Файл: Методы управления инновационными проектами (Сущность основные этапы и элементы инновационного проекта).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Методы управления инновационными проектами
1.1.Сущность основные этапы и элементы инновационного проекта
1.2 Управление инновационным проектом
Глава 2. Анализ и оценка эффективности инновационного проекта
2.2. Инновационные идеи. Выбор инновации
2.3. Составление программы освоения новшества
Глава 1. Методы управления инновационными проектами
1.1.Сущность основные этапы и элементы инновационного проекта
Под проектом понимается процесс целенаправленного изменения или создания новой технической или социально-экономической системы.
Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники. [3]
Идеи, замыслы и технические решения, а также реализующие их проекты имеют различные уровни научно-технической значимости:
- модернизационный, когда конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются (расширение размерных рядов и гаммы изделий; установка более мощного двигателя и др.);
- новаторский, когда конструкция нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от прежнего (добавление новых качеств, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий);
- опережающий, когда конструкция основана на опережающих технических решениях (введение турбореактивных двигателей, ранее нигде не применявшихся);
- пионерный, когда появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции (композитные материалы; первые радиоприемники, электронные часы, ракеты; биотехнологии). [2]
С точки зрения масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются следующим образом:
1) монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;
2) мультипроекты – представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса; требуются координационные подразделения;
3) мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотню монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. Например, техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий.
По выполняемым объемам работ и продолжительности проекты могут быть краткосрочными (1-2 года), среднесрочными (до 5 лет) и долгосрочными (более 5 лет). [4]
Каждый проект независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проект еще не готов», до состояния, когда «проекта уже нет». Состояния, через которые проходит проект, называются фазами. Каждая фаза разработки и реализации проекта имеет свои цели и задачи.
Создание и реализация проекта включают следующие этапы:
- формирование инвестиционного замысла (идеи);
- исследование инвестиционных возможностей;
- технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО);
- подготовка контрактной документации;
- подготовка проектной документации;
- строительно-монтажные работы;
- эксплуатация объекта;
- мониторинг экономических показателей.
Под этапом формирования инвестиционного замысла (идеи) понимается задуманный план действий. На этом этапе необходимо определить субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники в зависимости от деловых намерений разработчика идеи.
Субъектом инвестиций являются коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования, использующие инвестиции.
Объектами инвестиций могут быть:
- строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания, сооружения (основные фонды), предназначенные для производства новых продуктов и услуг;
- комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ориентированных на решение одной программы (задачи). [5]
К основным элементам инновационного процесса относятся (см. рис. 1):
- сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;
- комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;
- организация выполнения проектных мероприятий, т.е. увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества;
- основные показатели проекта, в том числе, характеризующие его эффективность.
Цели
Комплекс мероприятий
Исполнители
Организация
Ресурсы
Стоимость
Качество
Время
Мониторинг основных показателей
Рис. 1 Основные элементы инновационного процесса.
Инновационные проекты могут формироваться в составе научно-технических программ, реализуя задачи отдельных направлений (заданий, разделов) программы, и самостоятельно, решая конкретную проблему на приоритетных направлениях развития науки и техники. [4]
Формирование инновационных проектов для решения важнейших научно-технических проблем (задач) обеспечивает:
- комплексный, системный подход к решению конкретной задачи (цели) научно-технического развития;
- количественную конкретизацию целей научно-технического развития и строгое отражение конечных целей и результатов проекта в управлении инновациями;
- непрерывное сквозное управление процессами создания, освоения, производства и потребления инноваций;
- обоснованный выбор путей наиболее эффективной реализации целей проекта;
- сбалансированность ресурсов для реализации инновационного проекта;
- межведомственную координацию и эффективное управление сложным комплексом работ по проекту.
1.2 Управление инновационным проектом
Управление инновационным проектом представляет собой целенаправленный процесс достижения целей проекта при ограничениях на финансовые, материальные, человеческие, временные и прочие ресурсы.
На успех проекта влияют две группы факторов. Внешние факторы (плохо управляемые) — наличие финансирования на доведение разработки, налоги, законодательство, объем рынка. Внутренние (хорошо управляемые) — способ представления, степень доведенности проекта, организация работ. Методология управления проектами позволяет превратить процедуру создания изделия в хорошо организованный и управляемый процесс. Освоение методов управления проектами дает возможность менеджеру к любому проекту подходить с единых позиций. [10]
Основываясь на разработках американской Ассоциации руководителей проектов — Project Manager Institute (PMI). перечислим, чем же приходится управлять менеджеру проекта.
Управление предметной областью проекта — наиболее знакомая российским разработчикам функция. Ее составляющие — разработка концепции, определение предметной области проекта, распределение работ, установление отчетности, введение системы контроля, завершение проекта — частично в той или иной степени входят в состав российских ГОСТов, определяющих порядок проведения проектных и иных работ.
Управление качеством содержит управленческие (обеспечение качества) и технические аспекты (контроль качества).
Управление временем (планирование времени в проекте, оценка продолжительностей. календарное планирование. контроль времени в проекте).
Управление стоимостью (оценка и прогнозирование стоимости, сметы и бюджет, контроль стоимости, использование стоимостных показателей).
Управление рисками.
Управление персоналом.
Управление контрактами и обеспечением ресурсами. [12]
Управление каждой из упомянутых функций предполагает учет десятков, а в крупных проектах и сотен различных факторов. Может показаться. что все это выполняется в рамках любого проекта. Однако методика управления проектами придает этим процедурам системность и целостность.
Методы управления
Организационно-распорядительные методы управления ИП основаны на использовании объективных экономических законов и тенденций. Сущность их заключается в том, что управление всеми звеньями научно-технического прогресса в их единстве и на всех уровнях хозяйственной иерархии (народное хозяйство – отрасль, ИП – исполнитель) должно осуществляется на основе тщательно разработанной системы планов. Планирование в современном мире охватывает все стороны научно-технической деятельности научных и проектных организаций, а также сферу промышленности. [7]
Организационно-плановые методы управления ИП включают также создание организационных форм проведения научных исследований и внедрения их результатов в производство, которые бы в максимальной степени соответствовали особенностям объектов управления. Они предусматривают разнообразные формы организационного воздействия на процессы создания и освоения новой техники, включая разработку конкретных норм и правил научной организации труда работников в инновационной сфере, использование прогрессивных методов информационного обеспечения процессов, формирование научно обоснованных методов построения органов управления и т.п. [6]
Экономические методы управления научными исследованиями и разработками регулируют характер экономических отношений между отдельными участниками процесса создания и освоения производства новой техники, а также между ними и государством. Задача их применения заключается в создании таких условий деятельности, которые способствовали бы эффективной работе с точки зрения экономической заинтересованности, т.е. в создании и внедрении высокоэффективного инновационного продукта в кратчайшие сроки и с минимально возможными затратами. Экономические методы управления ИП представляют собой экономический механизм регулирования процессов инновационной деятельности. [9]
Правовые методы управления ИП основаны на привлечении к ответственности лиц, виновных в причинении инновационному предприятию и его работникам неправомерного вреда. Использование данных методов с помощью законодательных и нормативно-правовых документов позволяет закрепить права на результаты интеллектуальной собственности за хозяйствующими субъектами, становящимися собственниками объектов интеллектуальной собственности. Разделение имущественных прав на научно-технические фонды, правовая охрана интеллектуальной собственности – все эти вопросы регулируются с помощью правовых методов управления. [13]
Социально-психологические методы управления научными исследованиями и разработками регулируют воздействие субъективных факторов на деятельность научных коллективов. Развитие их связано с повышением роли исследовательских групп в рамках одного предприятия в мобилизации внутренних резервов повышения эффективности и качества выполняемых исследований и разработок.
Роль социально-психологических методов в управлении научными исследованиями и разработками неизмеримо выше, чем в сфере производства, так как в самом научном процессе персонифицированный фактор выражен значительно сильнее.
Глава 2. Анализ и оценка эффективности инновационного проекта
2.1.Описание предприятия
Для анализа выбрано предприятие города Санкт-Петербурга – салон красоты «Мирт».
Центр здоровья и красоты «Мирт» – многопрофильный салон, предлагающий своим клиентам широкий выбор косметологических и парикмахерских услуг, ногтевой сервис, визаж, SPA и масса.
На рис. 1 приведем общие сведения о предприятии.
Общие сведения
Организационно-правовая форма
Название
Дата основания
Участники (акционеры) общества и их доля в имуществе
Общество с ограниченной ответственностью
Салон красоты «Мирт»
01 марта 2009 года
Иванова Ирина Леонидовна – 100%
Рис. 1. Общие сведения о предприятии
Далее построим схему организационной структуры системы управления организации – рис. 2.
Генеральный директор
Бухгалтер