Файл: Дисциплина Основы предпринимательской деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Открытый социально-экономический колледж»
Программа среднего профессионального образования
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Дисциплина: Основы предпринимательской деятельности
Практическое задание № 2
Выполнил:
слушатель Куликова Юлия Геннадьевна
Преподаватель: Иванов Станислав Викторович
Практическая работа №2 ФИО: Куликова Юлия
Вопрос 1. Опишите внутреннюю, внешнюю среду организации и приведите примеры?
Внутренняя среда – это элементы или факторы, которые находятся внутри организации. Здесь стоит говорить о родстве понятия внутренней среды и системного похода к управлению. Именно система состоит из частей, которые взаимосвязаны между собой. Точно также и внутренние переменные взаимодействуют друг с другом и дают или не дают возможность организации эффективно работать.
Основные элементы внутренней среды это собственно подсистемы внутри организации. При выделении элементов можно использовать два подхода. Общетеоретический или классический и технологический или административный.
Технологически любая организация состоит из ряда внутренних элементов, о которых говорил еще Анри Файоль. Опираясь на его виды деятельности, мы им ожжем сказать, что к элементам внутренней среды относятся:
— производственная подсистема
— коммерческая подсистема
— учетная подсистема
— подсистема безопасности
— подсистема управления.
В этом подходе можно проводить выделение элементов внутренней среды и по отделам, которые есть в организации – кадры, экономический, продаж, производственный и так далее.
Более же распространенный подход выделяет пять основных элементов внутренней среды. При этом считается, что внутренние переменные неразрывно взаимосвязаны. Эту взаимосвязь можно представить схематически.
Неразрывная взаимосвязь внутренних переменных организации
Охарактеризуем кратко перечисленные элементы внутренней среды.
Цели – это основа любой организации, это основа всего менеджмента, организации создаются для целей.
Люди – это вторая базовая основа организации, нет без человека действий даже при очень хороших целях.
Структура – это своеобразный каркас или скелет организации, расставляет все и всех по местам.
Задачи – говорят, кто и что должен делать в организации.
Технология – это процесс работы, то, как организация работает, и делают продукцию или оказывает услуги.
Таким образом, все переменные оказывают влияние на деятельность всей организации. Кроме того даже если одна переменная отсутствует, то уже и организации не будет, это и есть неразрывная взаимосвязь внутренних переменных организации. Нет людей, некому работать, нет целей, не для чего работать, нет задача, неизвестно кто и что делает и так далее.
Внешняя среда
Внешняя среда или как часто ее называют, деловая среда, находится за пределами организации. Эта среда очень разнообразна и оказывает существенное влияние на деятельность всех организаций. Влияние это может быть как положительным, так и отрицательным.
К примеру, введение продуктового эмбарго в России отрицательно сказалось на деятельности торговых сетей особенно крупных, им пришлось искать новые каналы поставок, новые продукты внутри страны. В тоже время для отечественных производителей это положительный факт, так как они могу продавать свою продукцию в большем объеме не испытывая конкуренции с иностранными производителями, прежде всего Европейскими.
Уровень и степень влияния также различна. Если конкурент предложил новый вид продукции, то организация может ответить тем же. А вот если случился экономический кризис, то здесь что-то противопоставить нечего, нудно будет приспосабливаться. Такие различия и обусловили появление двух элементов внешней среды – среды прямого воздействия и среды косвенного воздействия.
Схематически внешнюю среду можно представить следующим образом.
Среда прямого воздействия – это факторы в непосредственной близости от организации, которые влияют на нее непосредственно, но и организация на такие факторы также влияет. Получаем взаимовлияние фактора на организацию и организацию на фактор.
Элементы внешней среды организации прямого воздействия:
— конкуренты – предлагают аналогичную продукцию, отвлекают на себя наших возможных потребителей, предлагают им более интересную продукцию;
— потребители – те, кто приносит нам основную прибыль, покупают нашу продукцию, но могут и уйти от организации вслед за конкурентами;
—поставщики – дают возможность работать организации, предоставляя необходимые материалы, но могут и не предоставить и тогда у организации возникнут трудности, к поставщикам относят и организации инфраструктуры;
— трудовые ресурсы – самый уникальный фактор, присутствует и во внутренней среде и во внешней, в данном случае это те, кто в организацию может прийти, влияют уровнем квалификации или наоборот ее отсутствием, улучшая или ухудшая эффективность работы компании;
— законы и органы государственного регулирования и контроля – устанавливают правила игры всех организаций, обязывают выполнять их и наказывают за несоблюдение норм законодательства.
Среда косвенного воздействия – это макро факторы оказывающие влияние на деятельность организаций, не всегда сразу, однако сами организации ничего противопоставить им не могут. Косвенная среда заставляет организацию играть по правилам среды. Организация может спрогнозировать и подготовиться или уже приспосабливаться к изменениям. Ну а если не вышло, то значит, организацию ждет разрушение.
Основные элементы среды косвенного воздействия и их влияние на организацию:
— экономическая среда – влияние экономических процессов
— политическая среда – влияние политических процессов и преобразований
— научнотехническая среда – влияние новых технологий и инноваций
— социокультурная среда – влияние общества, моды в обществе, культурного уклада
— природная среда – влияние различных природных факторов и техногенных
— международная среда – влияние событий протекающих в жизни мирового сообщества.
На деятельность организации, кроме внешней, влияет и ее внутренняя среда. Внутренняя среда каждой организации формируется под влиянием переменных, которые оказывают непосредственное влияние на процессы, которые в ней происходят.
Известны разные подходы к структурированию внутренней среды организаций.
Обыкновенно выделяют пять переменных: цели организации, ее структура, технология, рабочие задачи и люди, которые осуществляют выполнение этих задач путем применения соответствующей технологии в пределах существующей структуры с целью достижения поставленных целей.
Вместе с тем существуют представления о внутренней среде организации как совокупности ее структуры (включая разделение труда),
ресурсов (в широком понимании, включая трудовые и технологические процессы) и организационной культуры.
Таким образом, основными элементами внутренней среды организации являются:
· цель деятельности организации;
· организационная структура;
· система технологий, которые используются;
· ресурсы;
· кадровый состав и организационная культура.
Рассмотрим эти элементы более детально и установим, каким образом они между собой связаны.
Цели. Процесс управления направлен на достижение целей, стоящих перед организацией и отражающих ее идеальное или желаемое в будущем состояние.
Цели менеджментаорганизации определяют концепцию ее развития и основное направление деловой активности: это или желаемое состояние объекта управления или конечный результат, который намечается получить за счет соответствующих усилий, ресурсов и в определенные сроки.
Успешное управление организацией возможно при условии, когда цели организации отвечают определенной совокупности требований.
1. Цели должны быть конкретными, понятными исполнителю и однозначно сформулированными.
2. Цели должны быть реальными, достижимыми в данных условиях.
3. Цели должны быть гибкими, способными к корректировке в соответствии с быстро изменяющимися условиями деятельности организации.
4. Цели должны быть известными, близкими для большинства членов организации, признаваемыми как личные.
5. Цели должны быть совместимыми друг с другом во времени и пространстве и отражать совместимость интересов общества, коллективов и индивидов во избежание конфликтных ситуаций.
6. Цели не должны носить разрушительный характер.
Следовательно, вся работа по выработке системы целей организации является важнейшим элементом искусства управления, исходным моментом в деятельности менеджера.
В системе целей организации следует различать общие (глобальные) и специфические (локальные) цели.
В основе системы целе лежит миссия – понятие, отражающее основное предназначение организации в экономике и обществе. Она отражает смысл существования организации, являясь глобальной целью. Сегодня в качестве миссии чаще всего рассматривается удовлетворение тех или иных общественных потребностей.
Локальные цели – это долговременные цели, подчиненные миссии организации. Они отражают концепцию развития фирмы и разрабатываются на длительную перспективу. К ним относятся общеорганизационные цели, раскрывающие и конкретизирующие содержание миссии.
Общеорганизационные целимогут быть ориентированы, например, на достижение финансовой устойчивости, на обеспечение оптимальной рентабельности, на разработку новых направлений развития организации.
Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном подразделении фирмы, например:
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | КЛЮЧЕВАЯ ЦЕЛЬ |
Маркетинг | Выйти на первое место по продаже продукции А на рынке. |
Производство | Достичь наивысшей производительности труда при производстве всех или отдельных видов продукции; снизить издержки производства. |
НИОКР | Завоевать лидирующие позиции по разработке и внедрению в производство новых видов продукции. |
Финансы | Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов. |
Персонал | Обеспечить условия для развития творческого потенциала работников и повышения их заинтересованности в работе. |
Менеджмент | Определить главные области управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов. |
В реальных условиях эти цели должны быть конкретизированы и количественно измерены с помощью соответствующих показателей.
1. По степени важности для организации цели разделяются на стратегические и тактические (текущие).
Стратегические цели ориентированы на решение перспективных масштабных проблем и для их реализации требуются большие затраты (обновление производственной базы, выход на международные рынки, достижение первенства в своей сфере деятельности).
Тактические цели являются промежуточными по отношению к стратегическим, отражают отдельные этапы их достижения.
2. По содержанию цели делятся на технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, научно-технические, социальные.