Файл: Государственное бюджетное образовательное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 485

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Предисловие

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности

с текстом», 5-6 класс»

Цели курса

Задачи

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

Метапредметные результаты:

1. Содержание курса

5 класс

Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)

Для справки:

Работа с портфолио.

Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте). Выявление понимания термина «текст»

ПРАКТИКУМ.

Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)

Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

Тема 7. Внимание к слову. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)

Тема 8. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)

Тема 10. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации). Аналитическое чтение.

К не сплошным текстам относят:

Тема 13. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)

Тема 14. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте).

Тема 15. Диалог с текстом (Выделение главной мысли).

Тема 16. Практикум-диагностика

Диагностика результативности освоения программы осуществляется в процессе выполнения следующих работ:

6 класс

Структура текста

Виды и средства связи предложений в тексте

Типы речи (текста)

Исследовательская задача:

Лексические средства связи.

Морфологические средства связи

Тема 3. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».

Тема 4-5. Стили речи. Погружение в текст.

Тема 6. Воображение и прогнозирование.

Тема 7. Диалог с текстом.

Тема 8. Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы).

Приём «Таблицы вопросов»

Тема 9. Диалог с текстом (Выделение главной мысли).

Тема 10. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»

Тема 11. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)

Тема 12. Что помогает понять текст? (План текста)

Приём “Ромб ассоциаций”.

Приём “Шкатулка”.

Приём “Диаманта”.

Как работать над планом.

Правила составления плана.

Памятка по составлению плана.

Составление плана.

Как составлять сложный план.

Общие правила составления плана при работе с текстом.

Тема 15. Когда текст прочитан (Оценка информации)

портфолио)

Формы и виды контроля

Литература для учащихся

новых смыслов. Оно включает: отбор важных и второстепенных фактов; ответы на вопросы и постановку вопросов; все виды свёртывания информации: создание текстов-экстрактов (аннотации, рефераты, тезисы, планы, конспекты) и схематизацию текстов (представление текста в форме различных схем); выделение основных и дополнительных мыслей; комментарии и объяснения; рефлексию оценку прочитанного и создание собственных смыслов; “присвоение” новых знаний как собственных, выражение мнений и позиции в различных жанрах письменных работ (эссе, рецензия, отзыв, статья, доклад, презентация).

Тема 11. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль).
Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации, совместная проверка результатов, анализ и рефлексия. Оформление результатов в портфолио.

Тема 12. Как читать не сплошной текст? (Поиск и обработка информации в не сплошных текстах).
В основе работы с текстами не сплошного типа аналитико- синтетическая деятельность. Чтение не сплошных текстов требует

определенных навыков.

    1. Различать сплошные и не сплошные тексты, определять вид не сплошного текста.

    2. Читать не сплошной текст (воспринимать текст, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде; интерпретировать её).

    3. Переводить информацию в другие текстовые формы (сплошной текст в не сплошной и наоборот).

    4. Менять вид не сплошного текста (например, составлять кластер на основе таблицы). 5. Самостоятельно создавать не сплошные тексты.


6. Использовать полученную информацию для решения учебной задачи.

Каждый не сплошной текст сопровождается картой поэтапных информационных действий:

  1. осуществлять поиск, восприятие, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников;

  2. представлять информацию с учетом заданных условий;

  3. использовать приемы просмотрового и аналитического чтения;

3) писать сочинения-рассуждения.

К не сплошным текстам относят:


    • графики, диаграммы, схемы, таблицы, географические карты;

    • различные планы (помещения, местности, сооружения);

    • входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления (приглашения, повестки, буклеты).


Алгоритм работы

  1. Как называется текст?

  2. В какой форме представлен текст?

  3. Какая информация представлена в тексте?

  4. В каких единицах измеряются данные?

  5. Какую закономерность (закономерности) данных вы наблюдаете?

  6. Предложите свое объяснение выявленным закономерностям.

  7. Есть ли исключения из выявленных закономерностей и с чем они связаны?

  8. Какое практическое значение имеют эти данные?


Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» использованием материала учебников по разным предметам).

Вопросы, задания и упражнения п работе с несплошными текстами можно объединить в следующие группы:

  1. общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение информации;

  2. глубокое понимание, интерпретация и обобщение информации текста;

  3. применение информации из текста в учебно-практических целях.



Изучение информации, представленной в таблице:

    • Выскажите предположения о содержании текста на основе заглавия/озаглавьте текст;

    • Что представлено в таблице? (Обратите внимание в левой части таблицы сверху вниз перечислены элементы, чьи цифровые данные расположены в правой части. В верхней части слева направо перечислены категории данных).

    • Какую закономерность данных Вы наблюдаете?

    • Предложите свое объяснение выявленным закономерностям.

    • Есть ли исключения из выявленных закономерностей и с чем они связаны?

    • Какое практическое значение имеют эти данные?

    • определите особенности структуры текста (сколько столбцов, строк и др.);

    • выделите ключевые слова (знаки, символы и т.д.);

    • обратитесь к словарю/справочной литературе/учебнику для выяснения значения всех незнакомых/непонятных слов (терминов, понятий);

    • определите смысловые блоки с главной и второстепенной информацией;

    • определите основное содержание; вопросы при изучающемчтении

    • проанализируйте структуру текста и обоснуйте её особенности;

    • сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе не сплошного текста;

    • найдите неявную информацию.

Дополнительныевопросы

    • Есть ли иллюстративный материал? Какова его роль (предположение о содержании на основе рисунка, графика)?

    • Есть ли в статье графические (шрифтовые, цифровые) выделения?

    • Что и зачем выделено другим цветом (шрифтом, курсивом)?

    • Почему, например, таблица представлена в разном цветовом решении?

    • Просматривая текст, на что вы сразу обратите внимание?


Упражнение на формирование умения дополнять таблицу недостающими данными

Оформление результатов в портфолио.

Тема 13. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)



Прогнозирование как интеллектуальный мыслительный приём при ознакомительном и изучающем чтении, который активизирует процесс освоения и понимания содержания, развивает воображение, творческие способности, формирует навык быстрого чтения, вырабатывает критическое отношение к прочитанному.

Эмоциональное чтение всегда индивидуально и поэтому не может быть алгоритмизировано. Чтение художественной литературы отличается от чтения научных, учебных, публицистических, официальных изданий. Это творческая деятельность читателя, в которой ведущую роль играют воображение и чувства. Именно художественную литературу «читают», о познавательной говорят: «работа с текстом». При эмоциональном чтении читатель выступает как соавтор писателя, он домысливает и обогащает читаемый текст. Воображение помогает нарисовать внешний облик героя, детализировать его психологический образ, мир мыслей, чувств и переживаний, создать собственные неповторимые образы.

Задания, предъявляемые обучаемым, должны формировать следующие рецептивные умения прогнозирования:

  1. прогнозировать содержание (начало, средину, конец) (аудио)текста по заголовку, по ключевым словам, смысловым частям, фрагменту сообщения, плану, тезисам, то есть восстанавливать содержание пропущенной части, опираясь на прошлый опыт, эрудицию и контекст;

  2. ассоциировать (аудио)информацию с опорами в виде иллюстраций, схем, графиков, чертежей, формул, буквенных и цифровых обозначений и компенсировать потери (аудио)информации с помощью этих опор;

  3. определять тему, идею, проблему и основной смысл (аудио)текста на основе прошлого опыта, эрудиции и контекста;

  4. устанавливать взаимосвязь и логическую последовательность между фактами, причинами, событиями (аудио)сообщения.


Практикум. «Сделай остановку и придумай продолжение»: творческое чтение текста и придумывание (прогнозирование) продолжений. Слушание прогнозов и комментарий в процессе работы, сравнение продолжений с авторским вариантом. Сравнение прогнозов с авторским вариантом, вывод о возможностях разных вариантов реализации мысли.

  1. Восстановите начало/конец слова, словосочетания, предложения.

  2. Подберите к названному слову, подходящие по смыслу слова (по ассоциации).

  3. Прослушайте (прочитайте) фрагмент (начало, средину, конец) текстовой информации. Спрогнозируйте (начало, средину, конец), исходя из контекста и знаний по данной теме. Проверьте правильность после прослушивания (чтения) оригинального материала.

  4. Прослушайте (прочитайте) начало текста, выберите из ряда предложенных вариантов наиболее подходящий. Дайте свой вариант того, как могут развиваться события дальше в соответствии с ситуацией общения и контекстом.

  5. На основании иллюстраций (графики, схемы, таблицы) выскажите предположения о возможном содержании (аудио)текста.

  6. Посмотрите на иллюстрацию (графику, схему, таблицу), прослушайте начало сообщения и спрогнозируйте то, что может произойти дальше.

  7. Прослушайте (прочитайте) вводную часть текста. Выскажите предположение о возможной структуре, проблематике текста.

  8. На основании заглавия, экспозиции, плана, ключевых слов и вопросов сформулируйте тему, проблему, идею сообщения.

  9. Просмотрите предложения из текста и попытайтесь определить его идею, тему. Проверьте правильность Ваших догадок после прослушивания (прочтения).

  10. Просмотрите текст с пропущенной серединой. Восполните ее, исходя из контекста, причинно-следственных отношений и логико- смысловых связей. Прослушайте информацию и проверьте правильность Вашей догадки.