Файл: Доклад по дисциплине Социология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 365

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)


ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


Личность в социологии
Доклад

по дисциплине «Социология»

студентки заочной формы обучения

направления подготовки 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности

2 курса группы 01002151

Гаркушиной Наталии Анатольевны





Научный руководитель:

Хашаева Светлана Владимировна

г. Белгород,

2023

Оглавление



1.

1. Гендерная социализация. Изменение гендерных ролей в современном обществе 2

2. Ирвин Гоффман, теория стигматизации 6

3. Молодежные и детские общественные объединения как институты и агенты социализации 7

4. Статусный имидж и статусные символы: внешняя демонстрация статуса 9

Список использованных правовых источников и литературы 11








1. Гендерная социализация. Изменение гендерных ролей в современном обществе



Понятие гендерной социализации Воспитание девочек и мальчиков для выполнения предписанных им мужских и женских ролей, т.е. гендерная социализация, охватывает всю жизнь человека, с разной степенью активности проявляясь в начале, середине и в конце жизненного цикла. Это явление целесообразно рассматривать на двух уровнях: онто- и филогенетическом, которые охватывают весь человеческий род и каждого отдельного человека. Равно как и общая, гендерная социализация имеет две формы: первичную, осуществляемую в семьей, родственниками и ровесниками, и вторичную, выполняемую представителями формальных институтов, в частности учителями. Первичная социализация закладывает основы идентификации с полом. Мальчики играют в военные игры, а девочки в куклы. Мальчиков учат быть смелыми, сильными, деловыми, девочек – мягкими, хозяйственными, заботливыми. Таков отработанный тысячелетиями нормальный путь социализации. Ненормальным он становится тогда, когда мальчиков обучают женским качествам, а девочек – мужским. Таким образом, гендерная социализация это процесс усвоения человеком норм, правил поведения и социальных установок в соответствии с предписанной гендерной ролью. Агенты первичной социализации, прежде всего родители, играют неодинаковую роль на разных этапах гендерной социализации. Как правило, мужчины предпочитают взаимодействовать с подросшим ребенком, в то время как роль женщины особенно сильна в младенчестве. Именно отец обучает ребенка важнейшим трудовым навыкам:
умению столярничать, слесарным работам, навыкам охоты, земледелию и рыболовству. Обычно отцы не занимаются непосредственным уходом за новорожденным, активный контакт начинается, когда ребенку исполняется полтора-два года и больше. Если у матери родительская любовь имеет биологическую предрасположенность, то у отца она появляется со временем, в процессе социализации ребенка. На протяжении всей истории человечества отец как агент социализации выполнял следующие роли: – кормильца, т.е. гаранта материального благополучия семьи; – дисциплина тора; – компаньона; – "властной фигуры" (персонификатор власти); – воспитателя; – эталона поведения. Детям необходимы гендерные маркеры, обозначающие, кому с кем играть или дружить, почему мальчики и девочки различаются и чего они не должны делать. Ответы на эти и подобные им вопросы позволяют сформировать гендерные стереотипы – сформировавшиеся в культуре обобщенные представления о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Ключевыми понятиями в теории гендерной социализации являются: гендерная идентификация – отождествление себя с кем-то или с чем-то, в данном случае – с представителем своего биологического пола; гендерная идентичность – базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения его принадлежности к тому или иному полу. Это более широкое понятие, чем полоролевая идентичность, поскольку гендер включает в себя не только ролевой аспект, но и, например, образ человека в целом (от прически до особенностей туалета).

Гендерный аспект социализации включает также полоролевое воспитание: прививание мальчикам маскулинных, а девочкам – фемининных черт. Одним из важных элементов в процессе социализации выступает так называемое социальное сравнение себя с другими, в ходе которого происходит развитие и поддержание своей идентичности. Так, например, мальчики и девочки научаются соответствующим половым ролям и постепенно становятся маскулинными и фемининными взрослыми.

Процесс гендерной социализации Американские психологи Э. Маккаби и К. Джеклин отмечают несколько возможных вариантов, объясняющих, как происходит процесс гендерной социализации: Родители общаются с детьми разного пола по-разному и прививают им разные ценности, в соответствии со сложившимися в обществе гендерными стереотипами. Мальчикам внушают ценность того, чтобы быть энергичным, сильным, доминирующим. Девочкам – покорность, слабость, скромность. Дети вырастают с этими ценностями, а также получают дополнительные подтверждения извне. Из-за врожденных половых различий девочки и мальчики изначально по-разному ведут себя и по-разному воспринимают себя. Впоследствии разнополые дети формируют разное отношение к ним родителей. Родители воспитывают ребенка в соответствии с их представлениями о том, как должен вести себя ребенок этого пола. Чаще всего эти представления формируются на основе гендерных стереотипов. Отношение к ребенку и

воспитание ребенка зависит от того, какой желаемый пол ребенка изначально был у родителя. Если пол ребенка совпадает с желаемым полом ребенка у родителя, тогда родитель не стремится изменять изначальный характер ребенка, объясняя его поведение «естественным» для этого пола поведением. При этом, поведение ребенка может не соответствовать гендерным нормам. Если же пол ребенка не соответствует желаемому, то родитель стремится изменить поведение ребенка в соответствии с представлениями о том, как должен себя вести ребенок желаемого пола. Отношение к ребенку и воспитание ребенка зависит от того, совпадает ли пол ребенка с полом родителя. В случае совпадения, родитель обучает ребенка тем гендерным нормам, которые усвоил он сам и при этом родитель подчеркивает значимость конкретного гендера и его преимущества.

Современное общество характеризует смещение гендерных ролей, так как социальные роли и мужчин и женщин существенно изменились, хотя традиционные роли в большей части России еще преобладают. Женщины увеличивают долю своего участия в политике, бизнесе и даже силовых структурах. Количество социальных ролей выполняемых женщиной за ХХ в. увеличилось неоднократно. Мужчины далеко не всегда расширяют свои социальные роли, но перемены коснулись и их. Например, у мужчин существенно расширяется эмоциональное, личностное пространство, которое влечет за собой смягчение идентификационных критериев «настоящего мужчины». «Плачущие мужчины», «мужчины зарабатывающие меньше женщин», «мужчины ухаживающие за детьми» сегодня не вызывают удивления. Все стереотипы, и гендерные в том числе, обладают такими свойствами, как устойчивость, укорененность в сознании, способность передаваться из поколения в поколение, сложность в их изменении. И все же поскольку они сформированы обществом, значит, их можно изменить, меняя общественное сознание. В связи с этим целесообразно проводить не только просветительскую и коррекционную работу с взрослыми представителями современного общества, а также необходимо внедрение гендерного подхода во все сферы жизнедеятельности социума.




2. Ирвин Гоффман, теория стигматизации



Такая форма борьбы с преступностью нередко инициировала новые, более тяжелые преступления
, как реакцию на социальное отторжение. Значительный вклад в понимание того, как люди, получившие ярлык девианта, справляются со своей девиантностью, внес Ирвинг Гоффман.

Гоффман имеет дело с двумя основными типами стигматизированных индивидов. Первый тип, индивид с проявленной стигмой, предполагающей, что его отличие уже известно и легко доказывается. Второй — индивид с латентной стигмой, предполагающей, что его недостаток никому не известен (Гоффман, 1963). Проявленные и латентные стигмы могут принимать форму физических дефектов, например, когда человек теряет какую-либо часть тела; обстоятельства могут влиять на личность, например, когда человек отбыл срок в тюрьме или имел душевную болезнь; или если он является членом этнической или расовой группы, которая часто рассматривается другими негативно, например, цыгане.

С точки зрения Гоффмана, люди с проявленными недостатками неминуемо встречаются с трудностями во взаимодействии с окружающими их людьми. Имея видимую всем стигму, человек заранее готовится к негативным реакциям других членов социума. Одновременно с этим люди с латентными стигмами стараются скрыть свойственные им недостатки, выстраивая взаимодействие так, что бы другие ничего не узнали.

3. Молодежные и детские общественные объединения как институты и агенты социализации



Детские объединения - это объединения детей от 7 до 18 лет. Детское общественное объединение - одна из структур в многообразии молодёжных движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически организованная среда жизнедеятельности ребёнка; педагогически преобразованный социум. Детские объединения - это ступенька для вступления развивающейся личности во взрослую жизнь, настоящее общество. Это один из путей социализации личности. Явление это социальное, закономерное, динамичное, многоуровневое. Стремление к объединению объясняется и рядом психологических закономерностей развития личности ребенка, его возрастным особенностями. Детские общественные организации возникают по инициативе ребят, в результате их стремления заниматься в кружках, секциях, клубах, участвовать в жизни своего района, города, помогать отдельным жителям, а также предприятиям, учреждениям. Большую роль в создании юношеских организаций играют конкретные программы, конкурсы, фестивали, предлагаемые детям. Детским объединениям присущи три основные функции: развивающая, ориентационная, компенсаторная.


Развивающая функция обеспечивает гражданское, нравственное становление личности ребенка, развитие его социального творчества, умения взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели. Ориентационная - обеспечение условий для ориентации детей в систем социальных, нравственных, политических ценностей. Компенсаторная - создание условий для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованные в других общностях, членом которых он является, для дефицита общения и соучастия. Спонтанно образующиеся детские объединения, которые отличаются саморегуляцией своей деятельности. Это могут быть команды, группы, клубы, возникшие на основе общей увлеченности, неформальные по своей сути и структуре. Доверительные отношения, такт, находчивость – необходимые средства для вступления взрослых в контакт с такими объединениями. Каждый из названных типов детских объединений может действовать и как временный детский коллектив: отряд в детском лагере, экспедиция, команда для похода и т. п. Сохраняя все характерные особенности, эти детские коллективы отличаются еще и высоким темпом развития внутриколлективных процессов, особенностью межличностного взаимодействия, что позволяет довольно быстро (за одну лагерную смену, например) получить результат педагогического влияния. Только целостность объективных и субъективных характеристик раскрывает всю силу воспитательного потенциала педагогически организованного детского сообщества. Стремление к объединению - естественная потребность подросткового возраста. В объединении с другими ребенок видит прежде всего средство самоутверждения, самозащиты , самоопределения себя как личности. Участие в детских общественных объединениях является своеобразной ступенью, подготавливающей подростков к последующей гражданской деятельности, здесь они приобретают социальный опыт,, учатся сотрудничеству с людьми, получают возможность выражения и защиты своих интересов и прав. Эти свойства детских общественных объединений обуславливают их роль в качестве факторов, которые дополняют формирующее воздействие семьи, школы и других институтов социализации.

В детском или молодёжном объединении ребёнок, подросток реализует свой индивидуальный творческий и лидерский потенциал, строит свою жизнь, исходя из личных интересов, часто отличающихся от интересов взрослых, заботящихся о его будущем.