Файл: Коммуникативная компетентность вожатого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
подчерк- нуть, что в коммуникативном процессе нельзя поставить равенство между двумя глаголами: слушать и слышать. Также необходимо упо- мянуть правило: «Когда Вы говорите, Вы не слушаете!!!».

Существует несколько вариантов слушания:

  1. Информационноеслушаниес целью сбора фактической инфор- мации.

  2. Безмолвное нерефлексивное слушание, подтверждаемое кива- нием, междометиями.

  3. Эмпатическое слушание как сосредоточенность на эмоцио- нальном состоянии партнера, эмоциональный отклик.

  4. Рефлексивное слушание, позволяющее прояснить и содержа- тельную, и контекстную составляющие коммуникации. Инструмен- тами рефлексивного слушания являются техники активного слушания, которые включают в себя техники постановки вопросов и техники вер- бализации (технику «Эхо», перефразирование, интерпретацию).


Таблица 5

Техники постановки вопросов




Вопрос

Определение

Как сказать?

Закрытый

Вопросы предполагают одно- сложные ответы: «Да», «Нет». Используются только в каче-

стве контрольных вопросов

Все ли понятно из того, что я сказал?

Есть ли у нас время?

Открытый

Вопросы начинаются со слов:

«Что?», «Как?», «Каким обра- зом?», «Где?», тем самым предполагают развернутый ответ и поддерживают диалог. Вопросы «зачем?» и «по- чему?» являются деструктив- ными, так как вызывают со-

противление партнера

Что вы имеете в виду, когда говорите о …?

Как это произошло? Как вы это понимаете?

Каким образом и где мы мо- жем это использовать?

Что заставило поступить именно так?

Альтернатив- ный

Вопросы содержат варианты ответов и ставят человека в

ситуацию выбора

Что для нас предпочтитель- нее: А или В?


Типичными ошибками при постановке вопросов являются фор- мулировки, начинающиеся со слов: «Почему…?», «Почему вы не…?»,

«Как вы могли это сделать, сказать…?», «Зачем…?». Эти вопросы вос- принимаются как нападение.
Таблица 6

Техники вербализации




Техники

вербализации

Определение

Как сказать?

Пересказ, «эхо»

Повторение ключе-

вых слов, цитирова- ние партнера

Повторите с вопросительной интона-

цией одно или два слова, сказанных партнером

Перефразирова- ние

Краткая передача сути сказанного

Если я правильно тебя понял, то…? Правильно ли я тебя понимаю…?

Вы хотите сказать….?

Интерпретация

Высказывание пред- положения об истин- ном значении ска-

занного

Вы, наверное, имеете в виду…, это так?

Для тебя это означает…, это так?


Эмоциональные состояния, возникающие в процессе коммуника- тивного процесса, зачастую обусловливают степень достижения его результата. Импульсивность, эмоциональность и непоследователь- ность мешают участникам процесса управлять собой и коммуника- цией. Эмоциональное напряжение может совершенно исказить ход об- щения. Существуют техники регуляции эмоционального состояния в процессе коммуникации, как своего, так и партнера. Достижение эф- фективности использования техник регуляции эмоционального со- стояния возможно только при соблюдении следующих условий: эмо- циональный «штиль», вежливость, простота высказываний, краткость

высказываний:

  • открытое проявление уважения к ребенку: «Я понимаю…»;

  • условное согласие как согласие с частью сказанного собеседни- ком. (Например, на фразу «Вы вообще ничего не понимаете!» можно ответить: «Вполне возможно, я что-то упустил!»);

  • проговаривание собственного состояния или отношения к тому, что происходит: «Я сожалею…, Мне тоже не нравится…»;

  • проговаривание состояния или отношения собеседника: «Я вижу, для тебя это очень неприятно…»;

  • перевод конфликтной ситуации из настоящего времени в буду- щее: «Что мы сможем предпринять, что можно сделать?»;

  • использование техники «вежливый отказ»: «К сожалению я не смогу…», «Боюсь, что невозможно…», «Я вынужден сказать «Нет».

Регуляция эмоциональных состояний участников коммуникатив- ного процесса является самой важной составляющей коммуникатив- ной компетентности и, на наш взгляд, самой сложной в ее обретении, так как требует от личности каждодневного совершенствования, обра- щения к своему внутреннему миру, глубокой личностной рефлексии.

Важность активного слушания и регуляции эмоциональных со- стояний во взаимодействии с детьми нельзя переоценить, так как педа- гог в данном случае обучает ребенка активному взаимодействию со своим внутренним миром, помогает понять собственные чувства, так как активное слушание возвращает ребенку то, что им сказано, но с обозначением чувства, например:

  • Он меня обозвал! Ты огорчен, рассержен, ты обиделся!

  • Я не хочу это делать! Тебя что-то расстроило? Напугало?

  • Я не надену это! Тебе это не нравится?

  • Я не буду с ним играть (рисовать и др.) Ты на него обижен?


В результате использования техник рефлексивного слушания ослабевают негативные переживания, ребенок начинает говорить о себе и сам продвигается в решении проблем взаимодействия с окружа- ющими.

Таким образом, основу коммуникативной компетентности со- ставляют коммуникативные умения:

  • ориентация на другого (слушать, слышать, понимать смыслы другого, то есть использовать техники активного слушания);

  • умение конструировать сообщение, ясно и точно выражать свои мысли, аргументировать;

  • умение координировать разговор, используя метакоммуника- тивные тактики, дисклеймеры вас огорчу, но вынужден сказать..; бо- юсь вас расстроить, но…);

  • умение конструировать коммуникацию активно и поэтапно: установление контакта, выслушивание, прояснение смыслов, мотиви- рование к продолжению, завершение контакта;

  • умение регулировать эмоциональные состояния в процессе вза- имодействия.

Приводим алгоритм конструктивного разрешения противоре- чий, который иногда называют матрицей взаимопонимания:

  • Шаг 1. Выслушайте партнера до конца и признайте факты.

  • Шаг 2. Присоединитесь к «теме». Согласитесь с правом чело- века иметь свою точку зрения.

  • Шаг 3. Выразите понимание чувств и состояния партнера. От- разите свое отношение к происходящему. Добейтесь снижения эмоци- онального «накала».

  • Шаг 4. Задайте ряд уточняющих открытых вопросов, чтобы найти источник сопротивления, противоречия, возражения, раздраже- ния (разрешите мне узнать…). Используйте технику «эхо». Резюми- руйте высказывания партнера.

  • Шаг 5. Используйте аргументы, факты, техники вежливого от- каза.

  • Шаг 6. Предложите способ разрешения противоречия, новый вариант решения.

  • Шаг 7. Дождитесь согласия партнера, еще раз подведите итоги обсуждения.


Подводя итоги, можно сказать, что в коммуникативном процессе важны безоценочность, ориентация на проблему, цель взаимодействия, открытость, искренность, равноправие, гибкость как умение посмот- реть на ситуацию глазами партнера.