Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 231

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Географ любил удивлять учащихся всякими редкостя­ми. Показывая воду в бутылке, он рассказывал, что сам набирал ее из Нила возле Каира.

— Смотрите, - он взбалтывал бутылку, — сколько в ней ила. Нильский ил богаче алмазов. На нем расцвела куль­ тура Египта.

Чтобы мы лучше запоминали всякие географичес­кие вещи, Черпунов придумал наглядный способ. Так, он рисовал на классной доске большую букву А. В пра­вом углу он вписывал в эту букву второе А, поменьше, в него - третье, а в третье — четвертое. Потом он гово­рил:

— Запомните: это - Азия, в Азии — Аравия, в Аравии — город Аден, а в Адене сидит англичанин.

Использование подобных примеров значительно расши­ряет возможности учителя в повышении эмоциональнос­ти обучения, развивает познавательные интересы уча­щихся и стимулирует их волевые усилия в овладении знаниями.

8. Регулирование и контроль за ходом учебно-по­знавательной деятельности. Рассмотренная система учеб­но-познавательных действий показывает, как происхо­дит овладение учащимися изучаемым материалом. Сле­дует, однако, иметь в виду, что в зависимости от конк­ретных целей обучения и особенностей изучаемого мате­риала учебно-познавательная деятельность учащихся

1 Паустовский К. Собр. соч. М., 1957. Т. 3. С. 99.

176

I

будет носить различный характер. В одном случае глав­ным в учебном процессе является осмысление и усвое­ние теоретических знаний, в другом — тренировочные упражнения по применению их на практике, в третьем — углубление и систематизация пройденного материала и т.д. Все это, естественно, оказывает влияние на струк­туру учебного процесса и выдвигает на первый план то одну, то другую группу учебных задач и познавательных действий. Регулирование учебно-познавательной деятель­ности в том и состоит, чтобы в каждом случае и на каж­дой стадии обучения она соответствовала целевым уста­новкам и задачам последнего. Какие же вопросы в этой связи встают перед учителем?

На регулирование учебного процесса влияет характер (содержание) изучаемого материала. Так, по-разному организуется учебная деятельность по истории, где пре­обладает словесное изложение знаний, и по химии, где нередко не обойтись без лабораторных занятий, хотя и в том и в другом случае дидактическая цель может быть одна — овладение новым материалом.

Не меньшее значение имеет и учет особенностей са­мой познавательной деятельности. Обычно новый ма­териал излагает сам учитель, побуждая учащихся к его восприятию и осмыслению. Однако известно, что весьма важно приучать учащихся к самостоятельной работе по осмыслению и приобретению новых знаний. Кроме того, организация самостоятельного усвоения нового матери­ала есть лучший способ активизации учебно-познаватель­ной деятельности учащихся. Поэтому во многих случаях при изучении нового материала полезно побуждать их к его самостоятельному овладению.


Регулирование учебно-познавательной деятельности учащихся связано с учетом их индивидуальных ум­ственных особенностей и способностей. Тем из уча­щихся, которые проявляют более высокие способности в учении, следует давать более сложные или дополнитель­ные учебные задания, чтобы не тормозить, а, наоборот, содействовать развитию их умственных и творческих способностей. Ученикам же, испытывающим определен­ные затруднения в овладении изучаемым материалом, следует уделять больше внимания и помогать в преодо­лении встречающихся трудностей.

Большую регулятивную и стимулирующую роль в обу­чении играет осуществление контроля за качеством

177

овладения изучаемым материалом и побуждение школь­ников к самоконтролю. Необходимо добиваться, чтобы контроль был регулярным и осуществлялся по каждой изучаемой теме. Что же касается учащихся, то их не толь­ко нужно побуждать к осуществлению самоконтроля, но и помогать им овладевать его приемами, о чем будет идти речь в главе об организации домашней учебной работы.

9. Оценка и самооценка качества овладения изуча­ емым материалом. В процессе обучения важное значе­ ние имеет оценка учителем качества знаний учащихся и побуждение их к самооценке результатов учения. Регу­ лярная оценка знаний позволяет не только отмечать ус­ пехи школьников, но и выявлять недостатки в их учеб­ ной работе. У одних она вызывает удовлетворение хоро­ шей успеваемостью, у других — выявляет недостатки в познавательной деятельности, возбуждает переживание внутренних противоречий между тем, как они учатся и как должны учиться и, таким образом, и тех, и других стимулирует к познавательной активности, способствует формированию прилежания и ответственности за выпол­ нение своих школьных обязанностей. Такую же роль иг­ рает и самоконтроль учащихся за результатами своей учебной деятельности.

10. Развитие учащихся в процессе обучения. При

определении сущности обучения было отмечено, что его важнейшей задачей помимо овладения знаниями, уме­ниями и навыками (образование) является развитие мыш­ления, памяти, творческих способностей и дарований учащихся. Как же оно осуществляется?

Умственное воспитание обычно связывается с на­коплением в сознании личности прочного фонда научных знаний, с овладением учебно-познавательными умения­ми и навыками и их совершенствованием, с проявлени­ем сообразительности, мыслительной гибкости, хоро­шей памяти как при усвоении нового материала, так и при его применении в различных жизненных ситуациях. В.А.Крутецкий отмечает1:


...Умственное развитие связано с двумя категориями явлений. Во-первых, должно иметь место накопление

' Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972. С. 169.

178

фонда знаний - на это обращал внимание еще П.П.Блонский: "Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем более способна она рассуждать". Во-вторых, для характеристики умственного развития важны те умственные операции, с помощью которых приобретается знание. То есть характерной чер­той умственного развития является накопление особого фонда хорошо отработанных и прочно закрепленных ум­ственных приемов, которые можно отнести к интеллекту­альным умениям. Словом, умственное развитие характе­ризуется и тем, что отражается в сознании, и еще в боль­шей степени тем, как происходит отражение.

Психолог Л.В. Благонадежина трактует умственное развитие как владение различными приемами мышле­ния и совершенствование мыслительных операций, свя­занных с аналитико-синтетической познавательной деятельностью. Она отмечает1:

Умственное развитие происходит в процессе мысли­тельной деятельности, которая всегда включает выход за пределы того, что дано непосредственно в восприятии. Это может быть расчленение сложного содержания на составляющие его части, сравнение одного явления с другим, обобщение единичных фактов, установление при­чинной зависимости между явлениями и т.д. Говоря о необходимости развивать мышление школьника, следует иметь в виду умственную работу именно такого рода, в отличие от простого воспроизведения материала по па­мяти. Если нет самостоятельной переработки усваиваемо­го материала, то нет и условий для развития мышления.

Касаясь развития учащихся в процессе обучения, аме­риканский психолог Дж. Брунер пишет2:

Мы преподаем предмет не для того, чтобы произвести на свет маленькие живые библиотеки, а для того, чтобы научить ученика самого мыслить математически, рассмат­ривать проблемы так, как это делает историк, принимать участие в добывании знаний. Познание — это процесс, а не продукт.

Органической частью умственного воспитания явля­ется развитие способностей и творческих задатков уча-

1 Благонадежина Л.В. Психологические вопросы организации учеб­ ной деятельности школьников. М., 1969. С. 50.

2 Цит. по: Малькова З.А. Современная школа США. М., 1971. С. 62.

179

щихся. Прежде всего необходимо развивать у них такие общие способности, как трудолюбие, настойчивость в преодолении трудностей, произвольное внимание, сооб­разительность, память и т.д. В то же время нужно созда­вать условия для развития задатков к различным видам творческой деятельности, например, к занятиям матема­тикой, литературой, музыкальным и изобразительным искусством, а также техническим творчеством.


Педагогика, как отмечалось в главе о сущности и за­кономерностях воспитания, исходит из того, что в каж­дом нормальном в психическом отношении ребенке за­ложены большие потенциальные возможности, позволя­ющие формировать у него многообразные способности. Отвечая педагогам-скептикам, которые сомневались в творческой одаренности отдельных воспитанников, А.С.Макаренко говорил, что если, по нашему мнению, ученик неспособен, то может оказаться, что мы попросту не смогли узнать, каким из тысячи талантов он обладает.

Как же развивать способности и творческие задатки школьников?

Первостепенное значение в этом отношении имеет сама личность учителя, его эрудиция, увлеченность своей на­укой и умение живо и интересно объяснять изучаемый материал. Влияние учителя сказывается на повышении работоспособности детей и пробуждает у них интерес к учению, что в конечном итоге обусловливает развитие способностей и творческих задатков.

Известный гельминтолог К.И.Скрябин писал1:

Склонности проявляются и развиваются у человека рано. Их развитие, их рост в большой степени зависят от качества преподавательской работы в школе. Помню сво­его учителя естествознания Сухова. Частенько оставались с ним после уроков, чтобы побеседовать по теме, особен­но меня захватившей. В Томском реальном училище (ведь в то время сибирскую интеллигенцию в значительной сте­пени составляли политические ссыльные) работали пере­довые учителя, господствовал дух серьезного, доброго и внимательного отношения к ученику.

Из восьми учеников 7-го класса впоследствии вышли два академика, три профессора и один художник. Случай­ность? Думается, что нет. От инициативы учителей, от их увлеченности предметом, творческого отношения к делу зависит многое.

1 Скрябин К.И. Наследство, врученное правнукам // Учительская газ. 1962. 7 июня.

180

В развитии способностей и творческих задатков боль­шую роль играет умение учителя зажечь в ученике ис­кру пытливости в той или иной области знания или труда и возбудить в этом направлении его активную умствен­ную и практическую деятельность.

Основоположник науки о межпланетном ракетоплава-нии К.Э.Циолковский уже в шестнадцать лет увлекся этой идеей. Вынужденный по состоянию здоровья оставить уче­ние в гимназии, он подружился с книгами. Из учебника А.Гуно "Физика" он впервые узнал о полетах аэростатов. Под впечатлением прочитанного любознательный подро­сток пробует сделать воздушный шар. В дальнейшем им овладевает мысль о создании космических кораблей на реактивной тяге для межпланетных путешествий, реали­зации которой он посвятил всю свою жизнь1.


Для развития способностей и задатков учащихся боль­шое значение имеет включение в учебный процесс реше­ния творческих задач, побуждение к Прочному усвоению изучаемого материала, индивидуальная работа с хорошо успевающими и создание для них повышенной "учебной нагрузки" с тем, чтобы они лучше раскрывали свой ум­ственный потенциал. Соблюдение этих условий создает предпосылки для развития способностей и творческих задатков учащихся в процессе обучения.

11. Воспитание в процессе обучения. В главе о сущ­ности и закономерностях воспитания подчеркивалось, что обучение и воспитание в узком смысле находятся в не­разрывном единстве. Прежде всего обучение, если оно правильно организовано, способствует воспитанию куль­туры умственного труда. В процессе его учащиеся овла­девают умениями и навыками учебной работы и совер­шенствуют их, учатся поддерживать разумный режим труда и отдыха и, как уже отмечалось, развивают свое мышление, память, творческие способности.

Но главным в этом процессе является воспитание на­учного мировоззрения и нравственно-эстетической куль­туры. Решение этой задачи требует от учителя специаль­ного внимания. Дело в том, что если теоретический и прикладной характер знаний выступает достаточно выразительно и деятельность учащихся непосредственно

' Харламов И.Ф. Основные вопросы организации воспитательной работы в школе. Мн., 1967. С. 27.

181

направляется на их усвоение, то заключенные в этих знаниях мировоззренческие и морально-эстетические идеи с такой очевидностью не выступают. Здесь необходимы определенные усилия учителя. Специального освещения, например, требуют идеи об эволюции животного и расти­тельного мира, о "вечности" и "несотворимости" мате­рии и энергии и т.д.

Не меньше внимания требуется от учителя, когда речь идет об осмыслении учащимися морального и эстетичес­кого содержания изучаемого материала как условии фор­мирования у них нравственных и эстетических взглядов и убеждений. Все эти вопросы будут детально раскрыты в главах о воспитании у учащихся научного мировоззре­ния и нравственных качеств.

Надо, однако, подчеркнуть, что раскрытие мировоз­зренческого и морально-эстетического содержания изу­чаемого материала не представляет собой особой ступени или стадии процесса обучения. Оно является органичес­кой частью осмысления и усвоения знаний и выработки практических умений и навыков. Разъясняя факты и теоретические обобщения и проводя работу с учащимися по применению усвоенных знаний на практике, учитель одновременно должен добиваться глубокого осмысления и прочного овладения ими мировоззренческими и мораль­но-эстетическими идеями и выводами.