Файл: Коммуникативная компетентность вожатого.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коммуникативная компетентность вожатого



Г. М. Андреева, один из самых известных исследователей в обла- сти социальной психологии, представила структуру общения и выде- лила в нем три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, перцеп- тивную и интерактивную. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия партнерами друг друга и построение предвари- тельного образа на основании уже существующих конструктов. Суще- ствуют четыре типа конструктов для классификации других людей в восприятии:

  • физические конструкты (телосложение, цвет волос, кожи и т. п.);

  • ролевые конструкты (социальное положение, статус, роли);

  • конструкты взаимодействия (демонстрируемые стили соци- ального поведения);

  • психологические конструкты (обращение к внутренним состо- яниям личности: уверенный, довольный, счастливый).

Конструирование образа другого и интерпретация его поведения в процессе восприятия является ключевым фактором любой коммуни- кации, выполняющим функцию снятия неопределенности.

В качестве механизмов восприятия выделяют:

  • механизм идентификации как уподобления себя другому;

  • эмпатия как эмоциональная настройка, аффективное понима- ние, в основе которого лежит способность к децентрации, умение ви- деть происходящее глазами другого;

  • механизм рефлексии как самопознание, проверка своих пред- ставлений о других, осознание того, как к тебе относятся другие, и представление о том, что думают о себе;

  • каузальная атрибуция (приписывание причин поведения);

  • согласование, корректировка стратегий поведения в общении;

  • обратная связь.


На точность восприятия и интерпретации поведения партнера по общению влияют:

  • имплицитные теории (представление о целостной личности с опорой на одну яркую черту), стереотипы, рожденные на житейском уровне;

  • ошибки каузальной атрибуции;

  • эффекты ореола (факторы превосходства, привлекательности, отношения к нам);

  • эффект рога (оценка другого с опорой на один негативный по- ступок);

  • механизм проекции;

  • влияние собственной самооценки;

  • социальные установки как предрасположенность увидеть то, что хочется;

  • социальный и культурный фон восприятия.

Перечисленные факторы, влияющие на точность восприятия, по- рождают трудности, с которыми сталкиваются люди на пути к взаимо- пониманию. Описывая причины неконструктивных взаимоотношений,

можно сказать, что часть их описывается индивидуально-психологиче- скими, личностными причинами, которые можно отнести к особенно- стям характера, стремлением отстоять свою индивидуальность, жест- кой картиной мира личности, ее «черно-белым» мышлением.

Вторая группа причин неконструктивных взаимоотношений лич- ности лежит в области отсутствия представлений и навыков в органи- зации взаимодействия, а также в трансляции неконструктивного опыта отношений, приобретенного в детстве: использование языка оскорбле- ний, ненависти, стигматизации; использование неконструктивных ре- чевых конструктов. В целом для неконструктивного взаимодействия характерна подавляющая стратегия контакта, доминирование, манипу- ляция, конкуренция.

В табл. 4 представлены неконструктивные речевые конструкты, описанные Т. Гордоном6.
Таблица 4

Неконструктивные коммуникативные приемы




Директивные приемы

Приемы, подавляющие личность

Приказ, команда

Критика, обвинение

Предупреждение, угроза

Обзывание, высмеивание

Нотация (ты должен, обязан)

Постановка «диагноза»

Поучение, морализирование

Задабривание, похвала личности

Советы, рекомендации, подсказки

Попытка отвлечь от происходящего




Игнорирование чувств, событий



Коммуникативный процесс становится конструктивным в той сте- пени, в какой партнеры способны демонстрировать ориентацию на дру- гого, что определяется понятиями «конфирмация и дисконфирмация» (О. И. Матьяш, 2011). Конфирмация понимается как подтверждение цен- ности, значимости личности, а дисконфирмация как игнорирование, от- рицание личности. Конфирмация реализуется на трех уровнях:

  • признание физического существования (я тебя вижу, привет- ствую, радуюсь встрече);






6 Гордон Т. Курс эффективного родителя. М. : Ломоносов, 2010. 510 с.

  • признание личностной значимости другого, его самоценности (твои чувства, мысли важны для меня);

  • признание опыта другого как ценного (твой опыт интересен, уникален).

Определяя коммуникативную компетентность как главный про- фессиональный ресурс, И. А. Зимняя7 отмечает, что коммуникативная компетентность есть «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека». Коммуникативная компетентность не постоянная и не универсальная характеристика. В качестве критериев коммуника- тивной компетентности О. И. Матьяш выбирает эффективность и уместность коммуникации. Эффективность понимается как способ- ность продвигаться
к желаемой цели, получать результат, а уместность предполагает организацию коммуникативного взаимодействия с уче- том условий, контекста, культурных и нравственных норм, возраста партнера по общению. Коммуникативная компетентность имеет уровни развития:

  • минимальный, предполагающий достижение минимального ре- зультата;

  • удовлетворительный, достаточный умение контекстуализиро- вать коммуникацию, способность понимать точку зрения другого, предвидеть последствия коммуникативного взаимодействия, владеть набором коммуникативных тактик;

  • оптимальный уровень коммуникативной компетентности, кото- рый позволяет преобразовывать, развивать отношения.

Самый высокий уровень коммуникативной компетентности лич- ности проявляется в помогающих ненасильственных отношениях:

  1. Наблюдение без оценивания, констатация факта;

  2. Отражение / выражение чувств и их причины;

  3. Запрос, просьба, требование.

По сути, коммуникативная компетентность это перформанс, су- ществующий только в конкретной ситуации. Базовыми, ключевыми





7 Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая ос- нова компетентностного подхода в образовании. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. 42 с.

умениями, включенными в коммуникативную компетентность, явля- ются способность ориентировать внимание на содержании деятельно- сти; речь другого человека; умение координировать действия в про- цессе коммуникации и распознавать коммуникативные контексты.

Контекст составляет
интерпретационную рамку содержания, проявляет и включает в себя типы отношений. Альберт Мейерабиан выделил три типа человеческих отношений, проявляющихся в комму- никации: власть-влияние (доминирование или подчинение), приязнь- любовь (принятие или дистанцирование, враждебность), ответность (уважение, внимательность-невнимательность).

Чтобы коммуникация состоялась, необходимо «подключение» к переданному смыслу, чтобы сообщение так или иначе «отозвалось» в получателе. Этому в большей степени соответствует совместность уси- лий участников, позволяющая эффективно преодолеть «многослой- ность» коммуникативного процесса:

  • я говорю;

  • ты слушаешь;

  • ты понимаешь то, что я хотел сказать;

  • я понимаю, что ты меня понимаешь.

Полноценному наполнению всех «слоев» способствует исполь- зование метакоммуникативных техник, техник активного слушания, техник аргументации и техник, регулирующих эмоциональное состоя- ние участников коммуникации.

О. И. Матьяш8, раскрывая содержание метакоммуникации (ком- муникации о коммуникации), описывает ее координирующие функ- ции:

  • комментарии к действиям другого – «Мне кажется, ты меня не слушаешь!»;

  • прояснение смыслов друг друга, сообщение о своем восприя- тии – «То, что я говорю, важно для тебя? Все ли понятно? Что из ска- занного вызывает сомнение, интерес?»;

  • координация совместных действий – «Давай обсудим попо- дробнее»;

  • обсуждение отношений «Что мешает понять друг друга?».






8 Межличностная коммуникация: теория и жизнь / О. И. Матьяш др.].

СПб. : Речь, 2011. 560 с.

Предваряя перечень техник активного слушания, важно