ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
подчерк- нуть, что в коммуникативном процессе нельзя поставить равенство между двумя глаголами: слушать и слышать. Также необходимо упо- мянуть правило: «Когда Вы говорите, Вы не слушаете!!!».
Существует несколько вариантов слушания:
Таблица 5
Типичными ошибками при постановке вопросов являются фор- мулировки, начинающиеся со слов: «Почему…?», «Почему вы не…?»,
«Как вы могли это сделать, сказать…?», «Зачем…?». Эти вопросы вос- принимаются как нападение.
Таблица 6
Эмоциональные состояния, возникающие в процессе коммуника- тивного процесса, зачастую обусловливают степень достижения его результата. Импульсивность, эмоциональность и непоследователь- ность мешают участникам процесса управлять собой и коммуника- цией. Эмоциональное напряжение может совершенно исказить ход об- щения. Существуют техники регуляции эмоционального состояния в процессе коммуникации, как своего, так и партнера. Достижение эф- фективности использования техник регуляции эмоционального со- стояния возможно только при соблюдении следующих условий: эмо- циональный «штиль», вежливость, простота высказываний, краткость
высказываний:
Регуляция эмоциональных состояний участников коммуникатив- ного процесса является самой важной составляющей коммуникатив- ной компетентности и, на наш взгляд, самой сложной в ее обретении, так как требует от личности каждодневного совершенствования, обра- щения к своему внутреннему миру, глубокой личностной рефлексии.
Важность активного слушания и регуляции эмоциональных со- стояний во взаимодействии с детьми нельзя переоценить, так как педа- гог в данном случае обучает ребенка активному взаимодействию со своим внутренним миром, помогает понять собственные чувства, так как активное слушание возвращает ребенку то, что им сказано, но с обозначением чувства, например:
В результате использования техник рефлексивного слушания ослабевают негативные переживания, ребенок начинает говорить о себе и сам продвигается в решении проблем взаимодействия с окружа- ющими.
Таким образом, основу коммуникативной компетентности со- ставляют коммуникативные умения:
Приводим алгоритм конструктивного разрешения противоре- чий, который иногда называют матрицей взаимопонимания:
Подводя итоги, можно сказать, что в коммуникативном процессе важны безоценочность, ориентация на проблему, цель взаимодействия, открытость, искренность, равноправие, гибкость как умение посмот- реть на ситуацию глазами партнера.
Существует несколько вариантов слушания:
-
Информационноеслушаниес целью сбора фактической инфор- мации. -
Безмолвное нерефлексивное слушание, подтверждаемое кива- нием, междометиями. -
Эмпатическое слушание как сосредоточенность на эмоцио- нальном состоянии партнера, эмоциональный отклик. -
Рефлексивное слушание, позволяющее прояснить и содержа- тельную, и контекстную составляющие коммуникации. Инструмен- тами рефлексивного слушания являются техники активного слушания, которые включают в себя техники постановки вопросов и техники вер- бализации (технику «Эхо», перефразирование, интерпретацию).
Таблица 5
Техники постановки вопросов
Вопрос | Определение | Как сказать? |
Закрытый | Вопросы предполагают одно- сложные ответы: «Да», «Нет». Используются только в каче- стве контрольных вопросов | Все ли понятно из того, что я сказал? Есть ли у нас время? |
Открытый | Вопросы начинаются со слов: «Что?», «Как?», «Каким обра- зом?», «Где?», тем самым предполагают развернутый ответ и поддерживают диалог. Вопросы «зачем?» и «по- чему?» являются деструктив- ными, так как вызывают со- противление партнера | Что вы имеете в виду, когда говорите о …? Как это произошло? Как вы это понимаете? Каким образом и где мы мо- жем это использовать? Что заставило поступить именно так? |
Альтернатив- ный | Вопросы содержат варианты ответов и ставят человека в ситуацию выбора | Что для нас предпочтитель- нее: А или В? |
Типичными ошибками при постановке вопросов являются фор- мулировки, начинающиеся со слов: «Почему…?», «Почему вы не…?»,
«Как вы могли это сделать, сказать…?», «Зачем…?». Эти вопросы вос- принимаются как нападение.
Таблица 6
Техники вербализации
Техники вербализации | Определение | Как сказать? |
Пересказ, «эхо» | Повторение ключе- вых слов, цитирова- ние партнера | Повторите с вопросительной интона- цией одно или два слова, сказанных партнером |
Перефразирова- ние | Краткая передача сути сказанного | Если я правильно тебя понял, то…? Правильно ли я тебя понимаю…? Вы хотите сказать….? |
Интерпретация | Высказывание пред- положения об истин- ном значении ска- занного | Вы, наверное, имеете в виду…, это так? Для тебя это означает…, это так? |
Эмоциональные состояния, возникающие в процессе коммуника- тивного процесса, зачастую обусловливают степень достижения его результата. Импульсивность, эмоциональность и непоследователь- ность мешают участникам процесса управлять собой и коммуника- цией. Эмоциональное напряжение может совершенно исказить ход об- щения. Существуют техники регуляции эмоционального состояния в процессе коммуникации, как своего, так и партнера. Достижение эф- фективности использования техник регуляции эмоционального со- стояния возможно только при соблюдении следующих условий: эмо- циональный «штиль», вежливость, простота высказываний, краткость
высказываний:
-
открытое проявление уважения к ребенку: «Я понимаю…»; -
условное согласие как согласие с частью сказанного собеседни- ком. (Например, на фразу «Вы вообще ничего не понимаете!» можно ответить: «Вполне возможно, я что-то упустил!»); -
проговаривание собственного состояния или отношения к тому, что происходит: «Я сожалею…, Мне тоже не нравится…»; -
проговаривание состояния или отношения собеседника: «Я вижу, для тебя это очень неприятно…»; -
перевод конфликтной ситуации из настоящего времени в буду- щее: «Что мы сможем предпринять, что можно сделать?»; -
использование техники «вежливый отказ»: «К сожалению я не смогу…», «Боюсь, что невозможно…», «Я вынужден сказать «Нет».
Регуляция эмоциональных состояний участников коммуникатив- ного процесса является самой важной составляющей коммуникатив- ной компетентности и, на наш взгляд, самой сложной в ее обретении, так как требует от личности каждодневного совершенствования, обра- щения к своему внутреннему миру, глубокой личностной рефлексии.
Важность активного слушания и регуляции эмоциональных со- стояний во взаимодействии с детьми нельзя переоценить, так как педа- гог в данном случае обучает ребенка активному взаимодействию со своим внутренним миром, помогает понять собственные чувства, так как активное слушание возвращает ребенку то, что им сказано, но с обозначением чувства, например:
-
Он меня обозвал! Ты огорчен, рассержен, ты обиделся! -
Я не хочу это делать! Тебя что-то расстроило? Напугало? -
Я не надену это! Тебе это не нравится? -
Я не буду с ним играть (рисовать и др.) ‒ Ты на него обижен?
В результате использования техник рефлексивного слушания ослабевают негативные переживания, ребенок начинает говорить о себе и сам продвигается в решении проблем взаимодействия с окружа- ющими.
Таким образом, основу коммуникативной компетентности со- ставляют коммуникативные умения:
-
ориентация на другого (слушать, слышать, понимать смыслы другого, то есть использовать техники активного слушания); -
умение конструировать сообщение, ясно и точно выражать свои мысли, аргументировать; -
умение координировать разговор, используя метакоммуника- тивные тактики, дисклеймеры (я вас огорчу, но вынужден сказать..; бо- юсь вас расстроить, но…); -
умение конструировать коммуникацию активно и поэтапно: установление контакта, выслушивание, прояснение смыслов, мотиви- рование к продолжению, завершение контакта; -
умение регулировать эмоциональные состояния в процессе вза- имодействия.
Приводим алгоритм конструктивного разрешения противоре- чий, который иногда называют матрицей взаимопонимания:
-
Шаг 1. Выслушайте партнера до конца и признайте факты. -
Шаг 2. Присоединитесь к «теме». Согласитесь с правом чело- века иметь свою точку зрения. -
Шаг 3. Выразите понимание чувств и состояния партнера. От- разите свое отношение к происходящему. Добейтесь снижения эмоци- онального «накала». -
Шаг 4. Задайте ряд уточняющих открытых вопросов, чтобы найти источник сопротивления, противоречия, возражения, раздраже- ния (разрешите мне узнать…). Используйте технику «эхо». Резюми- руйте высказывания партнера. -
Шаг 5. Используйте аргументы, факты, техники вежливого от- каза. -
Шаг 6. Предложите способ разрешения противоречия, новый вариант решения. -
Шаг 7. Дождитесь согласия партнера, еще раз подведите итоги обсуждения.
Подводя итоги, можно сказать, что в коммуникативном процессе важны безоценочность, ориентация на проблему, цель взаимодействия, открытость, искренность, равноправие, гибкость как умение посмот- реть на ситуацию глазами партнера.