Файл: Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов ПП (Сущность регулирования предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под внешним регулированием предпринимательской деятельности следует понимать активность экономических субъектов, реализующих частичные правомочия собственности на элементы предпринимательского проекта (ресурсы, факторы, условия, формы, методы, средства и результаты) в процессе их превращения в новый капитал.

Внешнее регулирование предпринимательской деятельности осуществляется разными экономическими субъектами, обладающими или наделенными соответствующими правомочиями собственности (государством, международными организациями, фирмами-партнерами, саморегулируемыми организациями предпринимателей).

Внешнее регулирование предпринимательской деятельности с каждым годом все в большей степени нуждается в упорядочивании. Одним из вариантов решения этой проблемы может быть наделение саморегулируемых организаций предпринимателей соответствующими полномочиями. По мере развития предпринимательства будет возрастать необходимость в дополнительном изучении экономических аспектов регулирования предпринимательской деятельности.

Таким образом, в теории и практике хозяйствования необходимо исходить из уточненного понимания сущности и содержания регулирования, предпринимательства и предпринимательской деятельности, разграничивать управленческие и экономические аспекты, внутрисистемное и внешнее регулирование предпринимательской деятельности.

2. Современные особенности учреждения, реорганизации и ликвидации предпринимательских организаций в РФ

2.1 Сущность создания предпринимательской организации

Создание предпринимательской организации состоит из двух стадий.

Первая — подготовительная. Она для будущих предпринимателей, пожалуй, самая ответственная и сложная. На этой стадии разрабатывается локальная нормативная модель предпринимательства, воплощаемая в учредительных документах — уставе и (или) учредительном договоре. Именно на их основе будет действовать юридическое лицо, заниматься предпринимательством.


Вторая стадия — государственная регистрация.

Учреждение предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, ограничивается второй стадией — государственной регистрацией.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Если юридическое лицо создается одним учредителем, то оно действует на основе устава, утверждаемого этим учредителем. В п. 2 ст. 52 ГК РФ сформулированы общие требования к сведениям, включаемым во все учредительные документы — и в договор, и в устав. В указанных документах должны определяться

  • наименование юридического лица,
  • место его нахождения,
  • порядок управления деятельностью юридического лица,
  • а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и некоторых других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и цели деятельности коммерческой организации могут быть определены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Какие же конкретно учредительные документы нужны для создания той или иной организационно-правовой формы предпринимательства? Коммерческие организации по критерию учредительных документов, необходимых для их образования, подразделяются на следующие группы.

Общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью, для создания которых необходимо подготовить два документа: учредительный договор, который подписывается всеми его учредителями, и утвержденный ими же устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав.

Учредительные документы общества с ограниченной и дополнительной ответственностью должны содержать помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК,

  • условия о размере уставного капитала общества;
  • размере долей каждого из участников;
  • размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов;
  • ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов; составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Особенность общества с дополнительной ответственностью заключается в том, что его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их имущества. В учредительных документах общества и определяется размер этой ответственности.

Акционерные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. У них основной учредительный документ — устав. Устав акционерного общества утверждается его учредителями и должен содержать следующие сведения:

  • полное и сокращенное фирменные наименования общества; 
  • место нахождения общества; тип общества (открытое или закрытое);
  • количество, номинальную стоимость,
  • категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;
  • права акционеров — владельцев акций каждой категории (типа);
  • размер уставного капитала общества;
  • структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений;
  • порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно; сведения о филиалах и представительствах общества;
  • иные положения, предусмотренные Федеральным законом "Об акционерных обществах".

Уставом могут быть, например, установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру.

Учредители акционерного общества заключают между собой письменный договор о создании общества, являющийся разновидностью договора о совместной деятельности (см. ст. 1041 ГК РФ). Он определяет порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. Договор о создании общества не является учредительным документом общества.

Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы и опубликованы в печати. Акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.


2.2 Реорганизация и ликвидация предпринимательских организаций

Любая реорганизация подразумевает масштабные изменения. Применяемый по отношению к юридическим лицам этот термин обозначает изменения правового статуса последних. Согласно статье 57 Гражданского Кодекса РФ различают несколько видов реорганизации юридических лиц: разделение, слияние, выделение, присоединение и преобразование.

Подобные процедуры уполномочены проводить учредители юридического лица, либо обособленный орган юр. лица при наличии соответствующих прав и документации.

Далее необходимо рассмотреть основные виды реорганизации юридических лиц.

Реорганизация в форме слияния — это объединение двух и более юр. лиц в единую организацию. Права и обязанности в данном случае передаются новому юридическому лицу.

Для этой формы реорганизации юридического лица потребуются следующие документы:

  • заявление о создании новой организации;
  • протоколы с общих собраний со всех компаний, которые участвуют в слиянии;
  • договор о слиянии компаний;
  • устав создаваемой организации;
  • передаточные акты компаний, включенных в процедуру реорганизации;
  • документы, удостоверяющие информирование кредиторов компаний, участвующих в слиянии;
  • разрешение на слияние от антимонопольного комитета (требуется в отдельных случаях).

Реорганизация в форме присоединения — это включение одной организации в состав другой (присоединяющей). Права и обязанности присоединяемой организации переходят к присоединяющей компании.

Реорганизация юридического лица в форме присоединения потребует подготовки следующих документов:

  • заявление в регистрирующую организацию;
  • протоколы с общих собраний компаний, участвующих в присоединении;
  • договор о реорганизации (присоединении);
  • протокол общего собрания компаний;
  • изменения, которые потребуется внести в устав присоединяющей компании;
  • передаточные акты присоединяющей и присоединяемой компаний;
  • документы, удостоверяющие информирование кредиторов компаний, участвующих в присоединении;
  • разрешение антимонопольного комитета на слияние компаний, если активы предприятий превышают 100 000 мрот.

Реорганизация юридических лиц в форме разделения — это появление новых (двух и более) организаций вместо прежнего юридического лица. Процедура осложнена распределением прав и обязанностей между созданными юр. лицами.


Разделение организации необходимо сопроводить пакетом документов, которые предоставляют реорганизованная и создаваемые компании:

  • заявление в регистрирующие организации;
  • протокол собрания организации, которую решено реорганизовать;
  • разделительный баланс и передаточные акты;
  • документ из ПФР, подтверждающий отсутствие задолженностей;
  • свидетельства из налоговых органов о постановке на учет.

Реорганизация в форме выделения — это обособление отдельной организации на основе продолжающего существовать юридического лица. В отдельные организации может обособиться несколько органов и каждый из них наделен правами и обязанностями базового юр. лица.

Для этой формы реорганизации юридических лиц по средствам выделения требуется подготовить такие документы, как:

  • заявление в регистрирующий орган от компании, которую обособляют;
  • разделительный баланс;
  • дополнения и изменения в учредительных документах реорганизуемой компании;
  • протоколы собраний реорганизуемой и обособившихся компаний;
  • разрешение антимонопольного комитета (при необходимости).

Реорганизация в форме преобразования — это изменение статуса, организационно-правовой формы существования организации. Права и обязанности в данном случае полностью переходят на юридическое лицо с новым правовым статусом.

Для преобразования необходимо собрать пакет документов, в который включается:

  • выписка из реестра ЕГРЮЛ;
  • устав новой компании;
  • копии документов участников (акционеров) и руководителя компании.

Далее необходимо рассмотреть особенности ликвидации юридического лица.

Официальные источники определяют эту процедуру так: ликвидация юридического лица — это прекращение существования организации. Согласно ст.61 ГК РФ, юридическое прекращение существования компании — процедура, которая подразумевает исключение организации из Единого государственного реестра юридических лиц, не предусматривающая перехода прав и обязательств к правопреемнику.

Ликвидация юридического лица признается после появления соответствующей записи в государственном реестре. После этого требования об уплате платежей считаются неправомерными.

После принятого недавно закона ликвидация организаций, прежде всего ООО, представляет собой непростую задачу, решение которой может затягиваться надолго. Главная трудность — урегулирование отношений с третьими лицами (кредиторы и государственные службы).