Файл: Теоретические аспекты финансовой системы России 5 Понятие и сущность финансовой системы 5.doc
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой системы России
1.1. Понятие и сущность финансовой системы
1.2. Структура и функции финансовой системы Российской Федерации
Глава 2. Специфика и проблематика финансовой системы России на современном этапе
2.1. Современное состояние финансовой системы России
2.2. Направления повышения эффективности функционирования финансовой системы России
Сегодня у России внешнеэкономический долг составляет 3-4% ВВП, а внутренний – около 15%. Таким образом, он может увеличить этот долг до 30-40% ВВП, то есть занять до 30-40 миллиардов долларов. Дополнительно от 400 до 500 миллиардов долларов в год от Китая, Тайваня, Японии, Саудовской Аравии и стран ОПЕК, взаимных фондов и международных банков. Эти средства также используются на платной основе для обеспечения того, чтобы государство планировало их вернуть [11, с. 87].
Таким образом, вся финансовая система России, если на нее взглянуть с позиции эффективности, является крайне неэффективной. Система налогообложения является чисто фискальной. Она не выполняет стимулирующую роль. Даже прибыль предприятий, из которой формируется основная часть инвестиций в России, не освобождена от налогов, что сразу бы добавило инвестиционных средств и позволило бы вывести из тени значительные средства, которые предприятия прячут в себестоимости, сокращая налогооблагаемую прибыль.
2.2. Направления повышения эффективности функционирования финансовой системы России
Основными источниками экономического роста являются инвестиции в капитал и инвестиции в человеческий капитал – отрасль «экономики знаний», которая является основной составляющей человеческого капитала.
На наш взгляд, чтобы переломить развитие и выйти на реальный экономический рост, нужно инвестиции и вложения увеличивать в год по 8-10%. Тогда к 2025 г. доля инвестиций может вырасти до 27%, а доля вложений в «экономику знаний» – до 25%. Это обеспечит экономический рост в размере 3% к 2023 г., если со следующего года начать финансовый форсаж, и до 4-5% к 2025 г.
При продолжении такого темпа до 2030 г. удельный вес инвестиций в основной капитал надо довести до 30-33%, а доля вложений в человеческий капитал достигнет 35%. Тогда ежегодный рост экономики поднимется до 5-6% [8, c. 16].
Поскольку объем инвестиций в основной капитал составляет около 16 трлн руб., а вложения в «экономику знаний» около 11 трлн руб. в 2019 г., то для 10%-го их роста требуется 1,5-2 трлн руб. ежегодно до 2023 г. средств в инвестиции и до 1,5 трлн руб. средств в «экономику знаний». Эти средства легко собрать и за счет увеличения инвестиционных кредитов банковской системы, и за счет других мер.
Конечно, очень важно, чтобы эти инвестиции были направлены на фундаментальное технологическое обновление действующего производства и быстрый рост высокотехнологичных отраслей, а также на формирование современной транспортно-логистической инфраструктуры.
При таком финансовом принуждении к 2024-2025 гг. мы можем перейти к ставке 4-5%, а к 2030 году – к ставке 5-6%. При этом была выполнена задача президента – вывести российскую экономику с 6-го на 5-е место в мире по паритету покупательной способности над Германией.
Вектор развития российского финансового рынка формируется под влиянием разнонаправленных факторов. Негативные факторы носили в основном внешний характер, связанный с продолжением санкций, позитивные – результат действий, как участников рынка, так и регулятора.
Самыми сильными темпами стало развитие рынка ценных бумаг, связанное с появлением рынка РЕПО. Операции на рынке РЕПО позволяют рефинансировать операции с ценными бумагами и способствуют значительному увеличению ликвидности национального рынка акций и облигаций.
Эффективно функционирующий рынок РЕПО рассматривается как один из основных элементов денежного рынка, благодаря которому центральный банк может проводить операции рефинансирования в соответствии с рамками денежно-кредитной политики [6, с. 109].
Положительным моментом стало своевременное установление перед регуляторами финансового рынка обязанности по разработке инструментов регулирования финансового рынка. Один из способов решения этой проблемы – создание Международного финансового центра в Москве.
Эффективное развитие финансового рынка в РФ не представляется возможным без совершенствования судебной системы. В настоящее время прослеживаются серьезные барьеры в разрешении споров, касающиеся финансового рынка. Это в основном обусловлено несовершенством нормативно-правовой базы и отсутствием компетенции у судей. Следовательно, своевременное решение наиболее актуальных проблем регулирования финансового рынка РФ позволит ему соответствовать европейским стандартам.
Необходимым условием для эффективного функционирования финансового рынка является наличие стабильной бюджетной сферы.
Однако в развитии бюджетной сферы на современном этапе наблюдаются следующие проблемы, а именно:
- недостаточное поступление налоговых платежей, предпосылками которого стали уклонение граждан от уплаты налогов, резкое снижение макроэкономических и финансовых показателей и др.;
- принятие федеральными органами власти решений, адресованных нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождающихся достаточных финансовых ресурсов;
- снижение значений региональных и местных бюджетов за счет высокой степени концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны и др. [3, c. 217].
Для решения данных проблем необходимо:
1) Внедрить обновленную систему межбюджетного распределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.
2) Разработать новые принципы утверждения и исполнения бюджета на всех уровнях его управления.
3) Принять нормативно-правовые акты по разграничению полномочий между органами власти всех уровней.
4) Четко распределить расходы между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти всех уровней.
5) Создать и внедрить эффективный бюджетный механизм.
Таким образом, финансовая система занимает важнейшее место в макроэкономике, поскольку экономика любой страны во многом зависит от ее текущего состояния. Именно поэтому необходимо четко осознавать, как действует ее механизм и функционирует финансовая система в целом.
Следует отметить, что добиться больших результатов можно лишь при комплексном подходе к вопросу совершенствования и стабилизации финансовой системы Российской Федерации. Следовательно, рекомендуется формирование модернизированной социально ориентированной финансовой системы, функционирующей эффективно в условиях современной экономики.
Заключение
Подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать вывод, что финансовая система является основным источником развития государства и его рыночной экономики.
Финансовую систему можно представить как совокупность финансовых связей, которые должны обеспечивать выполнение государством его политических и экономических функций. Она состоит из трех основных направлений – государственные финансы; финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование.
В зависимости от характера деятельности субъекта в каждой области выделяются связи. Государственные финансы состоят из бюджетной системы, внебюджетного фонда и государственного кредита. В сфере финансирования предприятий выделяется финансирование коммерческих и некоммерческих предприятий; финансирование общественных объединений.
Столкнувшись с внешними вызовами, финансовой системе Российской Федерации придется пройти испытание на стабильность, так как последствия санкций и девальвации рубля уже ощущаются во всех сферах финансовой системы страны.
На данный момент необходимо разрабатывать и реализовывать новые проекты и мероприятия, направленные на снижение или даже устранение нарушений бюджетной дисциплины на всех уровнях. Также необходимо создать эффективную систему реагирования на структурные изменения в экономике. Учитывая текущий дефицит федерального бюджета, важно рационально реструктурировать расходы, а также лучше контролировать эффективное использование бюджетных ассигнований, что в конечном итоге определяет условия работы организаций в приоритетных отраслях, а значит и уровень роста экономической системы страны.
Существует огромное количество проблем, которые могут повлиять на финансовую систему России. Главная задача властей нашей страны – быть готовыми нейтрализовать последствия финансовых кризисов и избежать их. Необходимо проанализировать причины и последствия прошлых кризисов и, опираясь на накопленный опыт, усовершенствовать и разработать инструменты предотвращения будущих кризисов в экономике.
Для гарантированного обеспечения процесса непрерывного положительного экономического развития и решения социальных проблем общества государство должно использовать все свои методы влияния на экономику. Вместе с формированием национальных резервов государство должно создать эффективную налоговую систему путем использования различных инструментов налоговой политики. Такими инструментами являются: налоговые ставки, льготы, санкции и др. Используя эти инструменты, государство может решать фискальные, экономические, социальные и международные проблемы.
Россия должна снизить зависимость бюджета от нефтегазовой промышленности, но при этом сохранить или даже увеличить налоговую нагрузку на нефтегазовый сектор. Эти виды доходов должны использоваться, с одной стороны, для накопления резервов, а с другой – для переориентирования экономики и развития ее инновационной составляющей. Для того чтобы избежать угроз для финансовой безопасности, необходимо создать новую модель экономического роста, основанную на долгосрочной перспективе и стабильности бюджетной системы. Также необходимо учитывать политический фактор. Правительство может ввести ограничения на нефтепродукты в виде импорта и экспорта, что в конечном итоге замедлит рост экономики страны.
Россия сейчас находится в сложной экономической и политической ситуации, но мы не должны забывать о тех ресурсах, которыми обладает Россия.
Список использованных источников и литературы
-
Абрамова, М. А. Программный документ Банка России «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019-2021 гг.»: мнение экспертов Финуниверситета / М. А. Абрамова, О. И. Лаврушин, В. Я. Пищик, Б. Б. Рубцов, С. П. Солянникова // Экономика. Налоги. Право. – 2019. – № 3. – С. 49-52. -
Абрамова, М. А. Текущее состояние и перспективы развития финансовой системы России / М. А. Абрамова, Л. И. Гончаренко // Экономика, налоги, право. – 2017. – №2. – С. 6-21. -
Абрамян, К. Е. Современной состояние и перспективы развития финансов в России : монография / К. Е. Абрамян. – М. : Издательство Проф-Пресс, 2018. – 432 с. -
Балобанов, А. Финансы : Учебное пособие / А. Балобанов, И. Балобанов. - Санкт-Петербург : «Питер», 2017. – 456 с. -
Ван Хорн, Дж. К. Основы управления финансами : пер. с англ. / Гл. ред. серии Я. В. Соколов. – М. : Финансы и статистика, 2019. – 623 с. -
Воробьёва, Х. В. Условия и последствия финансового кризиса / Х. В. Воробьева // Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2019. – № 12. – С. 105-112. -
Воробьев, Ю. Н.Финансовая система : комплексный подход в контексте государственной финансовой политики / Ю. Н. Воробьев, Л. М. Борщ // Финансы : теория и практика, 2018. – № 22. – С. 56-75. -
Гончарук, А. К. Перспективы экономического роста в условиях оптимизации финансовой системы России / А. К. Гончарук // Инновационное становление финансов, 2018. – № 5 (37). – С. 13-18. -
Исакова, Н. Ю. Финансы и финансовая система государства : учебное пособие / Н. Ю. Исакова, Ю. А. Долгих, А. Г. Лачихина ; под общ. ред. канд. экон. наук, доц. Н.Ю. Исаковой ; Мин‑во науки и высшего образования РФ. – 2‑е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург : Изд‑во Урал. ун‑та, 2019. – 124 с. -
Малиновская, О. В. Государственные и муниципальные финансы : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» / О. В. Малиновская, И. П. Скобелева, А. В. Бровкина. – М. : КНОРУС, 2018. – 455 с. -
Мартыненко, П. Г. Современное состояние финансовой системы Российской Федерации / П. Г. Мартыненко // УЭкС, 2019. – № 12. – С. 85-89. -
Масленникова, А. В. Системный анализ существующей финансовой системы страны. Перспективная модель финансового развития экономики страны: концепция развития / А. В. Масленников. – М. : Феникс, 2017. – 214 с. -
Молчанов, И. Н. Экономические санкции и финансовая система России / И. Н. Молчанов // Финансы : теория и практика, 2017. – № 5. – С. 105-112. -
Перекрестова, Л. В. Финансы, денежное обращение и кредит : Учебник / Л. В. Перекрестова. – М. : Academia, 2017. – 288 c. -
Полтавченко, А. А. Финансовая политика России на современном этапе / А. А. Полтавченко, Н. В. Седых // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2019. – №43. – С. 186-191. -
Cахариев, С. С. Финансы : учебник / С. С. Сахариев, А. С. Сахариева. – Алматы : Нур-Пресс, 2019. – 450 с. -
Столбов, М. И. Модели российского финансового сектора на основе межстранового анализа / М. И. Столбов, И. О. Голощапова, О. Г. Солнцев // Вопросы экономики. – 2018. – № 5. – С. 1-20. -
Финансы : Учебник под ред. В. М. Родионовой. – 3-изд. – М. : Финансы и статистика, 2019. – 455 с. -
Финансы : Учебник / Под ред. проф. В. В. Ковалева. – М. : ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2018. – 566 с. -
Финансы, денежное обращение и кредит : Учебник под ред. д.э.н., проф. Н. Ф. Самсонова. – М. : Инфра-М, 2018. – 489 с. -
Финансы, денежное обращение и кредит : Учебник под редакцией д.э.н., проф., академика РАЕН В.К. Сенчагова, д.э.н., проф. А. И. Архипова. – М. : Проспект, 2019. – 405 с. -
Шаститко, А. Новая институциональная экономическая теория / 4-е перераб. и доп. изд. – М. : ТЕИС, 2019. – 228 с.