Файл: Задача, чем приневолить К. Д. Ушинский Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться.ppt
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Характеристика мотивации учения школьников (по Н.В.Немовой)
УСТАНОВКИ И ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛА УЧЕНИЯ:
Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но процессу его достижения. (ПРИМЕР)
УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВА УЧЕНИЯ
УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ
Мотивация учебной деятельности - основное условие успешного обучения школьников
Учение, лишенное всякого интереса
и взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к овладению
знаниями. Приохотить ребенка к
учению гораздо более достойная
задача, чем приневолить
К. Д. Ушинский
«Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться».
(Сухомлинский В.А.)
Учитель должен формировать у обучающихся соответствующую мотивацию.
Что же такое мотивация?
Мотив (от лат.) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивация - это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями
Учебная мотивация – это включение в учебную деятельность.
Значение мотивации
Мотивация является особо важным компонентом учебной деятельности
Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых
Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету
Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов
Характеристика мотивации учения школьников (по Н.В.Немовой)
Начальная школа
Чувство долга (возрастает в два раза и значительно превышает познавательную мотивацию).
Престижная мотивация – желание получить высокую отметку, возрастает к 3-4 классу.
Мотив избегания санкций , то есть наказания.
Интерес к предмету (уменьшается в 5 раз – до 5% учащихся).
Основная мотивация – внешняя, престижная и принудительная.
Мотивация неустойчивая , нет интереса к определенным предметам, нет способности длительное время удерживать энергию сформированного намерения.
Подростковая школа
Стойкий интерес к определенному предмету .
Мотив избегания неудачи .
Желание иметь высокую отметку , даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения.
Познавательный интерес только у высокомотивиованных .
Мотив достижения успеха в учебе не развивается.
Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.)
Старшая школа
Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях.
Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета).
Значимость отметки как мотиватора снижается , отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний.
Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам.
Внутренняя, собственная мотивация.
Мотивационная сфера учения
Учёт возрастных особенностей школьников.
Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей учебной деятельности и постановке учебных задач.
Создание ситуации успеха.
Вера учителя в возможности ученика.
Формирование адекватной самооценки у учащихся.
Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей учебной деятельности и постановке учебных задач.
Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели.
Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
Создание ситуации успеха.
Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке.
Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности.
Эмоциональная речь учителя.
Применение поощрения или порицания.
Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
Испльзование игровых технологий.
Использование нестандартных ситуаций.
Нестандартная форма проведения уроков.
Использование познавательных и дидактических технологий.
Эмоциональная речь учителя.
Применение поощрения или порицания.
Макет проекта «Формирование мотивации учения»
Смысл учения.
Мотив учения.
Постановка целей
Эмоции
Интерес
УСТАНОВКИ И ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛА УЧЕНИЯ:
Стимулирование к выбору и самостоятельному использованию способов выполнения заданий без боязни ошибиться
Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но процессу его достижения.
Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но процессу его достижения. (ПРИМЕР)
Ф. И. ученика | Д/З | Таблица умножения | Решение примеров | Решение задач | ______ | Итого |
Алексеев Н. | 5 | 4 | 3 | ----- | 3 | |
Иванов А. | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | |
Петров Д. | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | |
Сидоров В. | ---- | 5 | 5 | 4 | 4 | |
Фролов К. | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 |
Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает.
В.А.Сухомлинский
положительное
безразличное
отрицательное
Типы мотивации:
Отрицательная мотивация
Положительная мотивация
Социальные устремления
Узколичные мотивы
Цели учения
Побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей,
Признаки положительного
отношения
Умение преодолевать трудности на пути достижения цели
Умение отстаивать свое мнение
Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности
Поиск нестандартных способов решения учебных задач
Умение ставить перспективные цели
Активность учеников в учебном процессе
Отрицательное отношение
Неумение ставить цели, преодолевать трудности
Слабая заинтересованность в успехах
Бедность и узость мотивов
Слабая нацеленность на оценку
Отрицательное отношение к школе, учителям
Безразличное отношение
Имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов
УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВА УЧЕНИЯ
Выбор действия в соответствии с возможностями ученика
Создание ситуации успеха
Использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности
Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий
Применение поощрения и порицания, с учётом психофизических особенностей каждого ученика
Вера учителя в возможности ученика
Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться
Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
Это направленность обучающегося на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность.
__________________________________
ЧЕРЕЗ ПОСТАНОВКУ ЦЕЛЕЙ ВОПЛОЩАЮТСЯ МОТИВЫ УЧЕНИЯ.
УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ
Совместная работа с детьми по осмыслению и принятию целей предстоящей деятельности и постановки учебных задач
Выбор средств адекватных цели
Учет возрастных и психофизических особенностей
Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий
ЭМОЦИИ
Реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Они зависят от особенностей учебной деятельности, сопровождают процесс учения и предшествуют ему.
__________________________________
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДДЕРЖИВАЕМАЯ ЭМОЦИЯМИ ПРОТЕКАЕТ НАМНОГО УСПЕШНЕЕ!
УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ КОМПОНЕНТА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧЕНИЯ- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ
Нестандартная форма проведения уроков
Создание ситуации успеха
Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке
Эмоциональная речь учителя
Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий
Вера учителя в возможности ученика
Работа с книгой.
Упражнения.
Работа с картой.
Заполнение таблиц, схем.
Решение задач.
Сочинения.
Электронный учебник.
Виды самостоятельной работы:
Лабораторные работы.
Реферирование.
Составление презентаций.
Составление конспектов.
Составление литературных обзоров.
Составление планов.
Декадники.
Конференции.
Кружок.
«Мозговой штурм».
Научно-исследовательская работа школьников.
Формы самостоятельной работы:
Предметные вечера.
КВН.
Олимпиада.
Семинар (межпредметный, предметный, обзорный).
Предметные экскурсии.
Факультативные занятия.
Как педагог может мотивировать обучаемого?
(Среди ответов несколько неправильных. Найдите их.)
1.Опирайтесь на любопытство.
2.Используйте эффект загадки.
3.Создавайте ситуации поиска.
4.Потребуйте от учащихся внимания и сосредоточенности.
5.Подталкивайте к поиску объяснений.
6.Развивайте концепцию способностей.
7.Делайте замечания невнимательным.
8. Обеспечивайте обратную связь.
9.Хвалите.
10. Используйте «эффект вызова».
МИНИ – ФОРУМ
Составьте список из 5 – 10 действий, которые учитель должен совершить на уроке для повышения мотивации учащихся и их желания учиться.______________________
Какие факторы повышения мотивации являются ведущими? Почему? Объясните свой выбор.
Уровень озабоченности учащихся, их стремление добиться успеха в учебе.
Оттенки чувств.
Ситуация успеха
Интерес к изучаемому предмету
Знание результатов.
Внутренняя и внешняя мотивация.
Уважаемые коллеги!
Есть много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем – то большим, нежели несколько фраз. Которые все время повторяются: «хорошо», «очень хорошо» и «отлично» .
Просим вас привести 10 – 15 возможных вариантов сказать ученику:
«Ты молодец! Отлично!»
«Словесные поощрения ученика»
Ты на верном пути. Ты делаешь это сегодня значительно лучше!
Замечательно! Продолжай работать так же, ты добьешься большего.
Так держать! Это успешное начало!
Отлично! Фантастика! Поздравляю!
Ты прав. Превосходно! Умничка! Молодчина!
Большое тебе спасибо! Твои успехи всё заметнее1
Это твоя победа! Красивая мысль! Это интересно!
Я верю в тебя. Спасибо!
А теперь попробуйте протестировать себя.
1. Всегда ли одобряете учащихся за правильный ответ (речь идет не только об оценке, а о похвале, улыбке и т.д.)?
2. Готовы ли вы похвалить не только хорошего ученика, а и слабого, но старающегося?
3. Часто ли в ваших оценках встречаются слова «молодец», «удачное решение», «хорошо придумано» и т.д.?