешний рынок. Необходимо создать доступную для предпринимателей кредитную систему, предоставить возможность приобретать необходимые средства производства, сырье и комплектующие изделия. Все вышеперечисленное пока недостаточно доступно российским предпринимателям, поэтому перед развитием предпринимательства в нашей стране стоит множество задач, среди которых основное место занимает государственное регулирование. Необходимость государственного регулирования ярко выражена и определяется следующими требованиями:


  1. Обеспечение общественных нужд в экономическом и социальном развитии;
  2. Формирование государственного бюджета;
  3. Защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;
  4. Обеспечение занятости населения;
  5. Реализация свободы предпринимательства и конкуренции;
  6. Соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности должно представлять собой строго упорядоченную систему мер, принимаемых государством в установленных законом формах для проведения государственной экономической политики, другими словами, необходимо достичь баланса публичных и частных интересов в экономике. Для этого государству необходимо направить свои силы на решение ряда задач:

  1. Разработать, принять и заниматься постоянным контролем законодательства в рамках предпринимательской деятельности;
  2. Повысить эффективность государственного регулирования как минимум посредством снижения соответствующих издержек;
  3. Ослабить прямые формы вмешательства и бюрократического контроля деятельности предприятий;
  4. Создать условия, помогающие развитию здоровой конкуренции;
  5. Обеспечить бюджетное и товарно-денежное равновесие;
  6. Содействовать долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию;
  7. Обеспечить свободное передвижение рабочей силы и соблюдение норм трудового законодательства и регулирования частного найма и порядка оплаты труда.

Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности являются достаточно сложной и малоизученной категорией. В литературе можно встретить массу мнений на предмет понятия «форма». Одни авторы не проводят различие между формами и видами государственного регулирования предпринимательской деятельности, другие считают, что предпочтительнее использовать термин «вид» вместо понятия «форма», третьи не раскрывают значение выражения «форма государственного регулирования предпринимательской деятельности». [6]

Если говорить о методах государственного регулирования, то достаточно будет выделить три основных. Они отображены на рисунке 2.

Рисунок 2

«Основные методы государственного регулирования государственной деятельности»

Метод автономных решений [7]применяется не только для горизонтальных хозяйственных отношений, но и как раз в рамках государственного регулирования предпринимательской деятельности.


Метод обязательных предписаний играет очень важную роль в условиях развитого рыночного хозяйства.

Метод рекомендаций в свою очередь является достаточно перспективным для рыночной экономики.

Так или иначе, для того, чтобы все эти методы можно было бы использовать в полной мере, необходимо, чтобы были проведены работы в рамках улучшения хозяйственного законодательства.

В целом формы государственного регулирования предпринимательской деятельности многообразны и их можно подразделить, соответственно мерам государственного регулирования экономики, на: экономические, правовые и организационные. Экономической формой государственного регулирования предпринимательской деятельности является, в первую очередь, налоговое регулирование, поскольку без налогов невозможна реализация публичных интересов. К экономическим формам относятся также таможенное и валютное регулирование. Кроме того, одной из важнейших форм государственного регулирования предпринимательской деятельности является прогнозирование и программирование социально-экономического развития. Разумеется, что налоговое, валютное и таможенное регулирование невозможно осуществлять без использования некоторых элементов организационных форм регулирования, таких как мероприятия по контролю. Кроме того, Налоговый Кодекс Российской Федерации например, устанавливает определенные меры государственной поддержки предпринимательства. Вместе с тем главное предназначение названных форм регулирования предпринимательской деятельности видится в применении экономических мер воздействия. Без организационных форм государственного регулирования не может обойтись ни одно развитое рыночное хозяйство. Организационные формы государственного регулирования экономики представляют собой меры управленческого (а в необходимых случаях и директивного) порядка, применяемые в пределах, установленных законами, компетентными государственными органами в отношении экономики в целом, ее отдельных сфер, а также видов и субъектов хозяйственной деятельности. К организационным формам государственного регулирования предпринимательской деятельности относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, обязательные предписания, применение нормативов и лимитов, установление квот. Организационные формы государственного регулирования необходимо отличать от санкций, применяемых к хозяйствующим субъектам – правонарушителям в вертикальных хозяйственных отношениях.