Файл: Тема Анализ производства и реализации продукции, работ и услуг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2. Анализ производства и реализации продукции, работ и услуг
1. Задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции (работ, услуг).
2. Общая оценка динамики н выполнения плана производства и реализации продукции.
3. Анализ номенклатуры, ассортимента и структуры продукции.
4. Анализ качества продукции и потерь от брака
5. Анализ ритмичности производства
6. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
1. Задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции (работ, услуг).
Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг. Предприятию не имеет смысла производить больше продукции, чем оно в состоянии продать.
Целью анализа выпуска и реализации продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей, улучшения качества продукции, изыскание внутренних резервов роста объема выпуска и как результат увеличение прибыли предприятия.
Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции на предприятиях являются:
-
оценка динамики по основным показателям объема, структуры и качества продукции; -
проверка сбалансированности и оптимальности бизнес-планов, плановых показателей, их напряженности и реальности; -
выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции; -
выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
-
разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
Анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы:
1. Анализ формирования и выполнения производственной программы;
1.1. Анализ объема продукции;
1.2. Анализ ассортимента продукции;
1.3. Анализ структуры продукции;
2. Анализ качества продукции;
3. Анализ ритмичности производства;
4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.
Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (о финансовых результатах); данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.).
Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.
Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.
Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.
Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.
Реализованная продукция - стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.
2. Общая оценка динамики н выполнения плана производства и реализации продукции.
В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции. Последний показатель является более предпочтительным.
Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.
В международном учетном стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен» нашли отражение две основные концепции. Первая соответствует «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты.
Вторая концепция лежит в основе «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость». Методика ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При этом могут применяться следующие методы:
- пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции);
- корректировки на агрегатный индекс изменения цен (Jц) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом:
,
где VВП1 – выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении;
VВП0 – выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении;
Ц0 – цена единицы продукции в базисном периоде.
Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП1ЦП) рассчитываем по формуле
,
где ВП1 – объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.
С применением вышеназванных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу.
Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (табл. 1).
Таблица 1
Динамика товарной продукции
Год | Товарная продукция в сопоставимых ценах, руб | Темпы роста, % | |
Базисные | Цепные | ||
| | Тб=ТПi/ТП0 х 100% | Тц= ТПi /ТПi-1 х 100% |
где ТПi-1, ТПi – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;
ТПо - объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.
На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции:
,
Тпр = Тср – 100 .
Анализ выполнения плана по выпуску товарной продукции производят на основе данных табл. 2.
Таблица 2
Выполнение плана по выпуску товарной продукции за 20..год
Изделие (цех) | Объем производства продаж, тыс. руб. | Отклонение план. выпуска от прошлого года | Отклонение фактического выпуска продукции | ||||||||||||
Прош. год | Отчет. год | тыс. руб. | % | От плана | От прошлого года | ||||||||||
тыс. руб | % | тыс. руб. | % | ||||||||||||
План | Факт | ||||||||||||||
А | 30500 | 28800 | 25200 | -1700 | -5,57 | -3600 | -12,5 | -5300 | -17,3 | ||||||
…….. | …….. | …….. | ……. | ……. | …. | ……… | …… | ……. | …… | ||||||
Итого: | 90200 | 96000 | 100800 | 5800 | +6,43 | +4800 | +5,00 | +10600 | +11,75 |
В приведенном примере отклонение фактического выпуска товарной продукции от прошлого года имеет небольшую величину +11,75%, а фактического выпуска от плана всего 5%.
Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года.
3. Анализ номенклатуры, ассортимента и структуры продукции.
Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.
Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующем на территории СНГ.
Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду (номенклатурному наименованию). Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.
Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.
Анализ выполнения плана по ассортименту рассмотрим на примере табл. 3.
Таблица 3
Выполнение плана по ассортименту
Изделие | ТП в план. ценах, тыс. руб. | Выполнение плана, % | ТП, зачтенная в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб. | |||
План. | Факт. | |||||
А | 28800 | 25200 | 87,5 | 25200 | ||
В | 33600 | 33264 | 99,0 | 33264 | ||
С | 19200 | 23176 | 120,7 | 19200 | ||
Итого: | 81600 | 81640 | 100,049 | 77664 |