ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Войска Хулагидов, в свою очередь, не раз вторгались на Северный Кавказ и в долине Терека происходили кровопролитные сражения. Зимой 1255 г. войска обеих враждующих сторон сошлись на Тереке (точно место не указано в источнике). Стояли сильные холода, река замерзла. Хулагу переправился через неё «в земли Берке». В битве Хулагу потерпел поражение, отступавшие через Терек воины проломили лёд «и множество народу из них утонуло».15
- На Тереке состоялось еще одно сражение между ордынцами и иранцами, в котором погиб племянник армянского царя Смбата Буртел. Об этом сообщает армянский историк конца XIII в. Стефан Орбелиани.16 Новая крупнейшая битва разыгралась на берегах замерзшего Терека 13 января 1263 г. Золотоордынский хан Берке взял верх, множество отступивших хулагидских воинов утонуло в реке. Есть основания предполагать, что часть аланских феодалов в этом сражении выступила на стороне Орды, другая — на стороне Хулагидов. Спасаясь после поражения, сторонники хулагидов бежали в их закавказские владения и осели в Грузии, став новой волной осетинских мигрантов на юг Кавказского хребта.
- Точные места упомянутых сражений неизвестны. Но сами войны, их последствия не могли не затронуть район Моздока, бывший в зоне боевых действий. Тем более есть косвенные данные о том, что в 60-е г. XIII в. ставка ханов Золотой Орды находилась на Тереке — хан Берке умер здесь в 1267 г.
- Войны Золотой Орды с Ираном продолжались и в XIV в. В 1325 г. эмир Чупан через Дербент вторгся во владения золотоордынского хана Узбека, дошел «до берегов Терека и не пощадил никого из деревень, городов и кочевников тех мест; они убивали, грабили и брали в плен». Единственные ордынские города на Тереке — Нижний Джулат (близ современного г. Майский) и Верхний Джулат (у с. Эльхотово), поэтому можно предположить, что войска Чупана обрушились именно на них и описываемые Рашидом-ад-дином события разворачивались рядом с Моздокским районом.
- Ожесточенные войны с Ираном подорвали мощь Золотой Орды. К этому в XIV в. добавились и её внутренние междоусобицы. Очередной и наиболее сильный удар по Орде нанес знаменитый «завоеватель мира» и «бич божий» среднеазиатский эмир монгольского происхождения Тимур (Тамерлан). Осуществляя свои завоевательные походы в конце XIV в., Тимур захватил Закавказье, в 1395 г. появился на Северном Кавказе, в южных пределах Золотой Орды. Золотоордынский хан Тохтамыш был, давним врагом Тимура, который не мог осуществить свои планы, не разгромив все еще сильную Золотую Орду. Оба противника выставили огромные многоплеменные и многоязычные армии. В первом же столкновении между Тарками и р. Койсу (Дагестан) Тимур разбил авангард Тохтамыша и погнал его на север. Преследуя ордынцев, Тимур достиг реки Сундж (Сунжи), где, как свидетельствует Низам-ад-дин Шами, последовало новое столкновение и вновь Тохтамыш отступил на север, за Терек. Войска Тимура также переправляются через Терек, видимо; несколько восточнее Моздока, в районе впадения Сунжи в Терек. Отсюда войска Тимура следуют в «область Джулат», где пополняют запасы продовольствия, а армия Тохтамыша концентрируется у реки Кура. После перегруппировки сил обе армии двинулись навстречу друг другу вдоль Терека (явно по левому берегу), и 15 апреля 1395 г. состоялось решающее сражение. Тохтамыш был разбит и бежал на север, а Тимур приступил к завоеванию народов Северного Кавказа.
- О маршруте Тимура и месте битвы с Тохтамышем в научной литературе есть разные мнения. Можно высказать предположение, что генеральное сражение, ставшее крупным историческим событием, произошло западнее Моздока, примерно в окрестностях станицы Екатериноградской, на равнине между Тереком и Курой. Территория Моздокского района вновь оказалась почти в центре событий.
- С утратой могущества Золотой Орды ослабевал и её контроль над захваченными ранее равнинами предгорий и степями. Особенно это стало ощутимо после поражения от Тимура в 1395 г. Сложившейся ситуацией и опустением предгорий в результате разрушительных тимуровских походов воспользовалось многочисленное и воинственное адыгское племя кабардинцев. Уже в конце XIV в. оно начало движение из среднего Прикубанья на восток, быстро занимая свободные земли в пределах нынешних
- Черкессии, Кабарды, Северной Осетии. Кабардинская миграция на восток и освоение ими новых территорий отмечены многочисленными курганными могильниками, насчитывающими сотни насыпей XIV—XVI вв.17 Согласно последним исследованиям А. X. Нагоева, на территории Кабарды кабардинские могильники датируются концом XIV—XVII вв., причем они «совершенно неизвестны в горах и степях». Период наибольшего могущества и влияния кабардинцев — XV—XVI вв.,18 когда они на востоке достигают р. Сунжи и окрестностей г. Грозного, после чего их территория начинает сокращаться. Были ли поселения кабардинцев, на территории Моздокского района? До XIX в. Кабарда делилась на Большую и Малую, по правому берегу Терека и восточнее Большой Кабарды, т. е. ближе к Моздоку находилась Малая Кабарда. На карте Осетии и Малой Кабарды XVI—XVIII вв. кабардинские поселения тяготеют к предгорной Осетинской равнине и полностью отсутствуют в районе Моздока и на левом берегу Терека, однако Г. А. Кокиев отмечает расселение кабардинцев по правому берегу Терека «приблизительно до Моздока». Если вспомним, что Моздок имеет кабардинское название («Мздогу» — дремучий лес), проживание здесь кабардинцев представляется вполне вероятным. Но этому противоречит полное отсутствие кабардинских курганных могильников в пределах Моздокского района и с этим фактом приходится считаться. Видимо, вопрос о постоянном (с середины XVI в.) обитании кабардинцев в районе Моздока можно считать пока не выясненным и требующим дополнительного изучения.
- Таковы основные этапы древней и средневековой истории Моздокского района и моздокской степи. Несмотря на ограниченный круг источников, неравномерность их распределения и отдельные лакуны в освещении ряда научных проблем, включение Моздокского района в общеисторический процесс Северного Кавказа и Восточной Европы не вызывает сомнений. Многочисленные археологические открытия и находки, отражающие материализованную общественную жизнь в древности, убедительно свидетельствуют об этом.
- В истории нет глухих или второстепенных уголков — жизнедеятельность человеческих коллективов всюду имеет непреходящую историческую ценность, и прошлое моздокской степи не исключение.
По традиции во вторник второй недели Великого поста во всех селах района, где компактно проживают осетины, отмечался «Хор-хор» («Хор-хоры бон») – День зерна. Следуя древней традиции, 10 марта в заранее назначенном доме собиралось мужское население общины, и за столами, накрытыми только постными угощениями, обсуждались вопросы начала нового полевого сезона. Особенно массово и дружно прошел праздник в селе Комарово. На этот раз кувд делали в доме М. Созанова. На праздник были приглашены и священнослужители Успенско-Никольского храма г. Моздока. Именно в этот день старейшины торжественно произносят молитвы, испрашивая у Бога хорошего урожая, благополучия, достатка. Односельчане решают, кто достоин провести первую борозду в поле, где и что сеять. На следующий день, 11 марта, опять же по обычаю предков, чествуют детей, родившихся в осетинских семьях в истекшем году. И в их честь пекут сладкие пироги.
- По традиции во вторник второй недели Великого поста во всех селах района, где компактно проживают осетины, отмечался «Хор-хор» («Хор-хоры бон») – День зерна. Следуя древней традиции, 10 марта в заранее назначенном доме собиралось мужское население общины, и за столами, накрытыми только постными угощениями, обсуждались вопросы начала нового полевого сезона. Особенно массово и дружно прошел праздник в селе Комарово. На этот раз кувд делали в доме М. Созанова. На праздник были приглашены и священнослужители Успенско-Никольского храма г. Моздока. Именно в этот день старейшины торжественно произносят молитвы, испрашивая у Бога хорошего урожая, благополучия, достатка. Односельчане решают, кто достоин провести первую борозду в поле, где и что сеять. На следующий день, 11 марта, опять же по обычаю предков, чествуют детей, родившихся в осетинских семьях в истекшем году. И в их честь пекут сладкие пироги.
Население
- Второй по величине город республики после Владикавказа. Национальный состав населения (2002): русские — 62,73 %, осетины — 7,66 %, армяне — 6,12 %, кумыки — 4,55 %, чеченцы — 4,2 5 %, кабардинцы — 3,16 %, корейцы — 2,39 %. Год 1897 1926 1939 1959 1970 1979 1989 2000 2003 Население (тыс. чел.) 14,6 14,0 19,1 25,6 32,4 34,0 38,0 39,3 42,9