Файл: Курсовой проект по дисциплине Инновационный менеджмент на тему Сущность и значение инновационной деятельности на примере ооо Технология 21.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный индустриальный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГИУ»)


Кафедра ИДО №71 "Менеджмент организации"


Курсовой проект



по дисциплине «Инновационный менеджмент»


на тему «Сущность и значение инновационной деятельности (на примере ООО «Технология 21»)»



Группа Пд10М21







Студент Холянов Евгений Александрович







Преподаватель Егоркин Владимир Андреевич

























Москва, 2013

Содержание

Введение 3

1 Теоретические основы управления инновационной деятельностью предприятия 5

1.1 Сущность и значение инноваций в деятельности предприятия 5

1.2 Организация инновационной деятельности на предприятии 10

2 Анализ инновационной деятельности ООО «Технология 21» 16

2.1 Характеристика деятельности ООО «Технология 21» 16

2.2 Оценка эффективности управления инновационной деятельности предприятия ООО «Технология 21» 22

3 Разработка инновационной стратегии и расчет ее эффективности в организации ООО «Технология 21» 26

3.1 Мероприятия по повышению инновационной деятельности предприятия ООО «Технология 21» 26

3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий в организации ООО «Технология 21» 27

Заключение 33

Библиографический список 35

Приложение 1 37



Введение



Актуальность темы работы обусловлена выскокой ролью инновационной стратегии в деятельности предприятия, т.к. в условиях рынка уровень конкурентоспособности и финансовой устойчивости предприятия зависит от его эффективного управления инновационной деятельностью. Инновационные стратегии создают особо сложные условия для проектного, фирменного и корпоративного управления.

Исследование инновационной деятельности предприятия нашло отражение в трудах многих ученых-экономистов. Значительное влияние на создание теории инноваций оказали  Д. Ален, Д. Дессен, П. Друкер, Й. Шумпетер, К. Фримен и т.д.

Глубокие разработки в области проблем по управлению инновационной деятельностью предприятия внесли отечественные ученые: С.А. Андреев, В.Р. Л.М. Гохберг, В.Я. Горфинкель, А.П. Жабин, Е.В. Зарова, С.Д. Ильенкова, Н.В. Казакова, Е.А. Кандрашина, С.Д. Кондратьева, А.К. Казанцев, В.Ю.Тюрина, Р.А. Фатхутдинов, С.Ю. Шевченко, Д.В. Чернова и другие авторы.

Тем не менее, критический анализ работ говорит о недостаточной проработке методологических, а также некоторых теоретических аспектов в данной области исследования.

Цель работы состоит в исследовании проблем инновационной деятельности на предприятии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть теоретико-методологические основы управления инновационной деятельностью предприятия;

  • провести анализ финансово-экономических показателей ООО «Технология 21»;

  • дать оценку инновационной деятельности ООО «Технология 21»;

  • разработать рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности ООО «Технология 21».

Объектом исследования является ООО «Технология 21».

Предметом исследования выступает управление инновационной деятельностью предприятия.

В ходе исследования применялись следующие методы: экономические, аналитические, методы статистической обработки информации, графические методы, методы системного анализа, системного подхода и другие качественные и количественные методы.

Информационную базу исследования составляли нормативно-правовые акты РФ, статьи, монографии ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов, финансовая и бухгалтерская отчетность ООО «Технология 21».



Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов исследования при оценке общего уровня развития инновационной деятельности, а также инновационного потенциала в управлении инновационной деятельностью при разработке и осуществлении мониторинга, при выборе приоритетных направлений развития инновационной деятельности предприятий.

1 Теоретические основы управления инновационной деятельностью предприятия



1.1 Сущность и значение инноваций в деятельности предприятия



Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне организации. Целью менеджмента является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности организации: разработка и внедрение новой продукции и технологии (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции и технологии, дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии организации, так как определяет остальные направления ее развития.

В мировой экономическом литературе понятие «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся, в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований научно-технического прогресса (НТП) [14, с. 93].

Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т.п. Для уточнения понятия «инновации» познакомимся с различными взглядами на ее сущность.

В литературе насчитываются сотни определений «инновации». Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.

При этом выделяются такие признаки, как: масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий); закономерности процесса внедрения и т.п. Различные авторы трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования [6, с. 53].

Различают три логические формы инновационного процесса, которые представлены на рис. 1.1.




Рисунок 1.1 - Формы инновационного процесса
Внутриорганизационная форма инновационного процесса предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При товарном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи.

В условиях товарного инновационного процесса действует, как минимум, два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель нововведения. Если новшество является технологическим процессом, то его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте. По мере превращения инновационного процесса в товарный, выделяются две его органические фазы, которые представлены на рис. 1.2.



Рисунок 1.2 - Фазы превращения инновационного процесса в товарный

Одним из основных факторов распространения любой инновации является ее взаимодействие с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии [20, с. 64]. Согласно теории нововведений И. Шумпетера, диффузия нововведения является процессом кумулятивного увеличения числа имитаторов, внедряющих нововведение вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли.

Виды и типы инноваций представим схематично на рис. 1.3.



Рисунок 1.3 - Виды и типы инноваций
Инновация есть реализованный на рынке результат, полученный от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). При реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги-инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем (продуцентом, инвестором-продавцом) в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса [19, с. 83].