ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Коммуникативная компетентность вожатого
Г. М. Андреева, один из самых известных исследователей в обла- сти социальной психологии, представила структуру общения и выде- лила в нем три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, перцеп- тивную и интерактивную. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия партнерами друг друга и построение предвари- тельного образа на основании уже существующих конструктов. Суще- ствуют четыре типа конструктов для классификации других людей в восприятии:
-
физические конструкты (телосложение, цвет волос, кожи и т. п.); -
ролевые конструкты (социальное положение, статус, роли); -
конструкты взаимодействия (демонстрируемые стили соци- ального поведения); -
психологические конструкты (обращение к внутренним состо- яниям личности: уверенный, довольный, счастливый).
Конструирование образа другого и интерпретация его поведения в процессе восприятия является ключевым фактором любой коммуни- кации, выполняющим функцию снятия неопределенности.
В качестве механизмов восприятия выделяют:
-
механизм идентификации как уподобления себя другому; -
эмпатия как эмоциональная настройка, аффективное понима- ние, в основе которого лежит способность к децентрации, умение ви- деть происходящее глазами другого; -
механизм рефлексии как самопознание, проверка своих пред- ставлений о других, осознание того, как к тебе относятся другие, и представление о том, что думают о себе; -
каузальная атрибуция (приписывание причин поведения); -
согласование, корректировка стратегий поведения в общении; -
обратная связь.
На точность восприятия и интерпретации поведения партнера по общению влияют:
-
имплицитные теории (представление о целостной личности с опорой на одну яркую черту), стереотипы, рожденные на житейском уровне; -
ошибки каузальной атрибуции; -
эффекты ореола (факторы превосходства, привлекательности, отношения к нам); -
эффект рога (оценка другого с опорой на один негативный по- ступок); -
механизм проекции; -
влияние собственной самооценки; -
социальные установки как предрасположенность увидеть то, что хочется; -
социальный и культурный фон восприятия.
Перечисленные факторы, влияющие на точность восприятия, по- рождают трудности, с которыми сталкиваются люди на пути к взаимо- пониманию. Описывая причины неконструктивных взаимоотношений,
можно сказать, что часть их описывается индивидуально-психологиче- скими, личностными причинами, которые можно отнести к особенно- стям характера, стремлением отстоять свою индивидуальность, жест- кой картиной мира личности, ее «черно-белым» мышлением.
Вторая группа причин неконструктивных взаимоотношений лич- ности лежит в области отсутствия представлений и навыков в органи- зации взаимодействия, а также в трансляции неконструктивного опыта отношений, приобретенного в детстве: использование языка оскорбле- ний, ненависти, стигматизации; использование неконструктивных ре- чевых конструктов. В целом для неконструктивного взаимодействия характерна подавляющая стратегия контакта, доминирование, манипу- ляция, конкуренция.
В табл. 4 представлены неконструктивные речевые конструкты, описанные Т. Гордоном6.
Таблица 4
Неконструктивные коммуникативные приемы
Директивные приемы | Приемы, подавляющие личность |
Приказ, команда | Критика, обвинение |
Предупреждение, угроза | Обзывание, высмеивание |
Нотация (ты должен, обязан) | Постановка «диагноза» |
Поучение, морализирование | Задабривание, похвала личности |
Советы, рекомендации, подсказки | Попытка отвлечь от происходящего |
| Игнорирование чувств, событий |
Коммуникативный процесс становится конструктивным в той сте- пени, в какой партнеры способны демонстрировать ориентацию на дру- гого, что определяется понятиями «конфирмация и дисконфирмация» (О. И. Матьяш, 2011). Конфирмация понимается как подтверждение цен- ности, значимости личности, а дисконфирмация как игнорирование, от- рицание личности. Конфирмация реализуется на трех уровнях:
-
признание физического существования (я тебя вижу, привет- ствую, радуюсь встрече);
6 Гордон Т. Курс эффективного родителя. М. : Ломоносов, 2010. 510 с.
-
признание личностной значимости другого, его самоценности (твои чувства, мысли важны для меня); -
признание опыта другого как ценного (твой опыт интересен, уникален).
Определяя коммуникативную компетентность как главный про- фессиональный ресурс, И. А. Зимняя7 отмечает, что коммуникативная компетентность есть «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека». Коммуникативная компетентность не постоянная и не универсальная характеристика. В качестве критериев коммуника- тивной компетентности О. И. Матьяш выбирает эффективность и уместность коммуникации. Эффективность понимается как способ- ность продвигаться
к желаемой цели, получать результат, а уместность предполагает организацию коммуникативного взаимодействия с уче- том условий, контекста, культурных и нравственных норм, возраста партнера по общению. Коммуникативная компетентность имеет уровни развития:
-
минимальный, предполагающий достижение минимального ре- зультата; -
удовлетворительный, достаточный – умение контекстуализиро- вать коммуникацию, способность понимать точку зрения другого, предвидеть последствия коммуникативного взаимодействия, владеть набором коммуникативных тактик; -
оптимальный уровень коммуникативной компетентности, кото- рый позволяет преобразовывать, развивать отношения.
Самый высокий уровень коммуникативной компетентности лич- ности проявляется в помогающих ненасильственных отношениях:
-
Наблюдение без оценивания, констатация факта; -
Отражение / выражение чувств и их причины; -
Запрос, просьба, требование.
По сути, коммуникативная компетентность – это перформанс, су- ществующий только в конкретной ситуации. Базовыми, ключевыми
7 Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая ос- нова компетентностного подхода в образовании. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. 42 с.
умениями, включенными в коммуникативную компетентность, явля- ются способность ориентировать внимание на содержании деятельно- сти; речь другого человека; умение координировать действия в про- цессе коммуникации и распознавать коммуникативные контексты.
Контекст составляет
интерпретационную рамку содержания, проявляет и включает в себя типы отношений. Альберт Мейерабиан выделил три типа человеческих отношений, проявляющихся в комму- никации: власть-влияние (доминирование или подчинение), приязнь- любовь (принятие или дистанцирование, враждебность), ответность (уважение, внимательность-невнимательность).
Чтобы коммуникация состоялась, необходимо «подключение» к переданному смыслу, чтобы сообщение так или иначе «отозвалось» в получателе. Этому в большей степени соответствует совместность уси- лий участников, позволяющая эффективно преодолеть «многослой- ность» коммуникативного процесса:
-
я говорю; -
ты слушаешь; -
ты понимаешь то, что я хотел сказать; -
я понимаю, что ты меня понимаешь.
Полноценному наполнению всех «слоев» способствует исполь- зование метакоммуникативных техник, техник активного слушания, техник аргументации и техник, регулирующих эмоциональное состоя- ние участников коммуникации.
О. И. Матьяш8, раскрывая содержание метакоммуникации (ком- муникации о коммуникации), описывает ее координирующие функ- ции:
-
комментарии к действиям другого – «Мне кажется, ты меня не слушаешь!»; -
прояснение смыслов друг друга, сообщение о своем восприя- тии – «То, что я говорю, важно для тебя? Все ли понятно? Что из ска- занного вызывает сомнение, интерес?»; -
координация совместных действий – «Давай обсудим попо- дробнее»; -
обсуждение отношений – «Что мешает понять друг друга?».
8 Межличностная коммуникация: теория и жизнь / О. И. Матьяш [и др.].
СПб. : Речь, 2011. 560 с.
Предваряя перечень техник активного слушания, важно