Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 232

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

66

должны быть теоретические и методические подходы к ее формированию.

Проблемы развития личности активно разрабатыва­ются в философии, общей и социальной психологии и других науках. Но это не исключало и не исключает не­обходимости исследования ее в педагогике, в частности, при освещении ее основного предмета, который касается взаимоотношений между развитием личности и воспита­нием. Вот почему педагогические аспекты формирова­ния личности так или иначе находят свое отражение как в классической, так и в современной педагогике. Немало глубоких мыслей по этим вопросам содержится в трудах Я.А.Коменского, А.Дистервега, К.Д.Ушинского, П.П.Блонского, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского, а также белорусских педагогов С.Будного, С.Полоцкого, К.Лыщинского и др.

Существенное значение для педагогики имеет прежде всего уяснение самого понятия личность. В самом деле, что такое личность и в каком соотношении находится это понятие с родственным ему понятием человек? По­пытаемся подойти к раскрытию этих вопросов генети­ческим путем.

В общем развитии человека обычно наблюдаются две взаимосвязанные линии — биологическая и социальная. Они хорошо прослеживаются, если обратиться к процес­су развития человека с момента его появления на свет. Когда рождается ребенок, то говорят, что родился чело­век как биологическое существо, но отнюдь нельзя ска­зать, что родилась личность. Развитие биологических задатков и свойств характеризует процесс функциональ­ного созревания и формирования человека и в дальней­шем. У него развивается скелет, мускулатура, а также внутренние органы и системы. Процесс биологического созревания и изменения человека проявляется в воз­растных этапах его развития и поведения и находит свое отражение в специфических биологических чертах детства, отрочества, возмужалости и старости.

Однако процесс биологического развития человека теснейшим образом сочетается с приобретением им зна­чительного количества социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо. Например, с полуторамесячного возраста ребенок начи­нает улыбаться при виде близких людей, потом овладе­вает речью, приобретает способность к прямохождению,

67

усваивает навыки и привычки обращения с вещами и предметами, а также поведения в семье и на улице, на­чинает выполнять те или иные трудовые обязанности. В дальнейшем он обогащает себя знаниями, усваивает мо­ральные нормы и правила, учится следовать моде, разви­вает способность к более успешному выполнению той или иной работы и т.д. При этом характерно, что речь и разно­образные навыки и привычки поведения и трудовой деятельности, которые вырабатываются у детей одной и той же национальности, но живущих в различных соци­альных и бытовых условиях, бывают различными. Это говорит о том, что названные социальные свойства и ка­чества не являются врожденными, а формируются у чело­века прижизненно.


Таким образом, будучи биологическим существом, человек в процессе своей жизнедеятельности вырабаты­вает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущ­ность. Вот почему он рассматривается в науке как биосо­циальное существо, как субъект, то есть действую­щее лицо исторической деятельности и познания. Сле­довательно, понятие человек синтезирует (объединяет) в себе как его биологические, так и социальные (обществен­ные) свойства и качества.

Понятие же личность включает в себя только соци­альные свойства и качества человека, к которым, как показано выше, относятся сознание, речь, различные при­вычки и т.д. и которые делают его общественным суще­ством. Биологическая характеристика человека в,данное понятие не входит. Вот почему в философии отмечается, что сущность личности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, как таковая, а ее социальное качество. Свойство быть лич­ностью связано не с физическим бытием человека, а с его общественными качествами. Это позволяет сделать вывод: понятие "личность" характеризует обществен­ную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабаты­вает у себя прижизненно.

Так как личностные качества формируются прижиз­ненно, то вполне понятно, что у одних людей они могут быть выражены более ярко, у других - слабее. Встает вопрос: по каким же критериям можно судить о мере личностного развития человека?

68

Психолог С.Л.Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собствен­ным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.

Философ В.П.Тугаринов к числу важнейших крите­риев личностности относил: 1) разумность; 2) ответствен­ность; 3) свободу; 4) личное достоинство; 5) индивиду­альность.

Существенной характеристикой личностности человека является также его общественная активность и принци­пиальность, прочность нравственных взглядов и убежде­ний. Сюда, в частности, относится активность в труде, в отстаивании своих идеологических и моральных прин­ципов и т.д.

Выделяя критерии личностности, В.П.Тугаринов свя­зывал это понятие также с возрастной и психической зрелостью человека. С этой точки зрения не является личностью младенец, который не достиг определенного психического развития, а также психически больной чело­век, который не в состоянии проявлять сознательность в поведении.


Личность тем более значительна, чем больше отража­ет она в своих качествах и деятельности тенденции об­щественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, в какой мере ее деятельность носит своеобразно-творческий характер. В этом смысле характеристика понятий чело­век и личность дополняется понятием индивидуальность.

Индивидуальность характеризует непохожесть и от­личие одного человека от другого, одной личности от другой. Индивидуальность, как правило, выделяется осо­быми чертами характера и темперамента (например, уравновешенно-волевой и целеустремленный человек), своеобразием творческой деятельности и способностей. Так, рабочий может отличаться от своих собратьев по труду особой старательностью, рационализаторским под­ходом к делу. В такой же мере индивидуальность учи­теля может выражаться в его глубокой эрудиции, широте педагогических взглядов, особой манере подхода к детям, творческом устремлении, характеризующем его учебно-воспитательную работу, и т.д. Иначе говоря, понятие

69

"индивидуальность" включает в себя то особенное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает ей своеобразную красоту и непов­торимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.

Для полноты характеристики человека как обществен­ного существа нельзя обойти также понятие индивид. Слово это латинского происхождения и в переводе на русский язык означает единичность. Как понятие оно обозначает отдельного представителя человеческого рода безотносительно к его качествам.

Такова сущность понятия личность и связанных с ним родственных научных категорий. Но поскольку личнос­тные качества развиваются и формируются прижизнен­но, для педагогики важное значение имеет раскрытие самих понятий развитие и формирование.

Развитие прежде всего означает процесс количе­ственных изменений в свойствах и качествах человека. Родившись, он растет физически, увеличиваются его от­дельные органы и системы. У него появляется речь, уве­личивается словарный запас. Он овладевает множеством социально-бытовых и моральных умений, трудовых навы­ков и привычек. Однако главными в развитии человека являются изменения качественные. Так, обогащение рече­вой деятельности влечет за собой повышение и совершен­ствование познавательных способностей человека, разви­тие логического мышления и памяти. Разрозненные мне­ния и взгляды на жизнь постепенно приобретают опреде­ленную систему и способствуют формированию мировоз­зрения. Реактивные формы поведения все более и более уступают место активно-преобразующей деятельности. Повышается способность к самостоятельности и управле­нию собственным поведением. Все эти — количественные и качественные — изменения и характеризуют процесс разви­тия человека и личности.


Значит, под развитием следует понимать взаимосвязан­ный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созрева­нии человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятель­ности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений.

Формирование же выступает как результат развития личности и обозначает ее становление, приобретение со-

70

вокупности устойчивых социальных свойств и качеств. Формировать - значит "придавать форму чему-нибудь... устойчивость, законченность, определенный тип"1.

Детализируя психологическое содержание понятий развитие и формирование личности применительно к детскому возрасту, Л.И.Божович писала2:

Это, во-первых, развитие познавательной сферы... школьника... Во-вторых, формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными тре­бованиями и чувствами. В-третьих, возникновение отно­сительно устойчивых форм поведения и деятельности, составляющих основу формирования его характера. И, наконец, развитие общественной направленности... школь­ника, т.е. обращенности к коллективу сверстников, усвое­ние тех нравственных требований, которые они ему предъявляют.

Однако для педагогики, как и для других наук о чело­веке, кардинальным является вопрос о том, как проис­ходит его личностное развитие, каковы источники и фак­торы этого развития. По-разному отвечают на эти воп­росы представители различных методологических направ­лений в науке.

2. Анализ преформистских теорий развития лично­сти. В истории науки широкое распространение получи­ли так называемые преформистские (от лат. praeforma — заранее образую) идеи о развитии личности, составив­шие два течения — теологическое и биологизаторское. Общее, что объединяет различных представителей этих течений, которые ведут свое начало с древних времен, заключается в следующем: они исходят из идеи о том, будто бы человек как личность формируется по какой-то изначально заложенной в нем "программе" и что зало­женные в этой "программе" свойства и качества развер­тываются в нем спонтанно (самопроизвольно). Что же

1 Толковый словарь русского языка /Под ред. Д.Н.Ушакова. М., 1940. С. 1103.


2 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С.291.

71

касается социальных условии и воспитания, то, хотя их влияние на развитие личности не отрицается, им все же отводится вспомогательная роль; главное же в этом про­цессе якобы зависит от "внутренней программы". Пер­вое из этих течений развивали философы-богословы. Они исходили из того, что общество с его катаклизмами и социальными потрясениями действует на личность разла­гающе и что только в отрыве от него человек может достичь своего совершенства. Что же касается "внутрен­ней программы" развития личности, то она связывается или с божественным предопределением человека, или с его биологической природой. Первой точки зрения при­держивались философы-теологи, к какой бы религии они ни принадлежали. По их мнению, только в вере и приоб­щении к религии человек может достичь своего совер­шенства. Разумеется, о каком-нибудь научном обоснова­нии здесь говорить не приходится.

Второе течение в преформизме составляют биологиза-торские идеи развития личности. Авторы их ссылаются на открытый в 1862 году немецкими биологом Эрнстом Геккелем (1834—1919) и зоологом Фрицем Мюллером (1821—1897) биогенетический закон: онтогенез (от греч. ontos — один, genesis — развитие) повторяет филогенез (от греч. phyli — много, genesis — развитие), то есть разви­тие одного человека повторяет все стадии биологического развития предков. Опираясь на данный закон, представи­тели этого течения пытались доказать, что человек не толь­ко в своем биологическом развитии, но и в личностном формировании повторяет все те стадии, которые люди про­шли в процессе своей социальной и духовной эволюции.

Подобной точки зрения, в частности, придерживался французский социолог Шарль Летурно (1831—1902). Та­кие нравственные пороки, как воровство, убийства, под­жоги, пьянство и т.д. он относил к явлениям атавизма (от лат. atavi — предки), то есть к врожденным и непрео­боримым наклонностям, связанным с влиянием инстин­ктов предков, для которых такие действия составляли обычный образ жизни. И хотя, отмечал Летурно, совре­менная цивилизация подобные деяния квалифицирует как аморальные и преступные, они с неумолимой силой проявляют свою живучесть как наследственное предраспо­ложение. Относя мораль к врожденным свойствам, он счи­тал, что человек постоянно находится во власти "психи­ческих остатков" прошлого и может проявлять рецидивы

72

всех видов нравственности. Воспитание же, по его мне­нию, здесь якобы бессильно что-либо изменить.