Файл: Теоретические аспекты финансовой системы России 5 Понятие и сущность финансовой системы 5.doc
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой системы России
1.1. Понятие и сущность финансовой системы
1.2. Структура и функции финансовой системы Российской Федерации
Глава 2. Специфика и проблематика финансовой системы России на современном этапе
2.1. Современное состояние финансовой системы России
2.2. Направления повышения эффективности функционирования финансовой системы России
На уровне регионов контроль финансов РФ осуществляется органами местной власти и специально созданными структурами. Контроль республиканского бюджета РФ берет на себя специальный Комитет по банкам, налогам и бюджетной сфере. Его задача – выполнение всей категории экспертно-аналитических работ, а также сбор и подготовка материалов для корректировки бюджета страны. Информация направляется на рассмотрение в Государственную Думу РФ [7, c. 61].
Министерство финансов РФ и его подразделения в регионах также берут на себя контрольную функцию. В составе аппарата есть КРУ (контрольно-ревизионное управление), а в регионах – главный контроллер-ревизор. Основная задача – контроль деятельности компаний, рациональность использования средств и так далее.
Казначейство Минфина РФ контролирует поступление, а также правильность использования государственных средств. Кроме этого, к задаче Казначейства относится организация, контроль и выполнение заложенного бюджета страны и внебюджетных фондов. Также Казначейство собирает и анализирует информацию, показывающую состояние государственного бюджета, передает отчет высшим структурам страны для дальнейшей проверки состояния бюджета.
Налоговые инспекции представляют собой один из главных органов контроля финансов РФ. Их задача – проверка бухгалтерских книг, финансовых документов, деклараций, а также бумаг, имеющих непосредственную связь с выплатой налогов в стране. При этом под их контролем находятся организации самых различных форм собственности.
Таким образом, финансовая система представляет собой совокупность различных видов финансовых ресурсов, доступных государству, нефинансовому сектору экономики, отдельным финансовым учреждениям и общественности для выполнения своих функций и удовлетворения экономических и социальных нужд. Для полного развития и работы страны, поддержания высокого уровня жизни необходим хорошо функционирующий механизм финансовой системы, чтобы население, могло и хотело поддерживать деятельность государства, обеспечивая его профицитом. Только благодаря рациональным действиям государства финансовая система может функционировать на благо себе и своему народу и избежать кризиса и дефицита.
Глава 2. Специфика и проблематика финансовой системы России на современном этапе
2.1. Современное состояние финансовой системы России
Финансовая сфера в России, пожалуй, самая отсталая из крупных социально-экономических показателей. По международному рейтингу по развитию финансового рынка Россия занимает 107-е место в мире, уступая не только 25 развитым странам мира, но и еще 80 странам с развивающейся экономикой и переходной экономикой. Притом подавляющая часть этих стран имеет более низкий в сравнении с Россией экономический и социальный уровень. В 2-3 раза уровень монетизации России ниже в сравнении с большинством других стран. Ценовая доступность финансовых услуг в России на 94-м месте в мире, возможность получения венчурного капитала – на 89-м, финансирование локальных производителей – на 90-м. В целом возможность получения финансовых услуг оценивается 101-м местом, а легкость получения финансирования – 110-е место. По регулированию фондовых бирж Россия на 112-м месте в мире, а по устойчивости банков - даже на 121-м [6, c. 105].
Основным недостатком российского финансового рынка является отсутствие рынка капитала, то есть отсутствие эффективного механизма финансового развития. При этом Россия сильно отстает с точки зрения конкурентоспособности и мотивации.
Самым слабым моментом в российском финансировании является наличие инвестиций в уставный капитал и доступность инвестиций в человеческий капитал. В последние годы доля инвестиций в капитал в ВВП России составляет 17-18%, в то время как доля инвестиций в «экономику знаний» составляет всего 13% ВВП. Развитые страны имеют показатель внебюджетных привилегий к ВВП – около 30% в «экономике знаний» Западной Европы и 40% в США.
В период экономического роста в 1999-2008 годах крупные российские компании искали средства для вложения капитала из дополнительных доходов от экспорта нефти, в связи с восьмикратным ростом цены барреля нефти в этот период.
В последующие годы, ведущие российские фирмы привлекали основные инвестиционные фонды на мировом финансовом рынке в виде инвестиционных кредитов западным банкам, особенно при покупке оборудования на Западе для развития своего бизнеса. До введения санкций внешний долг России на 1 января 2014 г. превышал 730 млрд долл., а до этого был меньше 470 млрд долл. Это был в основном корпоративный долг, составлявший 50% ВВП по внутреннему валютному курсу [1, с. 51].
Введение санкций с ограниченным доступом к мировому финансовому рынку для России привело к сокращению этого долга более чем на 200 млрд долл. И сейчас идет явное недофинансирование российской экономики и социальной сферы.
В 2014-2017 гг. инвестиции в Россию снизились в основном на 8% за счет сокращения инвестиций контролируемых государством компаний, организаций и банков.
Всероссийская финансовая система крайне неэффективна, если смотреть на нее с точки зрения эффективности. Налоговая система чисто фискальная. Это не играет стимулирующей роли. Даже прибыль компаний, составляющих основную часть инвестиций в России, не освобождается от налогов, что сразу же добавляет инвестиционные ресурсы и позволяет вывести из тени значительные средства, которые позволят компаниям уменьшить налогооблагаемую прибыль и скрыть ее в издержках.
Ничего не сделал Минфин РФ и для изменения давно устаревшей амортизационной системы России, где крайне велики амортизационные сроки, если сравнить их с передовыми странами, нет эффективных правил ускоренной амортизации и т.п. Поэтому и из амортизационного фонда изымается намного меньшая часть инвестиций, которые можно было бы здесь изыскать. Крупные инвестиции могут быть получены и в рамках госбюджета, если все окупаемые проекты, прежде всего в национальную экономику (а это – 2 трлн руб.), финансировать в виде инвестиционного кредита на возвратной основе по низким процентам, покрываемым за счет бюджета. Это сократит бюджетные средства на это финансирование по крайней мере в 10 раз и высвободит их для инвестиций и вложений.
У Минфина нет даже попытки использовать хотя бы часть золотовалютных резервов в виде инвестиционного кредита для надежных, высокоэффективных проектов, которые будут возвращаться через 5-7 лет, а ведь золотовалютные резервы в России превысили 450 млрд долл., из которых 150-200 млрд долл. никогда не понадобятся нашей стране в обозримом будущем. Они обесцениваются по 20-25 млрд долл. в год [4, c. 91].
Крупные средства на жилищное строительство и вложение в развитие автомобильной промышленности можно было бы получить за счет взаимовыгодных облигаций для населения, у которых 40 трлн руб. лежит в России и еще 700-1000 млрд долл. – на счетах в зарубежных странах. А ведь значительная часть этих людей нуждается в улучшении жилья, приобретении легковых машин, и можно найти здесь баланс интересов государства и населения.
Огромные средства, по 1 трлн руб. в год, можно было бы получить по примеру московских властей от приватизации части государственного имущества. Сегодня, как известно, предприятия и организации, контролируемые государством, включая бюджетные
, контролируют 71% производства ВВП России, в то время как 15 лет назад они контролировали только 35% этих средств, по данным Всемирного банка. Конечно, эти средства нужно тоже использовать в национальной экономике на возвратных условиях в виде инвестиционного кредита, например, для создания современной инфраструктуры, выдавая кредит на строительство двусторонних автострад, скоростных железных дорог под 3% годовых на 20-25-летний период, как это делает Китай [8, c. 15].
Но самый главный неиспользованный резерв денег для инвестиций и вложений – банковские активы. Они составляют около 88 трлн руб. и практически равны объему ВВП. Используются они крайне неэффективно, только для выдачи неинвестиционных краткосрочных кредитов.
Для того, чтобы преодолеть бюджетный кризис начать следует с налоговой системы, которая в России не соответствует сложившейся рыночной системе. За 200 лет все рыночные страны пришли к одному и тому же – надо, чтобы примерно половину налоговых средств платило население, а половину налоговых средств – бизнес. Россия пошла своим неэффективным путем. В России лишь 15% налогов платит население, а 85% – бизнес. Бизнес обложен налогами таким образом, что у него остается недостаточно средств для развития, а значит, и для увеличения налоговых сумм.
Отсутствие прогрессивного налога на доходы людей увеличивает разницу между богатыми и бедными в России. Здесь средний доход 10% богатых семей в 15,5 раза выше душевого дохода 10% бедных семей. В западноевропейских странах эта разница составляет 8-10 раз, в том числе в странах социал-демократической направленности и в Японии – 5-6 раз [12, c. 64].
В России отсутствует нормальный налог на недвижимость и на землю, при введении которого богатые бы получали относительно меньше средств. К тому же в стране нет и обязательных платежей со своих доходов на пенсии и на страховку по здоровью, которые тоже носят в других странах солидарный характер. И поэтому за счет средств состоятельных людей, частично обеспечиваются и пенсии, и страховка здоровья малообеспеченных семей.
В то же время десятки миллионов человек, включая и обеспеченных людей, получают разного рода пособия и льготы от государства, что совершенно неуместно для хорошо обеспеченных людей.
Если теперь взять налоги для бизнеса, доля нефти в ВВП России 10%, а налоговая система так составлена, что из нефтяных компаний изымается 40% всех налогов. Это хорошо, когда цена на нефть росла, и тогда бюджет увеличивался быстрее, чем ВВП, и тянул его за собой. Это было в 1999-2008 гг. А в 2008-2018 гг. положение обратное. Цена на нефть, достигнув 110-115 долл., снизилась сначала до 60 долл. за баррель, потом до 30-40, потом опять стала повышаться после соглашения о замораживании добычи нефти и достигла уже 85 долл. И поэтому доходы бюджета стали расти медленнее ВВП. Бюджет стал просто сокращаться из-за высокой доли нефтяных налогов и потянул экономику вниз [17, c. 15].
Президентом России, как уже говорилось, поставлена задача о возобновлении ускоренного экономического роста. ВВП на душу населения предстоит поднять до 2025 г. в 1,5 раза.
Начать нужно с поиска инвестиций из активов банков, из средств предприятий, за счет приватизации, за счет использования золотовалютных резервов, за счет облигационного займа у населения, за счет увеличения госдолга и других новых источников. На этот период можно пойти на увеличение дефицита бюджета до безопасного уровня в 3% к ВВП, а это – 3 трлн руб. дополнительных средств в год, которые могут быть направлены на развитие страны. Но ничего этого не сделано.
Активы банковской системы в России – главный денежный мешок, который есть в стране. Он в 2 с лишним раза больше всех государственных средств, не говоря уже о других, более мелких ресурсах. Поэтому главным источником социально-экономического роста могут стать только активы банковской системы. Сегодня меньше 2% этих активов используется в виде инвестиционного кредита. Их можно увеличить в 3-5 раз: вместо 1,5 трлн руб. – 4-7 трлн.
По примеру США, Японии и других развитых стран формирование столь крупных «длинных» денег банковской системы можно было бы осуществить следующим образом. Минфин переходит к дефицитному бюджету в 3 трлн руб. И на эту сумму под 2-3% годовых выпускает долговременные ценные бумаги – от 5 до 25 лет (кстати, США такие бумаги выпускают на 40 лет, а Япония – даже на 50).
Эти ценные бумаги частично покупает Центробанк, у которого около 5 трлн денежных средств, меньшую сумму – Внешэкономбанк, Сбербанк-Капитал, ВТБ-Капитал, Агентство по жилищной ипотеке и другие крупные инвестиционные фонды. Под залог купленных ценных бумаг Центральный банк, Внешэкономбанк, Агентство по ипотеке и другие инвестиционные фонды могут выдавать кредит под 3-4% годовых коммерческим банкам или напрямую крупным хозяйственным организациям на срок от 5 до 25 лет [15, c. 190].
Технологическое обновление действующего производства, как правило, предусматривает срок окупаемости 5-7 лет, создание 10-15 лет новых предприятий в высокотехнологичных отраслях, а также создание транспортной инфраструктуры до 20-25 лет.
Кроме того, из инвестиционных кредитов из своих источников можно выделить 150-200 млрд долл., при этом заимствование золотовалютных резервов составит 20-30 млрд долл. в год, облигационные займы на жилищное строительство и автомобильную промышленность.