Файл: Валютные отношения и валютная система (Финансово-денежный сектор как самостоятельный элемент денежного хозяйства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучим актуальные проблемы и недостатки современной мировой финансово-валютной системы.

2.2. Актуальные проблемы и недостатки современной мировой валютной системы

Экономические и финансовые потрясения последних лет поставили в повестку дня задачу существенного изменения существующей мировой валютно-финансовой архитектуры. На саммите лидеров стран БРИКС в марте 2012 г. во многих выступлениях выражалась мысль о том, что современная финансовая система работает недостаточно эффективно. В существующем сегодня многополярном мире доминирование доллара и евро в международных финансовых потоках уже не соответствует потребностям развития глобальной экономики. Именно поэтому государства с растущим индустриальным и финансовым потенциалом (прежде всего это Россия, Бразилия, Индия и Китай) все активнее ставят вопрос о возможном усилении роли своих национальных валют в мировой валютно-финансовой системе.

Экономический кризис 2008-2009 гг. имел определенные положительные результаты для государств с развивающимися рынками и масштабным индустриальным и финансовым потенциалом. После выхода из кризиса эти государства обрели гораздо больший вес в международных экономических организациях. Россия, Бразилия, Индия, Китай, Южная Африка в конечном счете могут получить больше возможностей добиваться изменения системы принятия решений в мировой экономической политики в своих интересах.

Для этого существует по меньшей мере две причины.

Во-первых, финансовый кризис заметно ослабил экономический потенциал Западной Европы. У Евросоюза в настоящее время определенно не хватает возможностей и ресурсов на поддержание сложившегося экономического миропорядка в прежнем виде.

Во-вторых, уже сегодня мы видим, что влияние развивающихся рынков усиливается. Многие производственные и финансовые корпорации Запада постепенно переходят во владение китайских и арабских бизнес-структур. А текущий раунд переговоров в рамках Всемирной торговой организации демонстрирует, что ради сотрудничества с развивающимися странами крупные индустриальные государства готовы позволить им участвовать в определении правил функционирования глобальной экономики.

Для того, чтобы получить определенные конкурентные преимущества в будущем, Россия, Бразилия, Индия и Китай должны четко определить свои интересы и приоритеты. Они должны добиваться создания новой валютно-финансовой архитектуры, которая уменьшит вероятность будущих финансовых кризисов и смягчит их последствия. Предоставленные нерегулируемой рыночной стихии, глобальные финансовые рынки в хорошие времена готовы давать слишком щедрые кредиты по невысоким ставкам. Но стоит наступить кризисным временам, как доступ к финансовым ресурсам затрудняется.


Единственная эффективная мера – антициклическое управление движением капитала. Оно уменьшит объем зарубежных кредитов во время экономического подъема и предотвратит бегство капитала во время спадов. Вместо того, чтобы высказывать недовольство усилением государственного регулирования движения капиталов, Международный валютный фонд должен помогать всем странам в разработке программ такого регулирования и их практическом внедрении[13].

Важным направлением преодоления последствий финансового кризиса должна стать прозрачность всех сфер экономической жизни. Благодаря банковской тайне счетов в Люксембурге, Сингапуре, Лондоне и других финансовых центрах бизнесмены из России и других стран успешно уклоняются от налогов, недоплачивая в федеральные бюджеты сотни миллиардов долларов в год.

Чем же плоха нынешняя валютно-финансовая система? Почему Россия и другие индустриальные страны Азии и Латинской Америки предлагают увеличить число резервных валют в мире, а значит, подвинуть доллар? Реально ли это? Остановимся на этих проблемах подробнее.

Современная мировая валютная система была построена на конференции Международного валютного фонда в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г. Основой этой системы стали плавающие обменные курсы и многовалютный стандарт. Переход к гибким обменным курсам предполагал, что в результате свободного плавания валютных курсов уменьшатся различия в уровнях инфляции в различных странах, уравновесятся платежные балансы, расширятся возможности для проведения независимой внутренней денежной политики отдельными центральными банками.

Изначально Ямайская валютная система задумывалась как полицентричная, т.е. основанная не на одном долларе США, а на нескольких ключевых валютах ведущих мировых финансовых центров. Основным средством международных расчетов стали свободно конвертируемые валюты, а также периодически эмитируемые Международным валютным фондом специальные права заимствования (Special Drawing Right - СДР).

Ямайская валютная система устранила существовавшие ранее пределы колебаний валютных курсов, и последние стали формироваться под воздействием спроса и предложения на мировых валютных рынках. Центральные банки стран-участников Ямайской валютной системы не обязаны были вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания паритетов национальной валюты, хотя до настоящего времени большинство центральных банков осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов своих валют[14].


Международный валютный фонд призван наблюдать за политикой стран-участников в области валютных курсов; при этом страны-члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, позволяющего воспрепятствовать перестройке платежных балансов, или получать односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ.

Одним из наиболее важных принципов, положенных в основу измененного устава МВФ, стала «демонетизация» золота — упразднение его официальной цены и устранение из валютной системы, международных расчетов и кредитных отношений. С отменой монетного паритета золота резко возрос приток американской валюты в международный платежный оборот, стал динамично развиваться рынок евровалют.

Вместе с тем свободный режим установления валютных курсов способствовал развитию в валютной сфере тенденции к полицентризму с ярко выраженными признаками утраты долларом роли валютного эталона.

Ямайская валютная система работает уже тридцать шесть лет и, несмотря на определенные недостатки, о которых будет говориться ниже, в основном обеспечивает нормальное функционирование глобальной экономики. Вместе с тем ожидания, связанные с введением плавающих валютных курсов, исполнились лишь частично. Одной из причин является разнообразие возможных вариантов действий стран-участниц, доступных им в рамках этой системы. Количество стран, привязавших свои валюты к доллару и СДР, за последние двадцать лет существенно уменьшилось. Страны, объявившие о свободном плавании своих валют, поддерживают валютный курс с помощью интервенций, т.е. вместо свободного плавания валют фактически осуществляется управляемое плавание. Одним из наиболее ярких примеров такого подхода к валютному курсу является политика Банка России.

Лидирующие позиции в Ямайской валютной системе сохраняет американский доллар. Использование доллара в качестве ведущего средства платежа в глобальной экономике объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, со времен Бреттонвудской валютной системы традиционно сохранились значительные запасы долларов и долларовых ценных бумаг у финансовых институтов и правительств большинства стран мира. Во вторых, альтернативные доллару, признанные всеми резервные валюты, например евро, постоянно находятся в дефиците. В третьих, евродолларовый рынок создает доллары и номинированные в долларах ценные бумаги независимо от состояния платежного баланса США и тем самым способствуют снабжению мировой валютной системы необходимым средством для осуществления торговых и финансовых операций.


Для Ямайской валютной системы всегда были характерны сильные колебания курса доллара США. Эти колебания доллара стали причиной целого ряда валютных кризисов, дестабилизировавших мировую экономику.

Основным недостатком современной мировой валютной системы является то, что она оказалась неспособной обеспечить выравнивание платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями «горячих денег», валютными спекуляциями. Именно поэтому большинство центральных банков предпочитает регулировать «плавание» национальных валют разными методами валютной политики[15].

В последние годы на саммитах ведущих индустриальных стран обсуждаются идеи замены доллара коллективной валютой Международного валютного фонда – специальными правами заимствования (СДР) или новыми региональными коллективными валютами. Однако более чем 30-летняя практика использования СДР в качестве мировых денег показывает, что и эта валюта не свободна от недостатков. Эмиссия СДР осуществляется Фондом эпизодически и ее масштабы явно недостаточны для обеспечения потребностей глобальной экономики. Распределение СДР осуществляется пропорционально взносу каждой страны в капитал МВФ, поэтому на долю США и других индустриальных стран приходится около 70% выпущенных СДР, в то время как развивающиеся страны не получают почти ничего.

В качестве международного платежного средства СДР используется в ограниченном круге межгосударственных операций. Не достигнута главная цель выпуска СДР – выравнивание дефицитов платежных балансов. В реальной практике СДР направляются не на покрытие балансовых дефицитов, а на приобретение конвертируемой валюты для погашения задолженности стран по кредитам МВФ. Значительные суммы СДР возвращаются в Фонд (путем оплаты полученной иностранной валюты и выкупа национальной валюты) и накапливаются на счетах МВФ.

Роль СДР, если сравнивать ее, например, с евро или долларом, остается очень скромной. Несмотря на то, что СДР, как коллективная валюта, имеют множество преимуществ по сравнению с национальными валютами и, по существу, стали прообразом евро, они не являются реальными мировыми деньгами, способными составить конкуренцию ключевым резервным валютам. Маловероятно использование СДР в качестве главного международного резервного актива и превращения его в полномасштабную мировую валюту.

Опыт использования СДР и успешная экспансия единой европейской валюты евро в 2000-2008 гг. позволяют предположить, что уже в обозримой перспективе могут возникнуть новые региональные валюты или региональные счетные единицы, например в рамках ШОС, которые использовались бы для совершенствования расчетов внутри существующих интеграционных группировок. Такие региональные валюты могут вводиться для того, чтобы упростить и ускорить трансграничные расчеты, преодолеть нехватку свободно конвертируемых валют в кризисные периоды, оградить региональную торговлю от неблагоприятных воздействий конъюнктуры мировых товарных рынков, в том числе от колебаний курса американского доллара.


Например, в АСЕАН уже давно существуют планы ввести коллективную расчетную единицу на основе сингапурского доллара. Пять стран группировки – Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд – стали инициаторами Соглашения о кредитах своп в АСЕАН (ASEAN Swap Arrangement).

Данная система двусторонних свопов (национальная валюта – доллар США) отчасти аналогична системе Европейского валютного союза периода 1990-х гг. Назначение этого соглашения – сглаживать колебания валютных курсов в рамках интеграционной группировки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог работы необходимо отметить, что мировая валютная система является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной межгосударственными договоренностями. Ее возникновение и последующая эволюцияотражают объективное развитие процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий в международной денежной сфере.

Вместе с тем, следует четко осознавать, что, по крайней мере в ближайшее десятилетие, ни в одном регионе не будет создана сильная единая валюта, способная конкурировать с долларом и евро. Речь идет о таких региональных валютах, которые вводились бы вместо национальных валют и полностью выполняли бы их функции во внутреннем и внешнем товарообороте. Единую валюту нельзя создать волевым решением, она должна базироваться на длительном периоде экономической интеграции и общей экономической политике, как это происходило в странах Евросоюза в 1990-е гг. А для этого региональным валютным группировкам сначала требуется пройти такие стадии интеграции, как зона свободной торговли, таможенный союз и единый внутренний рынок, включающий свободную миграцию товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. На сегодняшний день ни одна региональная интеграционная группировка, кроме ЕС, не продвинулась дальше зоны свободной торговли. Кроме того, для того, чтобы проводить общую экономическую политику, участники объединения должны иметь близкие показатели экономической динамики и «качества жизни», чего сегодня нет даже в НАФТА (Североамериканском соглашении о свободной торговле) и в АСЕАН.

Подводя что система валютная отметить, работы итог необходимо формой является мировая денежных организации исторически международных сложившейся возникновение последующая межгосударственными договоренностями. Ее эволюцияотражают и отношений, закрепленной развитие объективное интернационализации процессов адекватных требующих условий в капитала, с денежной сфере.