Файл: Теоретические основы территориального планирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 335

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Значительные территории нашей страны, большое количество региональных социально-экономических комплексов и современные реалии рыночной экономики создают предпосылки к изменению сложившейся системы расселения и межрегиональному перераспределению производительных сил. Отечественная система территориального планирования в ее современном виде не способствует комплексному социально-экономическому развитию регионов в связи с несовершенством организационно-методического обеспечения, и прежде всего отсутствием документов федерального уровня.

Актуальность темы исследования связана со значимостью планирования развития территорий как фактора устойчивого социально-экономического развития регионов и всей территории страны в целом. Тема представляет теоретический и практический интересы по причине необходимости планирования территорий для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов различного значения.

Целью данной работы является рассмотрение и анализ территориального планирования в Российской Федерации, а также обзор, выявление основных проблем и понятий на федеральном и региональном уровнях.

Для реализации указанной цели были поставлены следующие основные задачи:

- на основе комплексного анализа уточнить понятие «территориальное планирование» и определить значение территориального планирования в системе социально-экономического развития регионов;

- изучить практику отечественной и зарубежной школы градостроительства с целью выявления основных тенденций развития территориального планирования, определить актуальные проблемы современной системы градостроительных отношений;

- рассмотреть взаимосвязи документов стратегического и территориального планирования и обосновать порядок разработки документов территориального планирования с целью обеспечения реализации стратегических задач Российской Федерации в области социально-экономического развития регионов.

Объектом исследования является территориальное планирование как деятельность, направленная на комплексное и устойчивое развитие территории на основе разработки и реализации проектной документации развития территории Российской Федерации и ее частей.

Предметом исследования выступает научный, организационный и методический инструментарий управления социально-экономическим развитием регионов на основе территориального планирования.


Опираясь на уже имеющийся опыт в территориальном планировании, можно утверждать, что система регионального планирования в России как система социально-экономического развития территорий, повышения благосостояния граждан и уровня развития страны в целом должна быть выстроена на данном положительном опыте. Проблемам управления региональными инфраструктурными комплексами, а также научным подходам и проблемам посвящены работы таких отечественных ученых, как: В.В. Бузырева, Н.В. Васильевой, В.А. Гневко, А.Г. Гранберга, В.А. Гуртова, Ю.В. Кузнецова. Д.С. Львова, С.Н. Максимова, А.И. Осятинского, В.Е. Рохчина, Т.Ю. Семеновой, Н.П. Федоренко, В.Б. Фраймовича, А.М. Ходачека, Д.В. Шопенко, Ю.В. Яковца и ряда других исследователей.

Теоретико-методологическими основами исследования являются научные труды российских и зарубежных ученых по региональной экономике, экономической географии, территориальному планированию, менеджменту и планированию, а также научные публикации в специализированных периодических экономических и градостроительных изданиях. Для решения поставленных задач в ходе исследования применялись методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, системного, логического и комплексного анализа, метод сравнений и аналогий, исторический подход.

Информационной базой исследования послужили официальные законодательные и нормативно-правовые документы в области территориального планирования, статистические данные, аналитические материалы организаций и администраций субъектов РФ, а также результаты расчетов, полученные автором самостоятельно в процессе исследования.

Глава 1. Теоретические основы территориального планирования

1.1 Территориальное планирование в России и за рубежом: правовые аспекты территориальный планирование муниципальный правовой

По экспертным оценкам, неэффективная пространственная (территориальная) организация хозяйственной деятельности на территории России обходится ей потерей как минимум 2 - 3% ВВП ежегодно. Безусловно, что такая ситуация, тем более на фоне последствий финансово-экономического кризиса, не может устраивать ни федеральные, ни региональные органы государственной власти. Приходится констатировать, что вопросам территориального планирования России уделяется недостаточно внимания, даже несмотря на то, что эта сфера отношений очень важна для страны с точки зрения сохранения и укрепления ее территориальной целостности и национальной безопасности.


Пространственное (территориальное) измерение процессов развития национальной экономики имеет принципиальное значение для любой страны. Для России территориальное планирование приобретает особую значимость, учитывая факторы большой площади территории и разнообразие географических и климатических условий страны. Более того, территориальное планирование, с одной стороны, выступает важным этапом планирования бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства для государственных и муниципальных нужд и, таким образом, задает ориентиры для инвестиционного развития территорий. С другой стороны, территориальное планирование одновременно чтоб выступает важным элементом обеспечения итог инвестиционного куда климата тоже в стране, в каждом регионе, в каждом муниципальном образовании, поскольку обеспечивает прозрачность и предсказуемость действий указ органов публичной темп власти база в одном из важнейших фаза направлений указ экономической темп политики курс государства весь – в развитии семь общественной темп инфраструктуры, в деятельности база по либо снятию инфраструктурных стаж ограничений указ для этап развития итог бизнеса. Эти база прозрачность и предсказуемость являются сбор также счет важной темп дополнительной темп гарантией учет прежде цель всего куда экономических фаза прав российских фаза граждан.

Проблема один правового куда регулирования итог территориального куда планирования итог в России семь не рост нова. Анализ советского куда опыта тоже территориального куда планирования итог показывает, что ясно в законодательстве в качестве основных стаж задач территориального куда планирования итог провозглашались: совершенствование опыт территориальной темп организации семь общественного куда производства; осуществление опыт дальнейших фаза прогрессивных стаж сдвигов в размещении семь производительных стаж сил, которые факт должны были явно обеспечивать экономию общественного куда труда; комплексное цена и высокоэффективное цена развитие опыт всех цикл союзных стаж республик и экономических фаза районов, каждого куда региона дело страны на дело основе их фаза рациональной темп специализации; создание опыт оптимальных стаж динамичных стаж пространственных стаж пропорций указ производства весь и распределения итог продукции; совершенствование опыт систем расселения; охрана дело природы и улучшение опыт окружающей учет среды. Региональное цена планирование опыт в СССР опиралось на дело системы экономических фаза районов страны, формировавшихся сбор территориально-производственных стаж комплексов, административно-территориальных стаж единиц. Народнохозяйственный план утверждался сбор Верховным Советом СССР и тем самым имел силу закона.


Для этап современной России семь вполне рост могут быть заимствованы отдельные факт элементы советского куда опыта, прежде цель всего куда в части база экономического куда районирования итог и системы расселения, чего, собственно, сейчас только лишь появляются сбор в действующем федеральном законодательстве. Яркий указ тому пример – Градостроительный кодекс Российской темп Федерации семь № 190-ФЗ от 29.12.2004 года.

Проблемам территориального куда планирования итог уделяется сбор достаточно чтоб внимания итог в законодательстве иностранных стаж государств, в том числе и с федеративной темп формой темп государственного куда устройства. Так, территориальное цена планирование опыт в Германии семь имеет четыре уровня. На федеральном уровне рост в соответствии семь с положениями тема Федерального куда закона дело «О территориальном планировании» устанавливаются сбор рамочные факт условия итог пространственного куда развития итог для этап территории семь ФРГ. Ответственность за федеральный уровень территориального куда планирования итог несет Федеральное цена министерство хотя территориальной темп организации, строительства весь и градостроительства. На уровне рост федеральных стаж земель в соответствии семь с Федеральным законом «О территориальном планировании» разрабатывается сбор земельная сеть программа один территориальной темп организации, в которой темп закрепляются сбор основные факт положения итог пространственной темп организации семь и развития итог федеральной темп земли.

Региональный уровень является сбор промежуточным между земельным и муниципальным планированием. С одной темп стороны, региональное цена планирование опыт должно чтоб конкретизировать главные факт цели, сформулированные факт плановыми тема органами, на дело уровне рост земли. С другой темп стороны, его куда задачей учет является сбор координация итог плановых стаж решений, принятых стаж отдельными тема общинами, и приведение опыт их фаза в соответствие опыт с целями тема земельного куда планирования. Региональное цена планирование опыт осуществляется сбор с помощью региональных стаж плановых стаж союзов, в пределах офис которых стаж существуют сбалансированные факт хозяйственные факт и общественные факт связи.

Местное цена планирование опыт – низшая сеть ступень в системе планирования итог ФРГ, которая сеть находится сбор в компетенции семь органов местного куда самоуправления. В местном планировании семь различают планирование опыт развития итог муниципальных стаж образований указ и перспективное цена развитие опыт градостроительства. Задачей учет муниципального куда планирования итог является сбор комплексное цена планирование опыт общины. План развития итог муниципального куда образования итог устанавливает рамки курс полномочий указ при суть реализации семь мероприятий, осуществляет координацию и контроль в соответствии семь с поставленными тема задачами. Перспективное цена планирование опыт градостроительства весь является сбор разработанной темп на дело уровне рост общины стратегией учет строительства весь на дело ее план территории. Оно чтоб узаконено чтоб в Федеральном своде цель законов о строительстве для этап территории семь ФРГ.


Таким образом, вопросы территориального куда планирования итог в ФРГ имеют достаточно чтоб детальную регламентацию. Следует подчеркнуть, что ясно сам процесс реализации семь механизма один территориального куда планирования, согласованности база и взаимоувязанности база территориального куда планирования итог на дело всех цикл его куда уровнях сайт хорошо поставлен и в этой темп связи относительно чтоб успешно чтоб реализуется. Однако лишь необходимо язык учитывать и такой темп объективный фактор, как площадь территории семь Германии, которая сеть в разы меньше площади территории семь России, а освоенность территорий указ практически курс приближается сбор к 100%.

Учитывая сеть важность территориального куда планирования итог не рост только лишь с точки курс зрения итог социально-экономического куда развития, но чтоб и с позиции семь обеспечения итог территориальной темп целостности база и национальной темп безопасности база России, государственная сеть политика быть в сфере территориального куда планирования итог должна дело преследовать следующие опыт стратегические опыт цели:

- обеспечение опыт государственных стаж гарантий указ предоставления итог определенного куда объема один и набора есть социальных стаж услуг всем гражданам Российской темп Федерации семь независимо язык от региона дело проживания, а также счет создание опыт равных стаж возможностей учет гражданам в реализации семь их фаза прав и законных стаж интересов;

- сокращение опыт различий указ в уровне рост социально-экономического куда развития итог и одновременное цена наращивание опыт экономического куда потенциала субъектов Российской темп Федерации;

- сбалансированное цена размещение опыт производительных стаж сил и расселение опыт в стране.

Достижению указанных стаж целей учет стратегического куда территориального куда планирования итог препятствует целый ряд проблем, наиболее план значимыми тема из которых стаж являются сбор проблемы в сфере правовой темп регламентации семь территориального куда планирования. Действующее план законодательство хотя (Градостроительный кодекс РФ, нормативные факт акты Правительства весь РФ в указанной темп сфере) не рост решают проблем в сфере территориального куда планирования, поскольку имеют существенные факт пробелы в нормативно-правовом регулировании.

В экономической темп литературе под территориальным (региональным) планированием понимается сбор регулирование опыт территориального куда развития итог при суть взаимодействии семь федеральных стаж и региональных стаж органов власти база путем перераспределения итог государственных стаж бюджетных стаж средств, реализации семь мер административного куда регулирования, координации семь реализации семь инвестиционной темп деятельности. Существуют и другие опыт подходы к определению территориального куда планирования. Свое цена толкование опыт территориального куда планирования итог дает и федеральное цена законодательство. В соответствии семь со ст. 1 Градостроительного куда кодекса Российской темп Федерации семь под территориальным планированием понимается сбор планирование опыт развития итог территорий, в том числе для этап установления итог функциональных стаж зон, зон планируемого куда размещения итог объектов капитального куда строительства весь для этап государственных стаж или явно муниципальных стаж нужд, зон с особыми тема условиями тема использования итог территорий.