Файл: Лекция Педагогические основы вожатской деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция Педагогические основы вожатской деятельности Цель- изучить составляющие педагогического мастерства Задачи:
-
изучить сущность воспитания -
ознакомиться с гуманистическими принципами -
ознакомится с основными направлениями забот вожатого -
ознакомиться с методами самовоспитания
Результат: изучены составляющие педагогического мастерства
План
-
сущность воспитания -
гуманистические принципы -
воспитывающая деятельность -
Основные направления заботы вожатого -
Методы и приемы воспитания себя
Литература
-
Вайндорф-Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства. Учебно-методическое пособие 2007 -
Копилка вожатских премудростей, методическое пособие 2003 -
Мастерская вожатого, руководство для начинающих и опытных /Е.А. Левановой 2003
-
Сущностьвоспитания
В современной гуманистической парадигме характеризуется инструментовка деятельности детей как САМОдеятельности, управления как САМОуправления и воспитания как САМОвоспитания.
Цель воспитания- разностороннее гармоничное развитие самоактуализирующейся личности в условиях коллективно-творческой деятельности.
Логика воспитания – построение и достижение перспектив- близких, средних, дальних…
гуманистическиепринципы Природосообразности; Культуросообразности;
Принятия воспитанника таким какой он есть с перспективой его позитивного развития;
Педагогической поддержки в решении проблем, возникающих в жизнедеятельности ребенка;
Сочетания уважения и требовательности к личности;
Оптимизма в воспитании.
Принцип воспитания, по сути, - вывод, который основан на выявленной, подтверждённой и объяснённой закономерности, которая, в свою очередь, обосновывается выявленными противоречиями, присущими процессу воспитания (например, между нравственно-этическим идеалом общества и реальным уровнем и поведением воспитанника, или между признанием определяющего значения деятельности в развитии личности и фактически преимущественно словесным характером воспитания).
К основным принципам воспитания относят:
Принцип общественной направленности воспитания, заключающийся в соответствии воспитания социальным потребностям, интересам народа, страны, традициям, нормам.
К. Роджерс: «В наше время надо гораздо больше знать и уметь, чтобы уменьшить напряжённость в человеческих отношениях».
Принцип субъектности, заключающийся в развитии способности воспитанника сознавать своё «Я», оценивать себя, отстаивать свою позицию, сопротивляться негативному влиянию среды, проявлять личные качества и способности.
К.Бокль: «Способности человека, насколько учит нас опыт и аналогия, безграничны; нет никакого основания полагать даже какой-нибудь воображаемый предел, на котором остановится человеческий ум».
Принцип взаимодействия воспитания с общественными процессами. Принцип целостности воспитательного процесса.
Принцип непрерывности воспитания.
Принцип опоры на положительное в воспитаннике, формирование жизненного оптимизма.
И.И. Мечников: «Эволюция чувства жизни в развитии человекасоставляет настоящую основу философии оптимизма. Оно, это чувство, имеетгромадное
значение и потому должно быть по возможности изучено».
Принцип взаимосвязи уважения и требовательности к личности воспитанника.
Принцип дифференцированного подхода к воспитанию.
Принцип сотрудничества педагогов и воспитанников.
-
воспитывающаядеятельность
Воспитывающая деятельность – деятельность включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью
Интеллектуально-познавательная деятельность Ценностно-ориентированная деятельность Трудовая деятельность
Общественно-полезная деятельность Художественно-творческая деятельность Физкультурно-спортивная деятельность Игра
Инструментовка деятельности детей как САМОдеятельности Распределение дел и поручений
Подведение ученика к правильному пониманию Совместно-раздельная деятельность
Создание позитивной самооценки Создание ситуаций выбора
Как утверждали еще древние, «делами обусловлен мир, они -- что ось для колеса» (Фирдоуси). В фундаментальных идеях на протяжении всей истории педагогики, как зарубежной, так и отечественной, красной нитью проходит мысль о том, что воспитания в чистом виде не существует,что воспитание есть организация деятельности.И действительно, если мы хотим воспитать певца, надо, чтобы он пел, если танцора -танцевал, если токаря -- чтобы вытачивал детали, если человека доброго — надо, чтобы он творил добрые дела, художника -- чтобы рисовал, педагога -- чтобы имел практику воспитания детей...
Добро само есть дело: кто учен добру,Сам делается
добрым в силу этого
—
ты -
Как и флейтист есть тот, кто флейте выучен.Какое ремесло бы ни усвоил Не ремесло ты все же, а ремесленник.
Эпихарм
Деятельность, как известно, — фактор развития человека как в филогенезе, так и в онтогенезе. Именно разнообразные виды деятельности, вовлекающие в свою сферу различные органы человеческого организма, разные стороны личности (интеллектуальную, эмоционально-волевую, поведенческо- деятельную), позволяют развивать все качества и свойства личности: психические процессы (восприятие, ощущение, воображение, внимание, память, мышление, речь), направленность личности (потребности, интересы, склонности, убеждения, мировоззрение), задатки и способности, темперамент, характер... Именно в деятельности, вступая в общение с другими людьми, с предметами, явлениями окружающего мира, ребенок накапливает знания о мире, развивает и совершенствует свои навыки и умения, формируетпривычки, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, которые помогают ему оценивать все окружающее и вступать с ним в определенные взаимоотношения. В психологии деятельностьопределяется как «способ существования и развития человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природной и социальной реальности (в том числе и его самого) в соответствиис его потребностями, целями и задачами»*. Особенность деятельности человека заключается в том, что она (в отличие
от животных) носит со- знательный характер, связана с изготовлением, хранением, использованием орудий труда
(наиболее совершенных!); носит общественный характер.
Структура деятельности детей предусматривает: цель (зачем?) -* мотив (почему?) -* действия (какие?) -» результат (предметный и ценностный, т.е. воспитательный). Для педагогов чрезвычайно важно понимание сути, на- значения организуемой разнообразной деятельности детей, ее педагогического смысла. Привели детей на выставку (технического творчества, художников- импрессионистов, поделок из природного материала...) -- зачем? Во время субботника сажаем аллею боевой славы -- с какой целью? Проводим акцию милосердия — для чего и кому это нужно? Секция аэробики, карате или художественной гимнастики — что это дает развитию ребенка: физическому, нравственному, эстетическому, ум-ственному?..
Для того чтобы личность состоялась,надо, чтобы жизнь ее была пронизана многообразными видами деятельности и была инструментована
как воспитывающая, т.е. включающая ребенка в систему позитивных отношенийс окружающей действительностью. Можно выделить четыре основных условия, которые позволяют сделать деятельность детей деятельностью воспитывающей.
Во-первых,воспитывающая деятельность предполагает трехканальное воздействие на развивающуюся личность школьника, что диктуется философско-педагогическим характером формирующегося отношения: воздействие на сознание (формирование понятий