Файл: Работа с картой на уроке истории и при подготовке к огэ и егэ.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Работа с картой на уроке истории и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
«Историческое событие, ход которого я смогу провести по карте, врезывается в мою душу гораздо прочнее и вызывается из неё гораздо легче, чем то, которое совершается… в каких-то неопределённых пространствах»К.Д. Ушинский
Из требований к уровню подготовки выпускников основной школы
В к числу основных умений работы с картой относится:
- умение читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источника;
- сравнивать данные разных источников,
- выявлять их сходство и различия.
Основная цель картографических заданий в школьных курсах истории — способствовать формированию представлений об историческом пространстве.
Классификация
Карты
Картосхемы (Аттика в древности)
Локальные планы (Куликовская, Невская,Бородинская битвы )
Планы на местности (План города Москва, Новгорода и др.)
Контурные карты
Карты
По охвату территории (мировые, материковые, карты государств)
По содержанию
Обзорные(Индия, Китай в XIXв.)
Обобщающие (Государства мира в древности)
Тематические(Вторая мировая война)
По своему масштабу (крупно-, средне-, мелкомасштабные)
Организация познавательной деятельности при работе с картой
Приемы
Локализация исторических событий на карте
«Оживление» карты наглядными средствами
Задания
Покажите объект на карте и словами опишите его местоположение
Прикрепление значков, символов, аппликаций
Чтение и составление легенды карты
Вычерчивание объектов на карте
Придумайте условные значки для игрового сюжета по карте
Нарисуйте и подпишите объекты на карте
Задания на анализ содержания исторической карты с привлечением знаний из других источников
А) "По карте "Расселение людей в Восточном полушарии 10— 4 тыс. лет назад" проследите, как изменялась площадь земледелия 10—7 тыс. лет назад, 7—5..., 5—4...
Покажите территорию, где в эти же периоды обитали скотоводы и охотники. Была ли разница в уровне жизни первобытных земледельцев и охотников? Объясните ее на основании карты.
Как вы можете объяснить существование "белых пятен" на этой карте?"
Задания на локализацию исторических фактов по карте с элементами анализа ее содержания для решения проблемных задач
а) "Покажите по карте первые районы земледелия/металлургии. Объясните, почему они стали древнейшими очагами новой культуры?"
б) "Объясните, как человек разумный смог освоить Землю "не замочив ног"?"
в) "Определите с помощью карты, в каких районах Земли в качестве денег 10—4 тысячи лет назад могли использоваться: морские раковины; перья экзотических птиц; поросячьи хвостики; мешочки с какао-бобами; шкурки пушных зверьков; бруски железа и т. д.?"
Задания на восстановление соответствия в одном из столбцов содержат картографические данные, в другом — события или даты, или имена исторических деятелей:
Соотнесите имена основателей с названиями городов, ими заложенных:
Москва Владимир Мономах
Киев Ярослав Мудрый
Ярославль Святослав
Владимир Кий
Юрьев Юрий Долгорукий
Переяславль
Дмитров
Задания на группировку картографических сведений строятся на самых разнообразных критериях:
Отметьте географические пункты, через которые новгородские купцы могли попасть: а) в Черное море, б) в Каспийское море, в) в Балтийское море.
Отметьте княжества, связанные с деятельностью: а) Андрея Боголюбского, б) Всеволода Мстиславича, в) Романа Мстиславича, г) Юрия Долгорукого, д) Всеволода Большое Гнездо.
Картографический диктант.
работа с картографической сеткой, где нанесены географические названия, связанные с определенным историческим событием, а ученики должны соединить их в заданном порядке
На контурной карте обозначьте определенные объекты: место битвы, город, реку и т.п.
( город , где Петр I проиграл сражение шведам, город, который был столицей России в 1700 году , мыс возле которого состоялось морское сражение и т.п.)
игровые способы проверки картографических знаний являются задания, условно именуемые "Маршруты", "Путешествия", "Походы".
школьникам предлагается только по контуру движения (конфигурации походов первооткрывателей и исследователей новых земель, предводителей, военачальников и т. п.) узнать, какой исторический факт здесь отображен.
"Определите, на какой схеме изображен путь экспедиции Васко да Гама, на какой — Бартоломеу Диаша".
Схема №»1 Схема № 2
задания, рассчитанные на образное воображение облегчающие запоминание очертаний географических объектов и ориентировку в условных символах исторических карт
На что похожи контуры: Аппенинского полуострова? острова Сицилия? острова Великобритания? остров Сахалин? Северная часть Персидского залива с устьями рек Тигр и Евфрат? долина Нила?
Систематизация исторического материала
12) Составьте на основе текста учебника и карты таблицу о завоеваниях Наполеона. Покажите завоеванные территории на контурной карте.
период | Завоеванный территории | Места сражений |
ЕГЭ – задание 13, 14,15
Задача: понять к какому периоду относится карта можно по маркерам.
МАРКЕР – элемент на карте, который относится только к определенному событию и ни к какому другому.
Историческая география
Задача: определение географических объектов во времени:
Царицын – Сталинград- Волгоград
Феодосия- Кафа
Константинополь- Царьград- Стамбул
Река Яик – река Урал
Ассоциативные ряды
Новгород- вече -Александр Невский
Новгород-Псков
Александр Невский- Чудское озеро- 1242
Новгород- озеро Ильмень
Итоговый алгоритм подготовки
Выучить курс внешнеполитической истории России.
Изучить материалы базового курса географии, в том числе исторической географии.
Проработать все карты и выделить на них маркеры.
Выучить список маркеров (около 50 карт)
Создать свой банк маркеров, картосхем и карт.
Тренироваться ( ФИПИ, Решу ЕГЭ, Практикум авт. Пазин, авт. Маркина)