Файл: Тормозные системы общие понятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Титульный лист

Оглавление


Введение 3

1.Тормозные системы: общие понятия 4

1.1.Тормозные системы грузовых автомобилей 4

1.2.Неисправности тормозных систем 4

2.Влияние температуры воздуха на изменение технического состояния элементов тормозной системы грузовых автомобилей 6

2.1.Принцип работы тормозной системы 6

2.2.Работа тормозной системы при изменении температуры 7

Заключение 11

Список литературы 12



Введение


Безопасность движения автомобилей с высокими скоростями в значительной степени определяется эффективностью действия и безопасностью тормозов. Эффективность тормозного пути определяется по определенной оценке тормозного пути или временем движения автомобиля до полной остановки. Чем эффективнее действие тормозов, тем выше безопасная скорость, которую может допустить водитель, и тем выше скорость движения автомобиля на всем маршруте. Торможение необходимо не только для быстрой остановки автомобиля при внезапном появлении препятствий, но и как средство управления скоростью его движения.

Максимальное значение тормозной силы на колесе зависит от возможностей механизма, создающего силу торможения, от нагрузки, приходящейся на колесо, и от коэффициента сцепления с дорогой. При равенстве всех условий, определяющих силу торможения, эффективность тормозной системы будет зависеть в первую очередь от особенностей конструкции механизмов, производящих торможение автомобиля.

  1. Тормозные системы: общие понятия

    1. Тормозные системы грузовых автомобилей


Самосвалы могут быть оборудованы рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозными системами.

Рабочая тормозная система с гидравлическим приводом, разделенным на контур передних и контур задних тормозов, действует на все колеса. Она предназначена для регулирования скорости движения или остановки самосвала в любых дорожных условиях, а также при недостаточной эффективности вспомогательного тормоза.

Стояночная тормозная система имеет пневматический привод и действует на колеса заднего моста. Она предназначена для затормаживания самосвала на стоянках, при погрузке и разгрузке, а также в аварийных ситуациях при отказе рабочей тормозной системы.


Вспомогательный тормоз - электрический в режиме торможения тяговых электродвигателей.

В качестве запасного (аварийного) тормоза используется стояночный и исправный контур рабочей системы.
    1. Неисправности тормозных систем


Приведем возможные неисправности тормозных систем и способы их устранения в таблице 1.1.

Таблица 1.1 — Возможные неисправности тормозных систем и способы их устранения

Неисправность и ее внешнее проявление

Вероятная причина

Метод устранения

Недостаточная эффективность тор­можения

Замаслены или предельно изношены накладки

Заменить накладки

Не растормаживаются колесные тормозные механизмы

Заклинил поршень тормозного механизма Негерметичность пары (гильза-золотник) тормозного крана

Устранить заклинивание поршня Заменить пару (гильза-золотник)

Низкая эффективность стояночной тормозной системы

Большой зазор между тормозным диском и тормозными накладками стояночного тормоза

Замаслены или предельно изношены колодки

Износ кулачка крана стояночного тормоза

Отрегулировать зазор Заменить тормозные колодки Заменить кулачок

Недостаточная емкость пневмогид­роаккумулятора, резкое падение давления при торможении

Низкое (высокое) давление азота в газовой полости пневмогидроаккумулятора

Стравить масло из масляной полос­ти, проверить давление азота, до­вести до нормы

Падение давления в пневмогидроак­кумуляторе при заглушенном дви­гателе

Негерметичность пары (гильза-золотник) тормозного крана

Заменить пару (гильза-золотник)

Падение давления азота в пневмо­гидроаккумуляторе

Наружная негерметичность заправочного клапана

Негерметичность между газовой и масля­ной полостью

Проверить мыльной эмульсией, уст­ранить негерметичность Заменить уплотнение поршня пнев­могидроаккумулятора ,или заме­нить пневмогидроаккумулятор




  1. Влияние температуры воздуха на изменение технического состояния элементов тормозной системы грузовых автомобилей

    1. Принцип работы тормозной системы


Главный тормозной цилиндр

Главный тормозной цилиндр предназначается для эксплуатации в тормозной системе, имеющей диагональное разделение контуров. В составе главного тормозного цилиндра имеются два поршня, по одному на каждый контур, и этот цилиндр оснащен датчиком низкого уровня тормозной жидкости и регулятором давления.

Принцип действия дисковых тормозов

При нажатии на педаль тормоза происходит распределение давления жидкости равномерно между поршнем и дном тормозного цилиндра. Происходит передача давления, приложенного к поршню, к цилиндру суппорта и прижатие тормозной колодки к внутренней поверхности тормозного диска. Давление, которое прилагается ко дну тормозного цилиндра суппорта, приводит суппорт к скольжению и перемещению на направляющих пальцах. Поскольку передвижение суппорта происходит как единое целое, внешняя его часть начинает давление на внешнюю тормозную колодку, прижимает ее к внешней поверхности тормозного диска. По мере того, насколько увеличивается давление, сила прижатия колодками тормозных накладок к тормозному диску увеличивается, что влечет остановку автомобиля. После того, как освобождается педаль тормоза, снижается давление в тормозном трубопроводе, и за счет упругости уплотнительного кольца, расположенного в канавке, поршень незначительно отходит назад, что влечет уменьшение тормозного усилия, которое прикладывается к тормозному диску. Износ накладок тормозных колодок автоматически компенсируется перемещением суппорта.

Барабанные тормоза

Тормозной механизм задних колес является механизмом барабанного типа, оснащённым ведущей и ведомой тормозными колодками. При такой конструкции тормозов верхняя стяжной пружиной прижимаются обе тормозные колодки к рабочему тормозному цилиндру, а нижняя стяжная пружина прижимает их к неподвижному упору. При нажатии на педаль тормоза поршень рабочего тормозного цилиндра прижимает обе тормозные колодки к внутренней поверхности тормозного барабана. Сила трения создает крутящий момент, который при движении автомобиля вперед, еще сильнее прижимает ведущую колодку к тормозному барабану.


При движении автомобиля назад аналогичный эффект происходит с ведомой тормозной колодкой. При такой конструкции тормоза происходит автоматическая регулировка зазора после отпускания педали тормоза. Кроме того, при такой конструкции тормозные накладки ведущей колодки обычно изнашиваются быстрее, чем у ведомой колодки. Если тормоза эксплуатировались, то менять колодки местами недопустимо, так как при этом эффект автоматического увеличения тормозного усилия может нарушиться, что приведет к увеличенному ходу педали тормоза.

Регулятор давления

Клапанами регулятора давления ограничивается давление, которое передается на рабочие цилиндры тормозов задних колес после того, как давление на главном тормозном цилиндре достигнет определенной величины. Они необходимы для регулирования давления в цилиндрах задних тормозов относительно нагрузки на заднюю ось. Такие регуляторы обычно используются в тормозной системе, использующей комбинацию дискового и барабанного тормозов.

Датчик аварийного уровня тормозной жидкости

Главный тормозной цилиндр оснащен датчиком аварийного уровня тормозной жидкости. При понижении уровня тормозной жидкости этот датчик включает контрольную лампу в комбинации приборов. После устранения причины лампа гаснет.
    1. Работа тормозной системы при изменении температуры


В летний период могут возникнуть ситуации, когда тормозная система машины перегревается и ее эффективность сильно снижается. Причинами тому может быть подклинивание поршней приводов тормозных механизмов, перекос либо затирание тормозных колодок, ухудшение характеристик тормозной жидкости, неправильное использование тормозной системы. При этом при снижении температуры на улице, эффективность тормозной системы возобновляется. Но опасность повторных проблем при повышении температуры остается. В этом кроется скрытая опасность такой особенности тормозной системы. Основным фактором, влияющим на эффективность тормозной системы, является свойства и качество тормозной жидкости.

Основным параметром тормозной жидкости является ее температура кипения — чем она выше, тем лучше для тормозной системы. Закипевшая тормозная жидкость пузырится и эффективность тормозной системы снижается.

В летний период эта характеристика выходит на передний план: тормозная жидкость очень сильно впитывает влагу из воздуха. Если порог содержания воды достигает 3,5% от общего объема, температура кипения тормозной жидкости резко снижается. В итоге при экстремальных или длительных торможениях жидкость в системе закипает, в ней
образуются паровые пробки, которые снижают ее плотность. Как результат — жидкость легко сжимается и не передает тормозное усилие на тормозные механизмы. Педаль тормоза попросту проваливается «в пол». Автомобиль почти не замедляется. Для предотвращения возникновения описанных ситуаций очень важно регулярно менять тормозную жидкость в системе. Специалисты рекомендуют это делать раз в два года, а лучше — раз в год, независимо от пробега машины.

Чем быстрее едет автомобиль, тем больше тепла выделится при торможении. А чем интенсивнее замедление, тем меньше времени останется на охлаждение колесных цилиндров и подводящих трубок. Это характерно для частых длительных торможений, например в горной местности и даже на равнинном шоссе, загруженном транспортом, при резком “спортивном” стиле управления автомобилем. Внезапное закипание ТЖ коварно тем, что водитель не может предугадать этот момент.

Рабочая температура тормозной жидкости колеблется от – 50 (на стоящем автомобиле в сильный мороз) до + 150 при движении по горным дорогам.

При закипании тормозной жидкости Пузырьки пара вытесняют некоторую ее часть в расширительный бачок ГТЦ. В системе остается жидкость, перемешанная с пузырьками пара. Но если сама жидкость несжимаема, то микроскопические пузырьки как раз хорошо сжимаются. И теперь передаваемое давление в первую очередь пойдет на сжатие пузырьков во всем объеме. Как это будет выглядеть для водителя: педаль тормоза станет мягкой, провалится, а торможения нет.

Температура кипения тормозной жидкости напрямую зависит от содержания в ней воды, и с повышением ее концентрации снижается. Поэтому тормозная жидкость должна обладать минимальной гигроскопичностью (влагопоглощением). Кроме этого, влага в системе способствует коррозии цилиндров, а в холодное время – и образованию ледяных пробок.

Наличие в тормозной жидкости всего 2-3 процентов воды снижает температуру ее кипения примерно на 70 градусов. На практике это означает, что при торможении DOT-4, например, закипит, не разогревшись и до 160 градусов, в то время как в «сухом» (то есть без влаги) состоянии это произойдет при 230 градусах. Последствия будут такие же, как если бы в тормозную систему попал воздух: педаль становится колом