ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Моздок
Моздок
Моздок
Центр Моздокского района республики Северная Осетия. Второй по величине и численности населения город в республике. Общая характеристика Расположен на южной окраине Терско-Кумской низменности, на высоком левом берегу реки Терек, в 92 км к северу от Владикавказа. Это железнодорожная станция на линии Прохладная - Гудермес. Узел автомобильных дорог. Население Численность населения по данным на 2002год составляет 42.8 тысячи жителей. Сейчас в Моздоке насчитывается более 70 различных национальностей. Экономика Современный Моздок - центр крупного сельскохозяйственного района (возделывание зерновых и технических культур, в т. ч. подсолнечника; виноградарство, животноводство), промышленный центр. К началу 90-х гг. 20 вв. в городе действовали предприятия пищевой промышленности (мясокомбинат, молочный, пивоваренный, винодельческий заводы), гардинная фабрика, кирпичный завод и др. Туризм Моздок получил статус исторического города и вошел в российский союз исторических городов и республик. На всей территории Моздокского района легко найти сотни памятников культуры от времен Екатерины Второй. В городе работает краеведческий музей. Центральная улица Моздока, застроенная многоэтажными домами, спускается к реке Терек. Параллельно и перпендикулярно ей тянутся улицы с одноэтажными домами, окруженными палисадниками и садами. В городе - два больших парка, а также мост через Терек, по которому проходит автомобильная дорога, ведущая во Владикавказ. В Моздоке действуют 12 школ, 8 детских садов, ВУЗ и 2 технических училища.История города
- Моздокская степь — часть степного Предкавказья, занимающего обширные пространства между Черным Каспийским морями. Свойственные южнорусским степям равнинный характер поверхности, в основном сухое и жаркое лето с довольно холодными зимами, плодородные черноземные или темнокаштановые почвы1 в целом отличают и моздокскую степь, на севере и востоке переходящую в песчаную пустыню.
- Однако так было не всегда. В эпоху древних оледенений, особенно в миндельское оледенение, спускавшийся с Кавказских гор ледник выдвигался на равнину до 80 км, захватывая всю Осетинскую равнину вплоть до Терско-Сунженского хребта. Последующие оледенения — рисе и вюрм — покрывали льдом значительно меньшие площади предгорий равнины и Терско-Сунженского хребта не достигали. Следовательно, территория современного Моздокского района, расположенная севернее упомянутого хребта, осталась вне зоны оледенения. Есть предположение, что вблизи ледников простирались сухие степи.2 В таком случае история заселения этого района человеком может уходить своими истоками в эпоху Великих оледенений, т. е. на многие десятки тысяч лет до н. э. Возможно, именно тогда древнейший человек появился к северу от Терско-Сунженского хребта. На это указывают отдельные находки палеолитических (мустьерских) каменных орудий на южном склоне хребта, близ селений Карджин, Заманкул, Старый Батакаюрт.3
- Многочисленные археологические данные показывают, что районы Прикаспия, в том числе Моздокская степь, были ареной движения различных этнических масс из Азии в Европу.
- В одной из своих статей проф. Е. И. Крупной, коренной моздокчанин, писал: «Без всякого преувеличения можно сказать, что пожалуй, никакая другая область Юго-Востока нашей страны не являлась столь значительной ареной движения различных исторических масс населения из Азии в Европу, как всерайоны Прикаспия и в том числе и моздокская степь».4 Материалы эпохи бронзы свидетельствуют о многообразии погребальных обрядов на территории современного Моздокского района, что позволяет предположить обитание здесь разных племен.
- Элементы местной докобанской культуры конца II тыс. до н. э. представлены каменным топором из окрестностей Моздока (топор относится к кругу каменных топоров кабардино-пятигорского типа), в котором Е. И. Крупнов усматривал прообраз будущих бронзовых топоров кобанской культуры — характернейшего ее компонента. Анализируя материал из Моздокского скифского могильника VII—VI вв. до н. э., А. А. Иессен отметил: «Моздокский материал впервые дал нам в бесспорных комплексах сочетание типичных элементов материальной культуры раннескифского этапа Предкавказья с пережиточными явлениями кобанского этапа горного Кавказа»,5
- Культура Моздокского могильника представлена керамикой черной, лощеной, с резным орнаментом, заполненным белой массой; обломками железных мечей-акинаков, втульчатых копий; железными и бронзовыми удилами, железными и бронзовыми наконечниками стрел; обломками бронзовых дугообразных фибул кобанского типа; пластинчатым бронзовым кольцом со спиральными концами, бронзовым зеркалом с ушком в центре диска, раковинами каури и мелкими настовыми бусами. Говоря о хозяйственных занятиях населения, А. А. Иессен подчеркивает роль коня, мелкого рогатого скота и свиньи (погребения в курганах мужчин с конями; кости барана в мужском погребении кургана 1). Это культура рядового скифского населения, в социальном отношении четко отличающегося от погребений скифской знати в больших царских курганах Днепра, Крыма, Кубани.
Присутствие скифского (и культурно близкого скифскому) населения на Северном Кавказе долго не признавалось скифологами. Е. И. Крупнов, добиваясь такого признания, в своем труде «Древняя история Северного Кавказа» писал: «Изучение северокавказского археологического материала той поры позволяет выделить множество нередко первоклассных комплексов, весьма характерных для материальной культуры скифов... Но, к сожалению, все эти памятники, содержащие явные элементы скифской .культуры, оставались совершенно вне поля зрения наших скифологов». Наконец, этот вывод о наличии скифской и скифоидной культуры в Предкавказье получил блестящее подтверждение благодаря раскопкам В. Г. Петренко, произведенным в степных районах Ставропольского края.7 Теперь предкавказская равнина вписывается в ареал скифской культуры. Именно отсюда через перевалы Кавказского хребта скифы в VII в. до н. э. предприняли свои дерзкие набеги на Закавказье и страны Передней Азии.
- Присутствие скифского (и культурно близкого скифскому) населения на Северном Кавказе долго не признавалось скифологами. Е. И. Крупнов, добиваясь такого признания, в своем труде «Древняя история Северного Кавказа» писал: «Изучение северокавказского археологического материала той поры позволяет выделить множество нередко первоклассных комплексов, весьма характерных для материальной культуры скифов... Но, к сожалению, все эти памятники, содержащие явные элементы скифской .культуры, оставались совершенно вне поля зрения наших скифологов». Наконец, этот вывод о наличии скифской и скифоидной культуры в Предкавказье получил блестящее подтверждение благодаря раскопкам В. Г. Петренко, произведенным в степных районах Ставропольского края.7 Теперь предкавказская равнина вписывается в ареал скифской культуры. Именно отсюда через перевалы Кавказского хребта скифы в VII в. до н. э. предприняли свои дерзкие набеги на Закавказье и страны Передней Азии.
- Наличие скифской культуры в Моздокском районе подтверждается открытым здесь поселением, явно связанным с упоминавшимся Моздокским могильником.
- Наличие скифских этнических элементов в моздокской степи, в те времена более благоприятной для постоянного обитания, еще теснее, чем в эпоху катакомбной культуры II тыс. до н. э., связывает древнюю историю района с начальным этапом предыстории осетинского народа. Усиливается исключительно важный в этническом и культурном отношении процесс глубоких межплеменных контактов и даже отдельных взаимопроникновений ираноязычного степного и аборигенного кавказского населения. Тем самым закладываются основы будущей этнической истории края.
- На позднем этапе скифского периода на территории Моздокского района прослеживается пребывание здесь других иранцев — савроматов, живших восточнее скифов, за Доном и Волгой, и, вероятно, начавших продвижение на юг, в степи восточного и центрального Предкавказья. Савроматы были родственны скифам (на что указывает «отец истории» Геродот), но происходило ли движение савроматов на юг мирно или сопровождалось вооруженной борьбой, достоверно неизвестно. В районе Моздока археологами Э. Л. Черджиевым и Р. С. Сосрановым в 1988—1989 гг. открыты два погребения в кургане 2, которые они датируют VI—II вв. до н. э. и связывают их с савроматами. В этих могилах (одна из них содержала скелет с диагональным положением) обнаружены бронзовые, железные и костяные втульчатые наконечники стрел, оселок, железный кинжал длиной более 40 см в «ножнах скифского типа» с антенным навершием и почковидным перекрестьем. Савроматское происхождение имеет резная костяная рукоять нагайки из с. Малгобек Моздокского района. На ней изображен припавший к земле хищник — пантера. Работа выполнена в духе традиций скифо-сибирского звериного стиля. Как считает В. Б. Виноградов, «постоянные савроматские кочевья не позже V в. до н. э. уже охватили междуречье Кумы и Терека.»8 В это междуречье входит и Моздокский район.
- Скифы и савроматы проложили дорогу новой и более мощной волне ираноязычных кочевников — сарматов, появившихся и широко расселившихся на необозримых пространствах северокавказских степей на рубеже IV—III вв. до н. э. Конфедерация сарматских племен, подвижных и воинственных, сложившаяся во многом на савроматской основе и даже воспринявшая наименование савроматов в несколько измененном виде, вступила в борьбу с позднескифскими племенами и стала постепенно теснить их на запад, осваивая степи западнее Волги и Дона. Можно полагать, что аналогичная картина наблюдалась и в предкавказских степях, где расселились такие мощные сарматские племена, как аорсы и сираки.
- В 49 г. разразилась война между аорсами и сираками, в которой сираки потерпели поражение, а аорсы укрепили свое политическое могущество и стали господствующим на Северном Кавказе сарматским племенем. Вместе с этим усилились и активизировались этнические и культурные контакты сарматов с аборигенным позднекобанским населением гор и предгорий, углубился процесс сарматизации материальной культуры горцев.
- Сарматские археологические памятники в Моздокском районе известны с довоенного времени и были выявлены экспедицией ГАИМК под руководством А. А. Миллера на ^ерритсрии станции Моздок. В карьере близ станции были обнаружены грунтовые захоронения. Костяки лежали вытянуто на спине, ориентировка неустойчива. Некоторые черепа искусственно деформированы. В этих захоронениях найдены также выразительная сарматская керамика (ручка одного сосуда в виде фигуры барана — символа иранского фарна), железные кинжалы, ножи, меч с характерными выемками у основания рукояти. Позднее там же были обнаружены сарматские подкурганные погребения: курганы 4, 8 и 9 в раскопках Б. Б. Пиотровского, датированные I—II вв. н. э., причем это были катакомбы. В двух могилах оказались ритуальные жертвоприношения в виде бараньих костей.
- Расселение сарматских племен на территории современного Моздока подтверждено раскопками экспедиции Северо-Осетинского госуниверситета в 1983 г. у с. Комарове. Наиболее интересно открытое экспедицией богатейшее погребение 24 в кургане 1. В могиле обнаружено захоронение женщины 55—60 лет, лежавшей в деревянном коробе головой на запад. На костяке уцелели обрывки кожи с крупными рыбьими чешуйками — возможно, остатки верхней одежды, украшенной рыбьей чешуей, и это наводит на мысль о её сакральном характере. На шее погребенной найдена фигурка кабана из золотого листа и золотая витая цепь с застежками на концах в виде грифонов с львиными мордами, увенчанными витыми рожками.
- На предплечьях женщины имелись массивные золотые браслеты с плоскими концами, на которых отчеканено по три изображения баранов (вспомним иранский культ фарна). У локтя правой руки стоял стеклянный сосуд, на левом локте — массивное бронзовое зеркало с боковой ручкой. У черепа найдены серьги из золотой проволоки. По всему костяку и рядом с ним расчищено большое количество бус, пронизей, золотых бляшек в виде розеток, животных, человеческих личин, крестов, ромбов и т. д. Все это было нашито на погребальное покрывало из парчи. Авторы раскопок Н. И. Гиджрати и А. О. Наглер считают погребенную женщину сарматской жрицей и датируют погребение I в. н. э.9
- Думается, есть все основания связать данное богатое погребение с аорской жреческой аристократией, обогащавшейся благодаря географически выгодному положению на том караванном пути, о котором упоминает Страбон.
- Поздний этап сарматской культуры (I—III вв. н. э.) можно считать и ранним этапом аланской культуры, ибо генетическая связь между сарматами и аланами установлена, а в письменных источниках имя алан становится известным с I в. Относительно происхождения алан на Северном Кавказе ученые выдвинули две основные точки зрения: одни считают алан новой волной ираноязычных мигрантов, пришедших вслед за сарматами, другие полагают, что такой волны не было, а произошла лишь смена этнической номенклатуры, позднесарматские племена в I в. получили общее для всех имя — «аланы». Вторая точка зрения представляется более предпочтительной, хотя, разумеется, передвижения кочевых племен в предкавказских степях не прекращались никогда и группы новых древних иранцев (и не иранцев) могли здесь появиться в I в. из той же Средней Азии (массагеты, тохары).
- Памятники позднесарматского или раннеаланского периода также представлены на территории Моздокского района. Это
- — огромный курганный могильник, тянущийся по правому берегу Терека от с. Октябрьское до с. Братское (Ногай мирза-юрт). Почти не прерывается цепь курганов, среди которых встречаются и довольно крупные насыпи. Впервые они были исследованы в 1963 г.10
- Эта же курганная группа, но в пределах Северной Осетии, исследовалась М. П. Абрамовой в 1971 г. Здесь у с. Октябрьское она насчитала 48 курганов, из них шесть было вскрыто. М. П. Абрамова датирует раскопанные ею курганы IV в. и считает, что подкурганные катакомбы у селений Братское и Октябрьское относятся к одному большому могильнику, оставленному обитателями Братского городища.Надо сказать, что к данному могильнику топографически тяготеет также городище на западной окраине с. Октябрьское и не исключено, что могильник был общим для жителей двух городищ, существовавших в III—IV вв. и позже.
- Об аланских городищах на территории Моздокского района следует сказать особо. Все они находятся на правом, возвышенном лесистом берегу Терека, удобном для обороны со стороны степи, начинавшейся на противоположном берегу реки — в таком случае противник имел перед собой не только широкую и глубокую реку, но и отвесный береговой обрыв до 20 м высотой. Как правило, городища занимают береговые мысы и -выступы, господствующие над лесистой поймой Терека. Места для городищ выбраны удачно не только с точки зрения их обороны, но и в хозяйственном отношении: прилегающее с юга пространство до Терско-Сунженского хребта (20 км в глубину) благоприятно для земледельческих занятий; в пойме и на левом берегу Терека
- в древности был хороший лес, который снабжал жителей городищ топливом и древесиной, был базой для охотничьего промысла; в Тереке водилось много рыбы, вплоть до ценных пород (лосось, севрюга, осетр, стерлядь, белуга и др.). Месторождения лёссовых суглинков и глин, на которых обычно располагаются городища, давали сырье для гончарного производства и были удобны для рытья катакомб. Пойменные луга и поляны обеспечивали кормом домашний скот. Все это обусловило активную жизнь на берегах среднего Терека в I тыс н. э.
- Наиболее крупное городище — Киевское (у с. Киевское, 1 против Моздока) открыто моздокским краеведом А. Б. Соколом. Впервые в литературе оно упомянуто в книге В. Лариной и И. Бежанова.12 Археологически это городище обследовано В. А. Кузнецовым в 1965 г. (как и остальные городища Моздокского района). Топографически городища состоят из двух основных частей — неукрепленного селища (посада) и возвышенного в рельефе детинца, укрепленного рвами.
- Западнее Киевского городища расположены неукрепленное поселение у водонапорной башни с. Виноградное (сейчас оно разрушено), небольшое и также состоявшее из посада и детинца с дугообразным рвом городище на окраине с. Раздольное (против головного сооружения) и очень хорошо сохранившееся и отличающееся развитым рельефом небольшое городище чуть западнее с. Нижний Малгобек (на границе с Кабардино-Балкарией). Последнее удалено от Терека и омывается речкой Курп. Восточнее Киевского городища прослеживается аналогичная система аланских городищ. Это — небольшое двухчастное городище в 3 км к востоку от станицы Терской, у фермы колхоза «Знамя Ленина», обнесенное дугообразным рвом, и уже упоминавшееся городище близ с. Октябрьское. Расстояние между городищами примерно 3—5 км, они явно входили в одну систему,
- связанную между собой зрительной связью. Это система небольших земляных крепостей, воздвигнутых с целью обороны против затеречных степей с их беспокойным кочевым населением, система северного аланского пограничья. В тылу моздокских городищ
- лежала территория Алании. Население этих городищ было оседлым — земледельческим, о чем свидетельствуют мощность и непрерывность их культурных слоев, превышающих 2 м.
- Сеть аланских городищ в районе Моздока, сопровождаемых катакомбными могильниками, указывает на обитание здесь густого оседлого населения. В связи с этим следует отметить сообщение Клавдия Птоломея (II в. н. э.) о том, что р. Терек в его время называлась «Алонта».13 Связь этого названия с этнонимом алан несомненна. В замечательном по осведомленности новом списке «Армянской географии» VII в. ту же реку Терек встречаем под названием «Аландон»,14 что дает возможность безупречного иранского чтения («аланская река»).
- Аланское раннефеодальное государственное образование, сложившееся в X в. и на рубеже XII—XIII вв. распавшееся на ряд удельных владений, в 30-х гг. XIII в. подверглось разрушительному нашествию монголо-татар и прекратило свое существование. Судя по всему, аланские городища Моздокского района «не дотянули» до монгольского нашествия и прекратили свое функционирование раньше — в хазарское время. Причиной этого могло быть столкновение алан с хазарами и победа хазар, но достоверных сведений об этом нет.
- Монголо-татарское иго усугубилось разрушениями и лишениями, связанными с войнами Золотой Орды с иранской монгольской династией Хулагидов. В ходе войн, особенно ожесточенных во второй половине XIII в., район центрального Предкавказья для золотоордынцев играл роль исходного плацдарма для вторжений во владения Хулагидов в Закавказье. Здесь собирались войска Орды и её вассалов, отсюда они снабжались провиантом, здесь устраивались маневры и находилась ханская ставка-(видимо, на Верхнем Джулате). Все это не могло миновать район Моздока.