ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Исследовательская деятельность
Вывод: преобладающей экологической группой являются мезофиты, они составляют 58%
Вывод: ведущая эколого-фитоценотическая группа лесостепная (38%)
Вывод: большую и основную часть растений составляют лекарственные, кормовые и медоносные группы
Предметные результаты учебно-исследовательской деятельности:
Содержание и направленность учебно-исследовательской деятельности
План учебно-исследовательской деятельности
Ожидаемые результаты
знание местной флоры и умение определять в ней редкие и охраняемые виды растений;
знание о растительном покрове территории исследования;
умение определять современное состояние особо охраняемых природных территорий;
умение определять влияние природных и антропогенных факторов на флору.
Социальный эффект:
участие участников экспедиции в конкурсных испытаниях районного, городского и областного этапов: олимпиадах, конференциях, «чтениях» с докладами об итогах собственных научных исследований;
возможные публикации школьниками результатов своих научных исследований;
влияние экспедиционных исследований на выбор их будущей профессии.
Перспективы :
расширение территории района исследования;
распространение опыта организации и проведения биологической экспедиции на территории Хворостянского района;
расширение контингента участников и организаторов.
Выводы
Природные особенности ООПТ:
Растительность - старовозрастная (более 100 лет) сосновая лесопосадка,
Натурализовавшаяся до состояния естественного леса. Основными типами сосняков являются: осоковый, чистотеловый, вязово-разнотравный и дубово-костровый. Отмечено семенное возобновление сосны. В травостое велико участие сорно-рудеральных видов - из-за значительной рекреационной нагрузки.
Флора. Виды растений, занесенные в Красную книгу Самарской области: прострел раскрытый.
Оценка современного состояния и вклада ООПТ в поддержании экологического баланса окружающих территорий. Природные сообщества находятся в близком к естественному состоянии. Наблюдается мозаика сукцессионных стадий характерных для соответствующих типов экосистем. Памятник природы является рефугиумом для представителей флоры и фауны, происходит пополнение упадочных местообитаний соседних антропогенно преобразованных территорий.
Выводы
В процессе исследования флоры ООПТ в рамках ботанической экспедиции было установлено:
флора объекта включает: 51 семейство, 163 рода, 230 видов;
самым многочисленным является семейство сложноцветных, оно составляет 14% от общего числа видов;
преобладающей экологической группой являются мезофиты, они составляют 58%;
большинство составляют травянистые многолетники (83%);
ведущая эколого-фитоценотическая группа лесостепная (38%);
большую часть растений составляют лекарственные, кормовые и медоносные группы.
Предметные результаты учебно-исследовательской деятельности:
знание местной флоры и умение определять в ней редкие и охраняемые виды растений;
знание о растительном покрове территории исследования;
умение оценивать современное состояние особо охраняемых природных территорий.
Внутрипредметные | Межпредметные | Личностные |
связь между морфологией и физиологией растений, их условиями произрастания и т.д. | связь между ботаникой и географией, умение ориентироваться на местности | готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению: самостоятельно определять цели и составлять планы, продуктивно общаться и взаимодействовать в коллективе, умение представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, формирование внутренней позиции школьника |
Перечень формируемых УУД
Познавательные: поиск и выделение информации, умение структурировать знания.
Коммуникативные: умение договариваться и находить общее решение.
Регулятивные: контролировать процесс и результат деятельности.
Содержание и направленность учебно-исследовательской деятельности
Учебное исследование направлено на выявление редких растений ООПТ «Давыдовские сосны». Проводится в рамках ботанической экспедиции по изучению флоры данного природного объекта. Оформляется в виде электронной презентации, сопровождается голосовой защитой.
План учебно-исследовательской деятельности
Наименование этапа | Деятельность руководителя | Деятельность ученика |
Подготовительный этап | Подбор и изучение учебно-методической и научно-популярной литературы по теме. Проведение диагностических работ, анализ полученных результатов. Обучение детей методам исследования. | Учатся добывать информацию по теме исследования. Знакомятся с требованиями оформления исследовательской работы. Совместно с учителем корректируют написанный текст |
Основной этап | Научить детей: Обобщать, анализировать, делать умозаключения, представлять результаты собственных изысканий. Готовить гербарный материал для исследований | Выполняет исследования по своему плану. |
Заключительный этап | Руководство деятельностью учащихся по исследовательской работе. Анализ исследовательской деятельности учащихся и планирование дальнейшей работы. | Создание презентаций по теме исследования. Защита своей работы по данной теме исследования. Корректировка направления дальнейших исследований |
Оборудование, методы и приемы
Оборудование: гербарная папка, пресс, GPS-навигатор, ноутбук, определитель.
Методы: флористическое исследование, наблюдение, измерение, гербаризация.
Рекомендации по выполнению
необходимо обеспечить педагогическое сопровождение исследования как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство)
для начинающих вести дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчётов и во время собеседований с руководителями проекта
Критерии оценивания результата
Дано обоснование актуальности исследования – 0-2 балла
Сформулированы цели и задачи исследования – 0-2 балла
Проведен анализ теоретического материала по теме исследования –
0-5баллов
Оформлены результаты исследования:
Составлен флористический список представителей заданного природного объекта. Флористический список оформлен в виде таблицы, в которую занесены наименование семейства, русское и латинское название вида, его экологические параметры, географическая характеристика и сведения о хозяйственном использовании – 0-5 баллов
Проведен анализ флоры, заданного природного объекта. Заполнены предложенные таблицы, проанализирован состав локальной флоры – 0-5баллов
Алгоритм выставления отметки
Кол. баллов | Оценочное суждение |
0-10 | Работа не соответствует требованиям, не допущена до голосовой защиты |
10-15 | Требуются доработка, исправления в оформлении, работа не допущена до голосовой защиты |
15-19 | Работа соответствует предъявленным требованиям, допущена до голосовой защиты |