Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 241

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вследствие специфики работы в различных образова­тельно-воспитательных учреждениях учебные планы со­ставляются отдельно для дневных, вечерних (сменных) и заочных школ, а также для школ с углубленным изу­чением отдельных учебных предметов1.

В современных учебных планах общеобразовательных школ Республики Беларусь все изучаемые предметы под­разделяются на три группы: предметы обязательные (базовый компонент), предметы по выбору учащихся (дифференцированный компонент) и предметы, изучение которых определяется советом школы (школьный

1 Загады Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь "Аб вучэбных планах агульнаадукацыйных школ Рэспублiкi Беларусь на 1999—2000 навучальны год" // Зборнiк нарматыуных дакументау Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь. Мн., 1999. № 7 (487). С. 7-48.

149

компонент). К обязательным предметам относятся: бело­русский и русский язык и литература, иностранный язык, математика, информатика, история Белоруссии, все­мирная история, география, биология, физика, химия, черчение, изобразительное искусство, музыка и пение, физическое и трудовое воспитание. Предметы по выбору включают в себя: второй иностранный язык, литературу страны изучаемого иностранного языка, мировую худо­жественную культуру, религиоведение, логику, филосо­фию, астрономию, введение в экономику, основы пред­принимательства, основы выбора профессии и др. Пред­меты школьного компонента определяются на местах.

На основе учебных планов составляются учебные про­граммы.

Учебная программа — это утвержденный Министерством образования Республики Беларусь документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому пред­мету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся.

Как же разрабатываются учебные программы? Истори­чески сложилось два способа их построения: концентри­ческий и линейный. При концентрическом (от лат. concentrum — центр, средоточие) способе построения про­грамм материал данной ступени обучения в более услож­ненном виде проходится на последующих ступенях обу­чения. Таким, например, является изучение математики и языка в младших классах по отношению к содержанию этих предметов в средних и старших классах, изучение по физике трех состояний веществ (твердого, жидкого и газоо­бразного) в 7-м и 9-м классах и т.д. Концентризм в школь­ном образовании неизбежен: он обусловлен необходимостью учета возрастных особенностей учащихся, хотя, естествен­но, он несколько замедляет темпы обучения.


Сущность линейного способа построения учебных про­грамм состоит в том, что материал каждой последую­щей ступени обучения является логическим продолжени­ем того, что изучалось в предыдущие годы. Этот способ дает значительную экономию времени и применяется при разработке учебных программ в средних и старших классах.

Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в учебниках и учебных пособиях. В них изучаемый материал по каждому предмету расчленяется

150

на отдельные темы и дается его фактическое изложение. Кроме того, в учебниках содержатся указания, относя­щиеся к организации учебной работы школьников, ма­териал для тренировочных упражнений, сводные хроно­логические таблицы, а также вопросы для самоконтроля. Содержание образования раскрывается в различного рода учебных пособиях: хрестоматиях по литературе и исто­рии, фонохрестоматиях, задачниках по математике, фи­зике и химии, сборниках упражнений по языкам и т.д. Такие пособия служат вспомогательным средством для учителей и учащихся при организации учебной работы как в школе, так и при выполнении домашних заданий. Изложенный материал дает представление о тех сложных и многообразных проблемах, которые решает дидактика при определении содержания школьного об­разования.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Что следует понимать под содержанием образования?

  2. Какие объективные и субъективные факторы влияют на опреде­ ление содержания школьного образования?

  3. Раскройте сущность теорий формального и материального обра­ зования и покажите их односторонность.

  4. Какие педагогические требования предъявляются к содержанию образования в современной педагогике?

  5. В чем заключается сущность общего, технического и профессио­ нального образования и в чем выражается их взаимосвязь?

  1. Раскройте специфику таких документов, как учебный план, учебная программа и учебник, и покажите их роль в определении со­ держания образования.

  2. В каком направлении продолжается работа по совершенствова­ нию содержания школьного образования?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перс­пектива. М., 1991.

Лiсейчыкау А., Крот М., Гладкоу Ю. Канцэптуальныя падыходы да праектавання зместу агульнай сярэдняй адукацыi у рэфармiруемай школе // Настаун. газ. 1997. 19 сак.


Программа реализации реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь. Мн., 1996.

Скаткин. М.Н., Краевский В.В. Содержание общего среднего обра­зования: Проблемы и перспективы. М., 1981.

Теоретические основы содержания общего образования / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. М., 1983.


151 Г л а в а 9

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ЕГО ЗАДАЧИ И ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА

  1. Сущность обучения как педагогического про­ цесса и его задачи. Понятия: знание, умение, на­ вык, способности.

  2. Внутренняя структура процесса обучения и отражение в ней характера учебно-познаватель­ ной деятельности учащихся.

  3. Определение целевого компонента обучения.

  4. Формирование у учащихся потребности в ов­ ладении знаниями и мотивов учения. Понятие о движущих силах учения.

  5. Определение содержания учебных занятий.

  6. Организация учебно-познавательной деятель­ ности учащихся по овладению изучаемым мате­ риалом (операционно-деятелъностный компонент обучения).

  1. Придание процессу обучения эмоционально- волевого характера.

  2. Регулирование и контроль за ходом учебно- познавательной деятельности.

  3. Оценка и самооценка качества овладения изу­ чаемым материалом.

  1. Развитие учащихся в процессе обучения.

  2. Воспитание в процессе обучения.

1. Сущность обучения как педагогического процесса и его задачи. Понятия: знание, умение, навык, способ­ности. Чтобы обеспечить человеку соответствующее об­разование, нужно хорошо обучать его, правильно осуще­ствлять этот сложнейший педагогический процесс. Важ­нейшая и непреходящая задача школы — добиваться от учащихся глубокого и прочного усвоения знаний, вырабатывать умения и навыки применять их на прак­тике, формировать научное мировоззрение и нравствен­но-эстетическую культуру. Иначе говоря, нужно так орга­низовать учебный процесс, чтобы учащиеся хорошо ов­ладевали изучаемым материалом, то есть содержанием образования. Все это требует осмысления учителями тео­ретических основ обучения и выработки методических умений и навыков.

152

Что же такое обучение как педагогический процесс? В чем состоит его сущность? Прежде всего необходимо отметить, что этот процесс характеризуется двусторон-ностью. С одной стороны, в нем выступает учитель (пе­дагог), который излагает программный материал и руко­водит этим процессом, а с другой — учащиеся, для которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом. Вполне понятно, что протекание этого процесса немыслимо без активного вза­имодействия между обучающими и обучающимися.


Данную особенность обучения иногда считают опреде­ляющей для раскрытия его сущности. Например, в од­ном учебном пособии говорится: "Обучение — целенап­равленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие уча­щихся"1.

Можно ли, однако, это определение считать достаточ­но исчерпывающим и ясным? Думается, что нельзя. Дело в том, что, хотя в процессе обучения действительно име­ет место тесное взаимодействие педагога и учащихся, все же основу и суть этого взаимодействия составляют орга­низация учебно-познавательной деятельности последних, ее активизация и стимулирование, о чем в приведенном определении не говорится. А ведь это весьма существен­но. Кому, например, неизвестно, что иной раз педагог при объяснении нового материала делает замечания от­дельным учащимся, не возбудив при этом интереса к уроку, не вызвав у них стремления к овладению знания­ми. В данном случае взаимодействие есть, а стремления к овладению знаниями нет, и обучение, естественно, не происходит.

Нельзя не учитывать и такую деталь. Взаимодействие, как правило, предполагает непосредственные контакты между педагогом и учащимися. В процессе же обучения такие контакты не всегда имеют место. Так, важной частью обучения является выполнение школьниками домашних заданий, однако вряд ли здесь можно гово­рить об их взаимодействии с учителем.

Все это говорит о том, что сущностную характеристи­ку обучения составляет не столько взаимодействие учи-

1 Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. М., 1984. С. 202.

153

теля и учащихся (хотя оно имеет место), сколько умелая орга­низация, и, стимулирование учебно-познавательной деятель­ности последних, в каких бы формах она ни протекала.

Следовательно, более правильным будет считать, что обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познава­тельной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетичес­ких взглядов и убеждений.

Из этого определения следует, что если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении зна­ниями, если в той или иной мере он не стимулирует их учение, — никакого обучения не происходит, а учащийся может лишь формально отсиживать на занятиях.