Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 4
Введение
Актуальность темы исследования. Приватизация является основанием прекращения права собственности на объекты государственного и муниципального имущества и возникновения права частной собственности физических и юридических лиц.
Не случайно нормы о приватизации (ст. 217 «Приватизация государственного и муниципального имущества») в Гражданском кодексе Российской Федерации[1] (далее – ГК РФ) расположена в главе 13 «Общие положения» раздела II «Право собственности и другие вещные права» и не названа в числе оснований возникновения или прекращения права собственности.
Приватизация является новым правовым институтом для отечественного правопорядка, посредством которого создаются условия для перехода от государственной системы экономики к системе свободного рынка. Она представляет собой особый способ передачи имущества из публичной в частную собственность, связанный с отчуждением большого количества объектов, находившихся в публичной собственности.
Правовой анализ процесса приватизации имеет особое значение для выявления недостатков правового регулирования отношений, связанных с передачей государственного и муниципального имущества в частную собственность.
Кроме того, правовой анализ указанных отношений позволяет выявить механизм взаимодействия публично-правовых образований как собственников государственного и муниципального имущества.
Вышеизложенные соображения обусловили выбор темы исследования.
Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать особенности осуществления процесса приватизации жилых помещений в России.
Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
-
- рассмотреть приватизацию как гражданско-правовой институт;
- проанализировать правовые основы приватизации жилых помещений в России.
Объект исследования – общественные отношения по поводу и в процессе правового регулирования приватизации жилых помещений.
Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие процесс приватизации жилых помещений.
Для реализации цели и решения задач в работе использовались общие и частные методы научного исследования, в том числе: историко-правовой, логический, объективизм, анализ, синтез, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие.
Теоретическую основу работы составили научные труды С.Я. Веселовского, А.Ю. Ильиной, Д.В. Карпухина, С.В. Лозинского, Л.Р. Максудовой, Е.В. Моисеевой, Н.К. Толчеева и других авторов.
Нормативно-правой основой работы являются: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. Приватизация как гражданско-правовой институт
1.1. Особенности развития процесса приватизации в России
Анализ правовых основ приватизации недвижимости следует начать с исследования истории развития этого процесса.
В литературе выделяют следующие этапы приватизации:
-
- спонтанная (1987 – 1991 гг.);
- массовая (1992 – 1994 гг.);
- денежная (1994 – 1997 гг.);
- залоговые аукционы (1995 – 1996 гг.);
- точечная (с 2001 г. – по настоящее время).[2]
Особенность первых четырех этапов состоит в том, что они начались значительно раньше принятия основных законодательных актов, необходимых для осуществления соответствующих мероприятий.
Законодательный процесс приватизации в России прошел три этапа:
- с 1991 по 1992 гг. – период формирования законодательной базы;
- с 1997 по 2001 гг. В этот период принимается второй Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации»;
- начался с принятия в декабре 2001 г. третьего закона о приватизации.[3]
Следует отметить, что спонтанная приватизация заключалась в присвоении прибыли руководством предприятий, переводе активов в организуемые при предприятиях кооперативы, создании новых предприятий внутри страны, учреждении холдингов и системы перекрестного участия в собственности между предприятиями.
Многие предприятия стали частной собственностью еще в 1992 г., т.е. до официального начала приватизации.
Следующим этапом законодательного регулирования приватизации стал Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 г. Были созданы две государственные структуры, ответственные за осуществление приватизации: Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом и Российский фонд федерального имущества.
Для приватизации каждого предприятия создавалась комиссия, состоявшая из представителей фондов на региональном и местном уровнях, которые и выступали в качестве продавцов государственного имущества. Кроме того, данный Закон регламентировал порядок и способы приватизации государственных и муниципальных предприятий, закреплял льготы работникам приватизируемых предприятий, формулировал гарантии прав участников процесса приватизации.
Однако Закон вступал в силу с момента принятия Государственной программы приватизации, устанавливающей цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации. Лишь Указом Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29 декабря 1991 г. были утверждены Основные положения программы приватизации на 1992 г. Этот нормативный правовой акт стал основным документом, регулирующим массовую приватизацию 1992 – 1994 гг.
Ваучерная приватизация осуществлялась в соответствии с Указом Президента РФ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» от 14 августа 1992 г., срок которой истекал 30 июня 1994 г.
В целях ускорения и расширения перспектив приватизации Президентом РФ 1 июля 1992 г. был издан Указ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», позволивший использовать такой способ приватизации, как преобразование государственных предприятий в акционерные общества. В этот период проходит приватизация нефтяной, нефтеперерабатывающей и нефтепродуктообеспечивающей промышленности. Создаются такие крупные компании, как и другие. Указанный период характеризуется в литературе как «приватизация ради приватизации»[4].
Для осуществления денежной приватизации был принят Указ Президента РФ «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» от 22 июля 1994 г. Программа приватизации предполагала продажу активов на аукционах за деньги. Однако необходимые условия проведения денежной приватизации не были обеспечены.
Принятие Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21 июля г. сыграло положительную Он закреплял понятие объекты, субъекты увеличивал способы государственного и муниципального (до семи).
В соответствии со ст. 31 о приватизации 1997 г. «обязательства, возникшие по купли-продажи или муниципального до вступления в силу Федерального закона, восстановлению в учете имущества в порядке, законодательством РФ, в течение месяцев со дня в силу настоящего закона». Однако РФ не был установлен восстановления в учете по купле-продаже и муниципального имущества. того, в развитие Закона не была программа приватизации. на деле Закон о 1997 г. остался
В завершение отметим, в настоящее время этап точечной государственного и муниципального Основным документом, процесс приватизации, Федеральный закон «О государственного и муниципального »[5] от 21 декабря 2001 г. (– Закон о приватизации), определяются понятие принципы, отношения, на не распространяется его планирование приватизации имущества, способы и т.д.
1.2. Понятие и сущность
Вопрос о понятии до настоящего времени дискуссионным. Так, одни считают, что представляет собой усиления роли за счет ослабления государственного регулирования.[6]
авторы определяют как трансформацию собственности в частную.[7]
В Российской Федерации понятия «приватизация» претерпевало изменения. Так, в со ст. 1 Закона РСФСР «О государственных и муниципальных в РСФСР» приватизация и муниципальных предприятий собой приобретение акционерными обществами () у государства и местных народных депутатов в собственность значительного объектов.
Согласно о приватизации 1997 г. и г. под приватизацией и муниципального имущества возмездное отчуждение в собственности Российской субъектов РФ или образований имущества (приватизации) в собственность и юридических лиц. Очевидно, признаком приватизации ее возмездный характер.
представляет собой совершаемую в установленные сроки, порядке и
Процесс приватизации несколько этапов:
- заявки на приватизацию;
- полномочным государственным или органом самоуправления решения о конкретного объекта;
- и утверждение плана
- заключение с приобретателем предприятия (имущества)
Для возникновения, и прекращения правоотношений в процессе приватизации юридический состав, носит комплексный и включает как правоотношения (принятие органом или местного самоуправления о приватизации конкретного составление и утверждение приватизации), так и правоотношения (заключение с приватизируемого имущества ).
Понятие «сделка » употребляется в п. 7 ст. 15 Закона о Согласно указанному информация о результатах приватизации государственного и имущества подлежит в средствах массовой в месячный срок со совершения указанных Обязательному опубликованию следующая информация о сделках приватизации и муниципального имущества:
-
- имущества и иные его индивидуализировать (характеристика имущества);
- сделки приватизации;
- (наименование) покупателя.
государственного и муниципального осуществляется на основе принципов:
-
- признание покупателей государственного и имущества и открытости органов государственной и органов местного
- возмездность (за плату посредством передачи в или муниципальную акций открытых обществ, в уставный которых вносится или муниципальное );
- самостоятельность органов самоуправления в принятии и осуществлении приватизации имущества.
Для сущности приватизации является вопрос ее и объектного состава.
Так, в продавца приватизируемого должен выступать собственник. Покупателями имущества могут любые физические и лица, за исключением и муниципальных унитарных государственных и муниципальных а также юридических лиц, в капитале которых РФ, субъектов РФ муниципальных превышает 25%.
Объектами могут быть:
-
- и другие имущественные
- здания, сооружения, помещения, не завершенные объекты;
- земельные на которых расположены недвижимости;
- акции акционерного общества.
отчуждению подлежит, в недвижимое имущество.
образом, приватизацию в виде можно как отчуждение имущества из государственной муниципальной собственности.
1.3. и способы приватизации
В об условиях приватизации имущества должны определенные законом В частности, в решении быть указаны: имущества и иные его индивидуализировать (характеристика имущества); приватизации имущества; цена; срок платежа (в случае ее ); иные необходимые приватизации имущества
Следует обратить что на региональном и уровнях применяются способы приватизации помещений в коммунальных т.к. законом не определены их приватизации.
Опираясь на А.Ю. Ильиной можно что объектом является жилое (квартира) в целом. граждан в праве собственности на коммунальную определяются в договоре площади занимаемых комнат. После договора передачи в порядке производится регистрация права собственности на всю квартиру.[8]