Файл: Вопрос Особенности использования и принципы отбора документального материала 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос № 1. Особенности использования и принципы отбора документального материала
1.1. Факт и информация, заключенная в нем
1.4. Актуальный и злободневный документальный материал
Вопрос № 2. Особенности отбора и принципы отбора художественного материала
2.2. Виды художественного материала
2.3. Способы взаимодействия специалиста и материала
Оглавление
Теоретическая часть 3
Вопрос № 1. Особенности использования и принципы отбора документального материала 3
1.1. Факт и информация, заключенная в нем 3
1.2. Драматургизация факта 5
1.3. Виды документального материала. Текстовый документальный материал (печатный). Фото, -видео и киноматериалы. Вещественный документальный материал. Аудио-материалы. Эпистолярный документальный материал 6
1.4. Актуальный и злободневный документальный материал 9
Вопрос № 2. Особенности отбора и принципы отбора художественного материала 11
2.1. Художественный материал 11
2.2. Виды художественного материала 13
2.3. Способы взаимодействия специалиста и материала 16
2.4. Требования, предъявляемые к материалу 22
Список литературы 25
Теоретическая часть
Вопрос № 1. Особенности использования и принципы отбора документального материала
1.1. Факт и информация, заключенная в нем
Главной особенностью сценария фильма является то, что в его основе лежит документальный материал, другими словами, документальный объект внимания автора сценария будущего художественного, документального, научного или рекламного фильма. В свою очередь, материалом для определения и формулирования документального объекта внимания служит факт, т.е. истинное событие, происшествие, явление, человек, предмет и т.п., ибо они имеют место в действительности. Именно факт, являясь побуждением внешним, может стать позывом внутренним и явиться той песчинкой, которая способна превратиться в драматургическую жемчужину в достойный фильм.
Факт – это носитель информации. А информация – это совокупность сведений о том или ином факте или, если хотите, документальном объекте внимания сценариста. Информация, заключенная в факте, бывает абсолютной и относительной:
1. Абсолютная информация не выходит за границы факта и содержит сведения, касающиеся непосредственно самого факта.
2. Относительная информация - это информация, выходящая за пределы объекта внимания и содержащая в себе сведения о других объектах, когда-либо и каким-либо образом взаимодействовавших с исследуемым объектом.
К другим видам информации можно отнести актуальную и потенциальную, абстрактную и конкретную информации:
1. Актуальная информация – это информация, содержащая в себе сведения о том или ином объекте, важные и необходимые для нас в данный момент, в данный исторический отрезок времени.
2. Потенциальная информация – это совокупность сведений, могущих стать таковыми в будущем. Подобная информация предполагает некий домысел как логически обоснованный фантастический элемент.
3. Конкретная информация – результат развития абстрактной информации, т.е. переход от отдельно взятого информационного элемента к целостному объекту. Назовем это движение от одного вида информации к другому – индукцией, обобщением частного, взаимосвязью и взимопроникновением фрагмента и образа в целом.
Обратимся к примеру. Пусть документальным объектом внимания ( фактом) является вбитый по шляпку гвоздь. В этом случае, абсолютная информация о гвозде – это его конфигурация, размер и материал, из которого он сделан. Относительная информация рассказывает о том, куда, зачем и он вбит. Информация актуальна, ибо действие по отношению к гвоздю уже совершено. Информация абстрактна, поскольку гвоздь всего лишь крепежный элемент некоторой конструкции. Для определения количества информации, заключенной в данном факте, обратимся к относительной информации и рассмотрим варианты, которые дадут нам разные результаты. Если гвоздь вбит в дерево, как ему положено, и крепит конкретную деревянную конструкцию, то вероятность такого положения вещей достаточно высока. Следовательно, количество информации минимально. Если гвоздь вошел в дерево вкривь и вкось, и острый конец его торчит наружу, то вероятность подобного случая падает, количество информации возрастает. И, наконец, если этот злополучный гвоздь вбит не в дерево, а в человеческое тело, количество информации неизмеримо велико, и ее конкретизация рисует нам невероятную и потрясающую картину. И здесь уже можно вести речь о создании на этой документальной основе яркого и образного сценария художественного фильма.
Информацию, заключенную в документальном объекте внимания можно и нужно определить количественно, поскольку для дальнейшей работы сценаристу необходимо иметь как можно больше информации об интересующем его факте. Количество информации всегда обратно пропорционально вероятности существования факта в том виде, в каком мы его наблюдаем. Чем меньше такая вероятность, тем больше информации несет в себе факт.
1.2. Драматургизация факта
Драматургизация факта – это творческий процесс преобразования последнего в художественный драматургический материал.
Определив и сформулировав ситуацию, конфликт и событие факта, можно приступать к драматургизации документального объекта внимания. Этот процесс представляет собой преобразование документального объекта внимания сценариста, который, будучи воплощенным в форму театрализованного действа, становится художественным объектом внимания публики. При этом каждая составляющая, заключенная в документальном материале, преобразуется соответственно в ситуацию, конфликт и событие, определяющие
драматургическую основу художественной производной, взятой от реального факта. Тематически, идейно и жанрово реальный факт адекватен своему драматургическому аналогу.
Наглядно процесс драматургизации можно представить в виде следующей схемы:
Документальный материал | Драматургический материал |
Ситуация | Ситуация |
Конфликт | Конфликт |
Событие | Событие |
Полученные в процессе драматургизации три художественные составляющие есть не что иное, как художественные образы соответствующих документальных составляющих.
Основным инструментом для подобного преобразования информационно-логического материала в эмоционально-образный драматургический материал служит метафора.
Развитие и разрешение конфликта может идти двумя путями: первый - перестает существовать одна из конфликтующих сторон, второй - с одной из конфликтующих сторон происходит некая метаморфоза, в результате которой она становится по существу адекватной другой, первоначально конфликтующей с ней, стороне.
1.3. Виды документального материала. Текстовый документальный материал (печатный). Фото, -видео и киноматериалы. Вещественный документальный материал. Аудио-материалы. Эпистолярный документальный материал
Сценарий театрализованного представления, как и произведение любого другого вида искусства, являет собой единство реальной жизни с её осмыслением и оценкой автора, выраженной в определённой художественной форме. Работая с документальным материалом, режиссер должен следовать принципам правдивости и художественности, а так же помнить, что любой жизненный факт, реальный предмет, историческое место, изученные и осмысленные режиссером, только тогда являются содержанием театрализованного представления, когда выражаются в художественной форме. Здесь, как и в театральном спектакле, должно происходить воспроизведение действительной жизни, в которой раскрыта, обнаружена и выражена для зрителей сущность этой жизни. Само её «воспроизведение» есть воспроизведение художественное. Поэтому перед режиссером стоит задача – найти художественное решение каждому жизненному факту, каждому документу, используемому в сценарии или определить ему такое место в общей структуре сценария, чтобы в контексте с другим документальным или художественным материалом возникал некий «образно-смысловой ряд», который и будет прочитан, оценен и прочувствован зрителем в процессе его восприятия
1. Именно такой подход к материалу необходим режиссеру в процессе работы над сценарием.
Режиссер, тщательно отобрав документальный материал, обрабатывает, обогащает и преображает его творчески согласно сценарно-режиссёрскому замыслу с целью образного решения авторской мысли. Только в этом случае рождается подлинно художественный образ. В одних жанрах он предстаёт в образе человека, в других – образ природы, в третьих – вещи, и т. д.
В процессе написания сценария, для удачного использования документального материала, необходимо выработать навыки образного мышления театрализованных представлений и определить творческий метод сценарно-режиссерской работы.
Рассмотрим следующие разновидности документального материала, используемые в сценарной практике.
1. Печатный документальный материал. К этому материалу относятся все публицистические жанры, которые можно встретить на страницах газет, журналов, альманахов, книг и т.д. Это заметки, репортажи, очерки, статьи и др.
2. Радио и другой аудиоматериал. Подобный документальный материал воспринимается на слух и рассказывает о том или ином факте.
3. Фото-, кино- и видеоматериал. В этом случае документальную информацию можно как услышать, так и увидеть.
4. Вещественный документальный материал. К этому документальному материалу можно отнести предметы, содержащие в себе информацию о том или ином факте: личные вещи, музейные экспонаты, улики и т.п.
5. Одушевленный документальный материал. Это, прежде всего, человек как документальный герой, как личность с собственной биографией, деяниями, мыслями и чувствами, достоинствами и недостатками. К этой разновидности документального материала можно отнести и целый ряд других живых существ, а также представителей растительного мира, чем-либо замечательных и потому ставших документальным объектом внимания сценариста.
6. Аудио- документальный материал. Это свидетельства участников либо очевидцев каких-либо событий или явлений.
Документальный материал является основой, отталкиваясь от которой сценарист создает новый образ. Т.е. сценарий театрализованных представлений на документально-публицистическом материале - это не иллюстрация тех или иных фактов, документов, разбавленных песнями, танцами и стихотворениями, а именно синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое действие.
Также существует эпистолярный документальный материал. К источникам личного происхождения наряду с воспоминаниями и дневниками принадлежит не носящая официального характера переписка, иначе именуемая эпистолярной документацией (от лат. ерЫо1а — послание, письмо). В эту категорию не
могут включаться документы типа писем, которыми обмениваются друг с другом главы государств и правительств, или же названные письмами обращения к политическим единомышленникам, массовой аудитории и т.д.; они относятся к совершенно другим, уже рассмотренным выше видам источников.
Эпистолярное наследие, наряду с биографиями, автобиографиями, апологиями, мемуарами, дневниками даёт богатейший материал для анализа эпохи. Этот жанр был настолько любим и популярен, что XVIII век создал даже гибридную разновидность жанра – дневник в письмах (letter-journal), Эстетическая преднамеренность может достигнуть того предела, когда письма, дневники становятся явной литературой, рассчитанной на читателей – иногда посмертных, иногда и прижизненных.
Стоит отметить, что в последнее время все большее распространение получает электронная почта. И если она используется преимущественно для официальных сообщений, то в системе Интернет молодежь ищет новое средство общения. Непосредственный характер этого общения естественно отдаляет его от традиций частной переписки, когда написание письма предполагало некое осмысление, эмоциональный толчок к написанию и т. д.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что изучение эпистолярных комплексов должно проводиться в сочетании с другими видами источников, при внимательнейшем анализе психологических характеристик автора, особенностей его стиля и поведения.
Таким образом, четкий перечень документов, событий, героев, явлений, подчиненных режиссерскому замыслу и организованных композиционно, образуют основу сценария.
1.4. Актуальный и злободневный документальный материал
Отбор материала – важный этап в работе сценариста. До рождения режиссерского замысла еще неизвестно, что из конкретного объема накопленного документального и публицистического материала может и должно войти в сценарий будущего представления. Но как только удалось создать сценарно-режиссерский замысел, найти его образное решение, определить форму, жанр, выявить действующих лиц и героев представления, можно приступать к окончательному отбору сценарного материала. Жизненные факты, документальные свидетельства необходимо отбирать соизмеряя реальное, логическое и эмоциональное, возможное и желаемое. Необходимо помнить, что отбор материала и выразительных средств, посредством которых сценарист будет доносить свою мысль до зрителя, во многом зависит от эмоционального отношения автора к жизненному материалу. Сценарист должен быть беспощаден к тому материалу, который будет мешать развитию авторской мысли, но который совсем недавно казался ему значительным и необходимым