Файл: Корпоративная культура в организации ( Теоретические основы изучения корпоративной культуры .).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы изучения корпоративной культуры
1.1 Понятие и сущность корпоративной культуры
1.2 Функции и уровни корпоративной культуры
1.3 Методы формирования корпоративной культуры
2 Анализ корпоративной культуры ООО «Эй Пи Трейд»
2.1 Анализ технико-экономических показателей ООО «Эй Пи Трейд»
Структура персонала предприятия в 2014-2016 гг. представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Структура персонала в 2014-2016 гг.
Основную массу ООО «Эй Пи Трейд» составляют специалисты. Наблюдается снижение численности состава компании среди всех категорий, кроме руководителей.
Изменение численности, по словам руководства компании связано с экономическими показателями в стране, кризисом и реструктуризацией, происходящей внутри компании. Не изменился численный состав среди руководителей.
Персонал предприятия требует повышение квалификации, проведении тренингов, обучения внутри фирмы более опытными специалистами. Число сотрудников от 51 до 60 лет за два года снизилось с 24 процентов до 19 процентов.
Проанализировав данные, видим, что растает доля работников с высшим образованием. В 2016 г. число персонала с высшим образование достигнуло 19 процентов за счет привлечения на должности профессионалов абитуриентов ВУЗов.
Раз в год в организацию устраивается 3-5 процента работников, они составляют первую группу (стаж работы наименее 1 года). Наибольшая группа персонала имеет стаж работы 10-20 лет, работники преданны собственному делу. Так же большая группа работников,которые имеют стаж от 5 до 10 лет, персонал дорожит собственной работой.
Рисунок 3 - Образовательная структура персонала предприятия
в 2014-2016 гг.
Высочайший промышленный потенциал, качество обслуживания, расширение услуг, промышленных площадей разрешают предприятию в кризисное время сохранять конкурентоспоособность.
2.2 Анализ корпоративной культуры организации
Корпоративная культура ООО «Эй Пи Трейд» основана на нормах и традициях, способствующих укреплению позиции Компании в бизнесе. Корпоративная культура ООО «Эй Пи Трейд» сохранила все лучшее, что было характерно для деятельности предприятия в условиях социалистической экономики, и интегрировала в себя современные образцы рыночной культуры, адаптировав их под особенности ООО «Эй Пи Трейд» и различные категории персонала.
Политика в области совершенствования корпоративной культуры ориентирована на развитие декларируемых ООО «Эй Пи Трейд» ценностей и принятие их всеми сотрудниками. Развитие приверженности персонала корпоративным ценностям, профессии, трудовому коллективу является одной из приоритетных задач менеджеров всех уровней управления Компании.
Основные нормы и правила деловой этики и делового поведения сотрудников нашли отражение в Кодексе корпоративной культуры ООО «Эй Пи-Трейд», следование которому способствует укреплению репутации Компании.
Политика управления персоналом ООО «Эй Пи Трейд» направлена на создание благоприятных условий деятельности для всех поколений сотрудников. Компания строит свои отношения с сотрудниками на основе сохранения и развития лучших традиций и преемственности поколений.
Первым этапом диагностики корпоративной культуры является создание концептуальной модели, подбор инструментария и разработка программы исследования.
Следующим этапом является проведение исследования, в рамках которого могут быть использованы опросники и тесты, анализ артефактов культуры, интервью и групповые проектные сессии.
Заключительным этапом является анализ диагностической информации, дающий возможность интерпретировать реальность Компании, подразделения в языке предложенной модели и собрать уникальные факты (примеры, иллюстрации), подчеркивающие своеобразие корпоративной культуры.
По итогам проведения диагностики корпоративной культуры Корпоративный университет готовит отчет, который включает в себя описание метафорического представления подразделения, его слабые и сильные стороны, представление о целях, оценку инновационной готовности, характеристику внутренних коммуникаций, оценку уровня лояльности и приверженности Компании, представление работников о ценностно-нормативной структуре.
Для анализа рассмотрим видимые и невидимые уровни корпоративной культуры ООО «Эй Пи Трейд».
Артефакты - это самый поверхностный уровень, включающий все те явления, которые можно почувствовать, увидеть и услышать при вхождении в новую группу с культурой.
ООО «Эй Пи Трейд» имеет следующие артефакты, такие как:
- своя история;
- логотип;
- технология и продукты деятельности;
- корпоративные праздники и церемонии.
Компания имеет корпоративные праздники. Привлекает и удерживает таланты, предоставляет широкий спектр возможностей для научно-технических идей, что резко повышает репутацию организации.
Рассмотрим невидимый уровень, который состоит из общих для членов компании основных ценностей и негласных соглашений.
В ООО «Эй Пи Трейд» существуют нормы и ценности:
- старшинство и власть;
- организация работы и дисциплина;
- распространение и обмен информацией;
- характер социализации;
- пути решения различных конфликтов;
- процессы принятия решений;
- критерии выбора на руководящие и контролирующие должности.
Ценности служат мотивацией, стимулом для персонала и взаимодействия с ним. Корпоративная культура ООО «Эй Пи Трейд» не может стоять на месте и иметь застывшую форму. На нее оказывает влияние изменение стратегических приоритетов. У компании разные партнеры. В процессе сотрудничества происходит взаимообогащение и взаимодействие корпоративных культур, что не позволяет им устояться, затвердеть.
Проводятся частые встречи с акционерами, что оказывает непосредственное влияние на транслирование некоторых приоритетов в их работе, в том числе и в корпоративной культуре. Корпоративная культура ООО «Эй Пи- Трейд» сочетает в себе российские и западные черты.
3 Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры
Методика представляет собой стандартизированный опросник с последующей компьютеризированной или ручной обработкой результатов. Респондент отвечает одной цифрой (от 1 до 7) на каждый из 33 вопросов методики, тем самым оценивая выраженность на предприятии (или оцениваемом подразделении).
Вопросы методики помогут оценить и осознать уровень и качество корпоративной культуры на предприятии или отдельном подразделении (необходимо заранее определиться, что будет оцениваться).
В исследовании приняло участие 38 респондентов из числа работников, выбранные случайным образом, из которых 18 человека входят в состав офисной структуры предприятия ООО «Эй Пи Трейд» и 20 человек рабочего класса. Данный выбор обусловлен тем, что, работая в офисе и на самом производстве работники, имеют разные взгляды на модель поведения, культуру, процесс трудовой деятельности.
Весь персонал проходил диагностику на компьютерах в специальной программе «Корпоративная культура», тем самым сократив время обработки результатов. Результаты диагностики корпоративной культуры представляются в количественной и наглядной форме (диаграммы), что делает программу удобной как для быстрой оценки коллектива руководством, так и для детального изучения и сравнения между людьми, подразделениями и в целом по предприятию – в работе службы управления персоналом.
Исходя из результатов ответов было выяснено, что главными причинами, побудившими персонал прийти на работу на ООО «Эй Пи Трейд» считаются высокая заработная плата (40%), стабильность и уверенность в будущем (30%), а также стремление реализовать свой потенциал (15%).
Факторы, определяющие работу персонала на предприятии отражены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Факторы, определяющие работу персонала на предприятии
По мнению персонала, причинами, негативно влияющими на условия труда в их коллективе, считаются материально-техническое снабжение трудящихся мест (15%) и организация труда (5%). Но большая часть (75%) считает, что организация труда, материально-техническое снабжение трудящихся мест, морально – психологический климат в коллективе позитивно воздействуют на условия труда.
Факторы, негативно влияющие на условия труда в коллективе отражены на рисунке 4.
Рисунок 4 - Факторы, негативно влияющие на условия труда
в коллективе
Также входе обработки результатов диагностики были выявлены конфликтогенные зоны по нескольким показателям, которые получили наименьшее количество баллов. Было выявлено, что конфликты возникают именно от рабочих в сторону персонала.
Причины возникновения конфликтов представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 - Причины возникновения конфликтов с руководителем
На рисунке продемонстрированы предпосылки, по которым у рабочих предприятия появляются недоразумения, конфликты с руководителями. Более нередкие из них это невнимательное отношение к нуждам работников (30%); изменение функциональных обязанностей и невозможность карьерного роста (20%).
В ходе проделанного анализа по методике «33 аспекта» можно сделать вывод о том, что на предприятии ООО «Эй Пи Трейд» средний уровень корпоративной культуры. По результатам исследования было установлено, что:
1) основными факторами, побудившими работников к работе на ООО «Эй Пи Трейд» в настоящее время являются высокая заработная плата, стабильность, и уверенность в будущем;
2) работники считают, что уровень квалификации и объем выполненной работы являются основным фактором продвижения, что положительно влияет на эффективность работы, поскольку работники стремятся внести свой вклад в бизнес предприятия;
3) чуть больше половины работников довольны своей работой, а также межличностными отношениями в команде и отношениями между лидером и подчиненными, но считают атмосферу в команде не совсем дружелюбной, так как отсутствует единый «командный дух», общие цели, нормы поведения, общие ценности. В целом, сотрудники довольны решением социальных проблем в команде, однако оплата, медицинское обслуживание, система предоставления услуг, система управления на предприятии вызывают неудовлетворенность;
4) работники предприятия имеют недоразумения, конфликты с руководством из-за изменения функциональных обязанностей работников из-за невнимания к потребностям сотрудников, улучшения их социальных и рабочих условий для отдыха, что объясняется недостаточно развитой системой решения социальных проблем и недостаточно развитой системой корпоративных ценностей.
В свете выявленных проблем в деятельности предприятия, предлагается осуществление ряда мероприятий для совершенствования корпоративной культуры ООО «Эй Пи Трейд».
1. Для популяризации корпоративных ценностей ООО «Эй Пи Трейд» необходимо внедрить «Корпоративный кодекс».
Цель создания Кодекса: обосновать систему мер, выполнение которых должно привести к изменению и развитию корпоративной культуры ООО «Эй Пи Трейд» и будет способствовать ее успеху.
Задачи: создать условия для эффективного труда, для социального мира и партнерства.
2. В стенах офиса должен быть сделан и размещен творческий стенд «визуальной агитации», посвященных принципам предприятия. Это одно из самых эффективных средств размещения информирующих материалов, презентаций, рекламы в пределах непосредственной досягаемости людей.
3. Для решения проблемы недостаточного развития «командного духа» предлагается не реже, чем 1 раз в полгода проводить тренинг по взаимодействию на предприятии.
Цель: сплочение участников, создание благоприятного социально-психологического климата в группе, что поспособствует эффективной работе команды в реальных условиях и общему развитию.
Ожидаемыми результатами проекта должны стать достижение таких показателей, как:
1) формирование внутренней среды работников предприятия должно основываться на взаимосвязи взаимопомощи и поддержки, а также на добросовестном отношении к работе;
2) введение Кодекса корпоративной культуры и его утверждение;
3) оценка предоставленного медицинского обслуживания работниками ООО «Эй Пи Трейд» для улучшения производительности и качества предприятия.
Таким образом, очень важно, чтобы одновременно осуществлялись культурные, организационные и материальные изменения, обеспечивающие реализацию двух взаимосвязанных процессов – изменений в людях и изменений в условиях их деятельности.
Только целенаправленная и интенсивная деятельность с работниками предприятия может дать удовлетворительные результаты в области создания корпоративной культуры и созданию условий для раскрытия социальных способностей.