Файл: Государственное бюджетное образовательное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 499

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Предисловие

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности

с текстом», 5-6 класс»

Цели курса

Задачи

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

Метапредметные результаты:

1. Содержание курса

5 класс

Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)

Для справки:

Работа с портфолио.

Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте). Выявление понимания термина «текст»

ПРАКТИКУМ.

Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)

Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

Тема 7. Внимание к слову. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)

Тема 8. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)

Тема 10. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации). Аналитическое чтение.

К не сплошным текстам относят:

Тема 13. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)

Тема 14. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте).

Тема 15. Диалог с текстом (Выделение главной мысли).

Тема 16. Практикум-диагностика

Диагностика результативности освоения программы осуществляется в процессе выполнения следующих работ:

6 класс

Структура текста

Виды и средства связи предложений в тексте

Типы речи (текста)

Исследовательская задача:

Лексические средства связи.

Морфологические средства связи

Тема 3. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».

Тема 4-5. Стили речи. Погружение в текст.

Тема 6. Воображение и прогнозирование.

Тема 7. Диалог с текстом.

Тема 8. Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы).

Приём «Таблицы вопросов»

Тема 9. Диалог с текстом (Выделение главной мысли).

Тема 10. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»

Тема 11. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)

Тема 12. Что помогает понять текст? (План текста)

Приём “Ромб ассоциаций”.

Приём “Шкатулка”.

Приём “Диаманта”.

Как работать над планом.

Правила составления плана.

Памятка по составлению плана.

Составление плана.

Как составлять сложный план.

Общие правила составления плана при работе с текстом.

Тема 15. Когда текст прочитан (Оценка информации)

портфолио)

Формы и виды контроля

Литература для учащихся

каждого из них. Наиболее выраженной является интонация перечисления в описании.

Но следует обратить внимание на тот факт, что в чистом виде описание, повествование и рассуждение встречаются не всегда. Очень распространенными являются тексты, в которых наблюдается комбинация названных типов. Например, в художественной прозе часто встречаются тексты, в которых присутствуют и элементы описания, и элементы повествования. Кроме того, и рассуждение может включать в себя как элементы описания, так и элементы повествования. Это придает тексту выразительность.

С некоторой долей условности можно ориентироваться на следующие схемы текстов названных типов:

Схема текста-повествования

  1. Начало события.

  2. Его развитие.

  3. Конец события.

Примечание. В художественных текстах присутствует еще и кульминация, предшествующая концу события.

Схема текста-описания

  1. Общее впечатление о предмете (явлении).

  2. Признаки предмета (явления).

  3. Отношение к предмету (явлению). Схема текста-рассуждения

  1. Вступление.

  2. Тезис.

  3. Доказательства (объяснения).

  4. Вывод.

Примечание. В тексте-рассуждении иногда вступление и тезис могут совпадать. Кроме того, в тексте этого типа вывод в некоторых случаях может отсутствовать.

Самый простой способ определения типа текста (применяемый уже в начальной школе) это использование вопроса и приема

«фотографирования»:


Исследовательская задача:


  1. спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов» (Л.В. Щерба);

  2. доказать справедливость суждения академика, выполнив задание на восстановление последовательности предложений в тексте.

  3. Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи.


Упражнение на формирование умения переводить информацию в другую форму: заменять готовую таблицу схемой или кластером (графическое оформление текста в определённом порядке в виде «грозди»). Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с точки зрения типа речи, установление смысловых и

грамматических связей предложений.

При ознакомительноми изучающемчтении текстов используются вопросы и задания:

    • Каким типом речи является данный текст? Докажите.

    • Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией?

    • Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи?

    • Какова роль первого и последнего предложений в тексте?

    • Объясните деление текста на абзацы?

    • Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте?

    • Определите средства связи между и …предложениями.

    • Почему для связи предложений используется местоимение, а не речевой повтор?


Тема 2. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)

Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п.

Связность. Все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом

по смыслу и грамматически. Этот признак обеспечивается не одним или несколькими приемами, а достаточно серьезным комплексом разнообразнейших средств. В каждом конкретном произведении используется определенная их часть.

Смысловая целостность (цельность). Текстом мы называем только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. Смысловая целостность текста обеспечивается единством его темы и единством основной мысли.

Предложения в составе текста соединяются по особым законам, воплощая правила развертывания мысли.

Основные средства создания смысловой и грамматической цельности текста: единая тема, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов, ударение, тематическая лексика, повтор слов, однокоренные слова, местоимения, союзы.

В тексте предложения связаны:

цепной связью. Это последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым: [1] [2] [3] [4] – Солнце светит. На улице очень жарко. И, кажется, что эта жара не пройдет никогда.

параллельной связью. Второе, третье четвертое предложение соподчиняется первому.

[1] [2] [3] [4]

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же изгнанники, С милого севера в сторону южную.

Лексические средства связи.


  1. Лексические повторы.

Например, «Она испекла большой торт. Торт был украшен взбитыми сливками и казался очень вкусным».

  1. Однокоренные слова.

Например, «Они решили купить этот дом и обосноваться
в деревне. Их решение было роковой ошибкой».

  1. Синонимы, в том числе контекстуальные, родовидовые слова, описательные обороты

Например, «Художник творил в этой студии до конца своей жизни.

Мастер создал здесь свои главные шедевры».

  1. Антонимы

Например, «Стало понятно, что друзей у нее было мало. Врагов было намного больше».

  1. Слова-связки для логики изложения: так как, поэтому, следующее, заключении и т.д.

Например, «Весна в этих краях холодная. Вот почему нужно тепло одеваться даже в мае».

  1. Слова, связанные тематически

Например, «Поспел урожай. На следующей неделе был организован сбор фруктов и овощей».

Морфологические средства связи


  1. Местоимения

Например, «Мама встала очень рано. Она не могла дождаться приезда моего брата».

  1. Союзы и частицы, особенно в начале предложения

Например, «Я не успел на автобус. Зато встретил друга, когда шел пешком».

  1. Наречия времени и места

Например, «Комната казалась заброшенной. На столе была пыль. С потолка свисала паутина. Везде царил беспорядок».

  1. Глаголы-сказуемые в одной временной форме

Например, «Показалось солнце. Листья заблестели в его лучах. С крыши падали последние капли дождя».

  1. Степени сравнения прилагательных и наречий

Например, «Поле было огромным. Больше него я в своей жизни ничего не видел».

Интеллектуальная разминка: установление оснований для классификации и обобщения.

Интеллектуальные игры:

    • «Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение

«сцеплений» мысли в пословицах (смысловые части соединены
по сходству, по противоположности, с элементами того и другого).

    • «Угадай продолжение»: выявление смысловых связей в пословицах и высказываниях (цитаты, крылатые выражения).

    • «Собери предложение»: первый уровень из «рассыпанных» слов, второй уровень – из частей, которые связаны причинно-следственными и другими смысловыми отношениями.

    • «Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным началу или концу, соединение предложений в смысловое единство.

    • «Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.

Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста: выявление и маркировка информации по смысловому содержанию

причина, цель, следствие, пояснение и т.д.

Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»: выявление связи, смысла и пунктуации в текстах-«путаницах».

Тема 3. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».


Проводится как отчёт комиссий лексикографово возможностях разных словарей «Словари и справочники спутники цивилизации»: защита групповых проектов, представляющих определённые виды словарей. Обсуждение и оценивание проектов.

Тема 4-5. Стили речи. Погружение в текст.


Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства в зависимости от стиля речи.

Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных функциональных типов, являющийся