Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 235

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Сущность образования как отражение единства развивающей и воспитательно-формирующей функций обучения. Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности и разработки его те­ оретических основ большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических умений и навыков, а также способов творческой деятельности. Обучение ока­ зывает более широкое развивающее и формирующее вли­ яние на личность.

132

Дело в том, что знания как предмет усвоения имеют три взаимосвязанные стороны: теоретическую (научные обобщения и понятия в совокупности с фактическим ма­териалом), практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях) и мировоззрен-ческо-нравственную (заключенные в знаниях мировоззрен­ческие и нравственно-эстетические идеи).

Естественно, что при правильно поставленном обуче­нии учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами изучаемого материала, то есть усваивают теорию (поня­тия, правила, законы, выводы), вырабатывают умения и навыки применения их на практике, а также способы творческой деятельности и вместе с тем глубоко осмыс­ливают мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи. В результате одновременно и в неразрывном един­стве происходит обогащение личности научными знани­ями, развитие ее интеллектуальных и творческих спо­собностей, а также формирование ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, что делает этот про­цесс весьма важным средством воспитания.

Развивающее и воспитательно-формирующее влияние обучения на личность повлекло за собой возникновенрте в педагогике особого понятия, обозначающего этот про­цесс. Таким понятием явилось образование. Упомянутое впервые в XVIII веке в педагогических статьях известно­го русского просветителя-демократа Н.И.Новикова, по­нятие образование продолжительное время не имело спе­циального терминологического содержания и вплоть до середины XIX века употреблялось как синоним воспита­ния. Потом оно стало приобретать специфическое терми­нологическое значение и связываться с обучением, обозначая его формирующее влияние на личность. Та­ким образом, понятие образование обозначает и обуче­ние, и органически связанное с ним и вытекающее из него воспитание личности. Именно так понимал его Н.Г.Чернышевский:

Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы чело­век был образованным в полном смысле слова.


Все это позволяет сделать вывод: под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и на­выков и связанный с ними тот или иной уровень разви-

133

тия ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической куль­туры, которые в своей совокупности определяют ее со­циальный облик и индивидуальное своеобразие.

В данном случае это понятие обозначает те результаты, которых добивается личность в своем развитии в процес­се учебно-воспитательной работы. Именно этот смысл вкладывают в него, когда говорят: он имеет неполное среднее, среднее или высшее образование.

Но это понятие может иметь и иной смысл и обозна­чать образовательный процесс, процесс получения обра­зования. Например, когда говорят об образовании в школе или вузе, о его осуществлении, то как раз и имеют в виду то, как происходит этот процесс, как его совершенство­вать. В этом случае понятия "образование" и "обучение" совпадают и выступают как синонимы. Главное, однако, заключается в том, что в любом случае образование как понятие включает в себя, с одной стороны, процесс овладения изучаемым материалом, то есть обучение, а с другой — воспитательно-формирующее влияние этого про­цесса на личность, олицетворяя их единство и органи­ческую взаимосвязь. И когда дидактику иной раз опре­деляют как теорию обучения и образования, то тем са­мым хотят подчеркнуть, что она исследует как теорети­ческие основы процесса обучения, так и его воспитатель­но-формирующее влияние на умственное, мировоззрен­ческое и нравственно-эстетическое развитие личности.

Подобная трактовка дидактики имеет не формальное значение. Из нее вытекает, что при разработке теорети­ческих основ обучения она не может ограничиваться толь­ко раскрытием процессуальной стороны вооружения обу­чающихся знаниями, практическими умениями и навы­ками; она должна глубоко исследовать те дидактические условия, которые способствуют реализации развивающе-формирующего потенциала обучения, то есть образова­нию учащихся.

3. Основные проблемы, которые разрабатывает дидактика. Как теория обучения и образования дидак­тика исследует следующие проблемы:

во-первых, определяет педагогические основы содер­жания образования;

во-вторых, исследует сущность, закономерности и принципы обучения, а также пути повышения его развивающе-воспитательного влияния на учащихся;


134

в-третьих, изучает закономерности учебно-познава­тельной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;

в-четвертых, разрабатывает систему общепедагогичес­ких методов обучения и условия их наиболее эффектив­ного применения;

в-пятых, определяет и совершенствует организацион­ные формы учебной работы в образовательно-воспита­тельных учреждениях.

4. Выделение из дидактики частных методик и ее влияние на их развитие. Долгое время дидактика была единственной педагогической дисциплиной, исследовав­шей теорию и методику обучения. Но впоследствии выявилось, что она не в состоянии раскрывать специфи­ку учебной работы по каждому предмету, так как эта специфика является весьма существенной. Так, обуче­ние математике, физике и химии имеет много различий по сравнению с учебной работой по таким предметам, как история и литература. Еще более специфичным явля­ется обучение пению или проведение учебных занятий по физической культуре и труду. Это привело к тому, что из дидактики стали выделяться и формироваться особые педагогические дисциплины, которые стали на­зываться частными методиками, или частными дидак­тиками. В результате этого разграничились и области их исследования. За дидактикой осталась разработка об­щетеоретических основ процесса обучения. Частные же методики, используя теоретические идеи дидактики, ис­следуют организацию обучения по отдельным учебным предметам. Естественно, что дидактика и частные мето­дики развиваются в тесной связи между собой и обога­щают друг друга.

В связи с острой необходимостью совершенствования работы школы и других учебно-воспитательных учреж­дений роль дидактики как общей теории обучения и об­разования существенно возрастает. Она призвана более эффективно помогать учителям и руководителям школ в улучшении процесса обучения, в повышении качества успеваемости и воспитания учащихся. В ее задачу входят также развитие инновационных форм и методов учеб­ной работы, обогащение и распространение передового опыта обучения, стимулирование научно-педагогичес­кой пытливости и творчества работников школы.

135

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Раскройте роль и специфику обучения во всестороннем развитии личности.

  2. Что следует понимать под образованием? В каких двух значе­ ниях употребляется это понятие?

  3. Как обосновывается положение о том, что понятие образование выражает единство и взаимосвязь обучения и воспитания. Какое зна­ чение имеет это положение для теории и школьной практики?

  4. Дайте определение дидактики как особой педагогической дис­ циплины и назовите проблемы, которые она исследует.

  5. Раскройте специфику и взаимосвязь дидактики и частных мето­ дик.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Всесвятский Б.В. Проблемы дидактики биологии: Пособие для учи­телей. М., 1969.

Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. М., 1982.

Загвязинский В.И. Методология и методика дидактических иссле­дований. М., 1982.

Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1968.

Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О.В.Долженко. М., 1986.

Марев М. Методологические основы дидактики / Пер. с болг. М., 1987.

Метельский Н.В. Дидактика математики: Лекции по общим воп­росам. Мн., 1975.

Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984.


Глава 8

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕГО

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

  1. Понятие "содержание образования" и необхо­ димость разработки его научных основ.

  2. Важнейшие объективные и субъективные фак­ торы, влияющие на разработку содержания обра­ зования.

3. Теории формального и материального образо­ вания и их односторонность. Несостоятельность прагматистской теории содержания образования.

136

  1. Разработка в педагогике научных основ опре­ деления содержания образования и его совершен­ ствования.

  2. Документы, определяющие содержание школь­ ного образования: учебные планы, учебные про­ граммы, учебники, учебные пособия.

1. Понятие "содержание образования" и необходи­мость разработки его научных основ. Для успешного осуществления обучения как важного средства развития и формирования личности необходимо хорошо уяснить: чему надо учить школьников, чем они должны овладе­вать в процессе учебной работы. Но поскольку, как от­мечено выше, обучение направлено на образование лич­ности и органически связано с ним, то речь в данном случае должна идти о содержании образования.

Что же обозначает это понятие? Что следует понимать под содержанием образования? Прежде всего следует иметь в виду ту систему научных знаний и связанных с ними практических умений, которыми необходимо овла­деть обучающимся и которые способствуют развитию их умственных и творческих способностей. Но фактический материал каждого учебного предмета органически вклю­чает в себя мировоззренческие и нравственно-эстетичес­кие идеи и выводы, которые оказывают большое форми­рующее влияние на личность. Естественно, что эти идеи и выводы также являются составной частью содержания образования.

В общем плане под содержанием образования следу­ет понимать ту систему научных знаний, практических уме­ний и навыков, а также мировоззренческих и нравствен­но-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.

Определение содержания образования — задача не простая, как может показаться на первый взгляд. Исто­рия педагогики показывает, что при ее решении допус­калось и допускается немало ошибок, отрицательно ска­зывающихся на качестве обучения. То содержание обра­зования отставало от современного состояния науки, то оно оказывалось перегруженным, то искажало характер обучения как фактора развития и формирования лично­сти. Вот почему в педагогике такое большое место занима­ли и занимают вопросы разработки тех исходных тео-