Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности

Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности

Административное регулирование предпринимательской деятельности

Государственное регулирование предпринимательской деятельности через систему налогов

Антимонопольная политика как элемент государственного регулирования

Государственная поддержка предпринимательской деятельности

Правовые формы воздействия на предпринимательскую деятельность.

Техническое регулирование

Прогнозирование и программирование социально-экономического развития

Государственный контроль за предпринимательской деятельностью

Заключение

Список использованной литературы

Помимо всего вышесказанного государственная поддержка и защита субъектов предпринимательской деятельности так же являются формами государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Поскольку, как уже отмечалось выше, формы государственного регулирования предпринимательской деятельности должны иметь нормативное закрепление и обеспечение, все они выступают в качестве правовых мер. Законы и подзаконные акты являются основными правовыми формами государственного регулирования предпринимательской деятельности. Некоторые формы государственного регулирования предпринимательской деятельности называются правовыми в соответствующих нормативных правовых актах.

Если рассматривать соотношение форм и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности, то заметна тенденция сочетания нескольких элементов методов предпринимательского права. Например, в случае осуществления антимонопольного регулирования используются сразу три метода хозяйственного права.

Формы государственного регулирования помимо всего прочего можно подразделить на прямые и косвенные. Иногда прямые формы государственного регулирования могут содержать в себе, в качестве факультативных, элементы косвенных форм регулирования, и наоборот.

Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности

Государственное регулирование затрагивает интересы как предприятий и организаций, так и непосредственно, гражданина, предполагает формы экономического взаимодействия с ними, оказывает на них как положительное, так и отрицательное воздействие. Непосредственно предпринимателям важно, чтобы не возникало различных барьеров, действовала добросовестная конкуренция, кредитование было доступным и налогообложение было разумным. Помимо этого каждый гражданин надеется на то, что государство защитит его от последствий инфляции, устранит использование средств из бюджета в корыстных целях, будет заниматься привлечением займов для инвестиций и так далее. Но в таком случае возникает ряд вопросов: во-первых, насколько государство сможет выполнить данные требования? Каким образом оно будет это осуществлять? И насколько это является целесообразным?


В рамках данной главы выделен и проанализирован ряд направлений государственного регулирования, формирующих общие условия ведения предпринимательской деятельности, а именно антимонопольное, налоговое и административное регулирование, а также отдельно рассмотрены системы государственной поддержки предпринимательской деятельности.

Административное регулирование предпринимательской деятельности

Основной целью данного параграфа является погружение в административное регулирование предпринимательской деятельности. Данная цель оправдана тем, что в последнее время постоянно увеличивается роль предпринимательской деятельности в жизни граждан, а это значит, что все актуальней становится потребность в административно-правовом регулировании данного вопроса.

Административное регулирование – это действия администрации государства или региона, направленные на сбалансированность интересов субъектов хозяйствования с помощью нормативных актов, указаний, распоряжений.[8] Администрация – это орган государственной власти на конкретной территории. Она призванная воплощать в жизнь законы, постановления и распоряжение, которое сыграют организационную роль и определяют отношения между членами общества. В условиях нынешнего динамизма административный аппарат государственного управления должен оперативно принимать решение, прогнозировать будущее.[9] Содержание административного регулирования заключается в:

  1. Принятии новых административно-правовых норм, удовлетворяющих потребности общества и государства;
  2. Упорядочении наиболее целесообразных общественных отношений на основании современных норм права;
  3. Охране созданных урегулированных управленческих отношений;
  4. Развитии новых общественных отношений, которые соответствуют требованиям законов развития общества;
  5. Вытеснении из сферы управления общественных отношений, которые не отвечают современным условиям.

Далее хочется отметить механизм правового регулирования и его структуру. Механизм административного правового регулирования – это система административно-правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организуя их в соответствии с задачами государства и общества. В структуру данного понятие входят ряд элементов, которые рассмотрены на рисунке 3.


Рисунок 3

«Структура механизма правового регулирования»

Важнейшими средствами механизма административного регулирования являются нормативные и индивидуальные правовые акты, которые принимаются на федеральном и региональном уровнях. Первый уровень составляют общие правила поведения людей, а второй уровень образуют индивидуальные акты, определяющие на основе административно-правовой нормы права и обязанности конкретных участников правоотношения. Акт применения нормы административного права включается в механизм административно-правового регулирования как средство закрепления индивидуальных прав, обязанностей и мер юридической ответственности.

Необходимо отметить, что в развитых странах с рыночной экономикой административные средства регулирования используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности сосредоточена в основном на охране окружающей среды и создании условий для социально слабо защищенных слоев населения. Помимо этого, административное воздействие может выражаться следующим образом:

  1. Определение стратегических целей развития экономики;
  2. Выставление нормативных требований к качеству;
  3. Участие в целевых программах;
  4. Поставки определенных видов продукции и участие в государственных заказах и контрактах;
  5. Применение штрафов и санкций, лицензий, разрешений и квот;
  6. Внедрение правовых и административных ограничений и запрета на выпуск отдельных видов продукции.

Власть, используя административное регулирование предпринимательской деятельности решает важные экономические проблемы. Речь идет о выполнении перспективных задач развития страны, отдельных его регионов, в том числе формирования целесообразных производственных комплексов по охране и рационального использования естественных ресурсов, организацию рационального использования трудовых ресурсов и т.п. Ведь административное регулирование – это управления объектом на стадии его движения к заданному результату; деятельность правительства относительно выполнения законов и формирования общественной атмосферы, которые бы оказывало содействие эффективному функционированию рыночной экономики, а также созданию условий конкуренции, перераспределения валового национального продукта и национального богатства; корректирование распределения ресурсов с целью усовершенствования общественного производства; стабилизация экономики через широкий контроль за финансовой, кредитно-денежной деятельностью физических и юридических лиц; анализ экономической конъюнктуры; стимулирование производственной активности и т.п.


Государственное регулирование предпринимательской деятельности через систему налогов

Налоги занимают важное место среди множества экономических рычагов, участвующих в государственном воздействии на рыночную экономику. А налоговая система в свою очередь является одним из важнейших экономических регуляторов в условиях рыночной экономики. Налоговая система – это основной финансово-кредитный механизм государственного регулирования экономики.

Важно разобраться с понятием «налог». Он представляет собой обязательный, индивидуально без возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.[10]

За счет налогов происходит регулирование внешнеэкономической деятельности, например, привлечение иностранных инвестиций или формирование прибылей предприятия. Помимо этого, благодаря налогам государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми. [11]

Взимание налогов прежде всего выполняет публичную фискальную функцию, поскольку они являются источником формирования государственного бюджета. Кроме того, система налогообложения значительно влияет на предпринимательскую деятельность – посредством взимания налогов государство может стимулировать или, напротив, замедлять развитие отдельных видов хозяйственной деятельности.

В целом выделяют два основных аспекта воздействия налогов на предпринимательскую деятельность: фискальный и регулирующий. Суть фискальной функции заключается в формировании государственных денежных фондов и финансовых ресурсах государства. Ее проявление возникает в рамках обязанности предпринимателей платить налоги. Регулирующая функция налогов включает в себя подфункции стимулирования и дестимулирования. Различаются контрольная и информационная функции налогов.


Далее необходимо рассмотреть некоторые характеристики налогов в Российской Федерации:

  1. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера;
  2. Нет возможности установления дифференцированных ставок;
  3. Налоги и сборы не могут быть произвольными и должны иметь экономическое основание;
  4. Налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство устанавливать не допускается;
  5. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Далее необходимо рассмотреть классификацию налогов. Во-первых, все налоги можно подразделить на прямые и косвенные. К прямым налогам относятся налоги на отдельные виды дохода или объекты имущества, например, на землю, недвижимое имущество, на прибыль, единый налог на вмененный доход, подоходный налог с физических лиц. В число косвенных налогов включаются налоги на потребление товаров и услуг, устанавливаемые в виде надбавок к ценам и взимаемые в процессе расходования материальных благ. Это, например, акцизы или налог на добавленную стоимость. Так же налоги можно классифицировать по уровню правового регулирования. В таком случае они подразделяются на федеральные, региональные и местные.

В Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В порядке, предусмотренном законом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.[12]

Есть смысл отдельно рассмотреть некоторые права налогоплательщиков:

  1. Использование льгот при уплате налогов, которые предусмотрены законодательством;
  2. Представление налоговым органам наличия документов, подтверждающих право на применение налоговых льгот;
  3. Ознакомление с актами проверок налоговых органов;
  4. Представление налоговым органам пояснений по актам проверок и по исчислению и уплате налогов;
  5. Обжалование решений и действий должностных лиц налогового органа.

Вышеуказанный список – это не весь перечень прав налогоплательщиков. Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.