Файл: Доклад по дисциплине Социология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 364

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Статусный имидж и статусные символы: внешняя демонстрация статуса



Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ. Часто его называют имиджем. Имидж — совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе. Представление о том, каким должен быть юрист, врач или профессор, регулирует и направляет поведение тех, кто занимается судопроизводством, медицинской практикой и преподаванием. Выражение "не позволять себе лишнего" точно описывает имидж и ставит границы, в которых каждый из нас стремится оставаться, чтобы в глазах окружающих выглядеть подобающим образом. Иначе говоря, чтобы соответствовать образу своего социального или личного статуса. Учитель вряд ли придет на урок, обрядившись в фуфайку, хотя на садовом участке он работает только в ней. Врач, даже выйдя на пенсию, не позволяет себе выглядеть неряшливо. Ведь он привык все время быть на людях. Те, кто поступает иначе, не соответствуют своему статусному образу.

Существенно отличается от приписываемого статуса достигаемый. Достигаемым называется статус, который человек получает благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо приобретается благодаря удаче и везению. Если приписываемый статус неподконтролен индивиду, то достигаемый находится под контролем. Достигаемым считается всякий статус, который не назначается человеку автоматически самим фактом рождения. Профессию водителя или инженера человек приобретает (достигает) благодаря собственным стараниям, подготовке и свободному выбору. Статус чемпиона мира, доктора наук или рок-звезды он приобретает также благодаря собственным усилиям, огромному труду. С меньшим трудом даются такие статусы, как "школьник", "покупатель" и т.п. Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий. Статус мужа является достигаемым: чтобы его получить, мужчина принимает решение, наносит визит родителям невесты, делает официальное предложение и совершает массу других действий. К достигаемому статусу относятся позиции, которые люди занимают благодаря своим стараниям или заслугам. "Аспирант" — статус, которого выпускники вуза добиваются, конкурируя с другими и проявляя выдающиеся успехи в учебе. Почетным горожанином, почетным гражданином или почетным доктором зарубежного университета можно стать благодаря прошлым достижениям, иногда специально не добиваясь этого звания.


Общество придумало внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать обладателей различных статусов. Военные носят специальную униформу, которая выделяет их из массы гражданского населения. Но и среди воинского контингента существуют знаки отличия, которые определяются иерархией воинских званий. Рядовой, майор, генерал различаются нагрудными знаками, погонами, головным убором, цветом и формой одежды. В неформальных организациях, в малых группах не существует зримых различий в статусных символах. Они присутствуют только для посторонних. Так, титул "профессор" значим для студентов, но не для академических коллег, которые уважают его, скорее за личные качества и знания. Он мало значим также для контролера в метро или продавца в магазине. Но в кругу своих коллег профессор демонстрирует признаки личного статуса, а не социального: компетентность, доброту, общительность, хлебосольство. Для продавца не имеет значения ни личный, ни социальный статус профессора, так как, заходя в магазин, последний перестает быть преподавателем и приобретает иной статус — покупателя, и к нему относятся соответствующим образом.

Список использованных правовых источников и литературы


1. Берн Ш. Гендерная психология // Учебное пособие. Ш. Берн - Санкт-Петербург, 2001. - 320 с.

2. Воронцов Д.В. Социальная психология пола // Методические указания к спецкурсу "Основы гендерной психологии". Д.В. Воронцов - Ростов-на-Дону, 2007.

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: гендер, семья, родство // Учебное пособие, том 10. В.И. Добреньков - М., 2009.

4. Власова О.А. Теория стигматизации Томаса Шеффа: концепт»Остаточное отклонение» и социология эмоций/ О.А. Власова// Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия»Философия. Филология.». – 2013. – №1(13). – С. 31-48

5. Гофман И. Гендерный дисплей // Введение в гендерные исследования. Часть 2: Хрестоматия / Под ред. С.В. Жеребкина. - М: МЦГИ, 2001

6. Гофман И. Самость и повседневность / Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. И вступление. Статья А.Д. Ковалева. М .: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2000

7. Алиева Л.В. Детское движение – субъект воспитания: Монография. – М.:Макс- Пресс МГУ, 2002. – С.224

8. Карасик В.И. Язык социального статуса. М., 2002. С. 262-270.