Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 239

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Поиски инновационных форм урочных занятий.

В последние годы некоторые учителя, неудовлетворен­ные качеством общеобразовательной подготовки уча­щихся, их слабыми знаниями, иной раз склонны видеть причины этого в том, что уроки как форма обучения будто бы устарели, не всегда эффективно стимулируют позна­вательную деятельность учащихся и не открывают про­стора для методического творчества. Вряд ли можно со­гласиться с этим, потому что при качественном проведе­нии уроков и преодолении тех недочетов, о которых уже шла речь, передовые учителя добиваются довольно высо­кой успеваемости и обеспечивают интенсивное умствен­ное развитие и воспитание школьников.

Тем не менее поиски новых форм обучения и мето­дическое обновление урочных занятий, стремление к но­визне и нестандартности в их проведении, безусловно, заслуживают всяческой поддержки. В периодической печати зачастую появляются статьи, в которых сообща­ется о тех или иных итогах этих поисков. Так, отдель­ные учителя пробуют проводить, например, уроки-состя­зания, когда наиболее успевающие учащиеся состязаются с учителем в решении задач по математике, физике или химии, остальные же в это время заняты выполнением самостоятельной работы1.

Некоторые учителя практикуют уроки-конкурсы по литературе, родному и иностранному языкам, на которых учащиеся демонстрируют свое знание изучаемого мате­риала, умение рассказывать, выразительное чтение сти­хов.

Проводятся в школах и так называемые межпредмет­ные (интегрированные) уроки. В одной из школ такой урок проводился по теме "Ода стеклу" под руководством учителей литературы, химии и физики. Словесник зна­комил учащихся с литературными произведениями о стек­ле и его пользе, химик раскрывал технологию произ­водства стекла, физик объяснял его физические свойства

1 Панорама методических идей // Народное образование. 1989. № 6. С. 71.

275

1

и указывал на огромное значение стекла как в стро тельстве, так и в создании различных приборов.

В ряде школ пытаются использовать уроки-игры. На­пример, в одной из них на уроке русского языка по теме "Причастие" учащиеся были разделены на две "команды". Им поручалось подобрать антонимы к данным учителем причастиям, вспомнить пословицы с причастиями, най­ти причастия в предложениях, записать математические определения с причастиями и т.д. По итогам выполне­ния задания объявлялась команда-победительница.


Иногда проводятся уроки с мини-дискуссиями по ис­тории, литературе, когда по изучаемой теме обнаружи­ваются у учащихся различные точки зрения.

7. Уроки проверки и оценки знаний. Они проводятся после изучения крупных тем или разделов учебной про­ граммы. Например, в 8-м классе после изучения по рус­ скому языку раздела о сложноподчиненных предложе­ ниях с несколькими придаточными учитель может про­ вести урок по проверке и оценке знаний, умений и навы­ ков учащихся. После прохождения по математике в 5-м классе раздела об умножении и делении дробей, как пра­ вило, проводится урок по проверке усвоения этого мате­ риала.

Методы проверки и оценки знаний учащихся рассмот­рены в главе о методах обучения. Здесь же необходимо коснуться следующих вопросов. По многим предметам (история, литература, география и др.) эти уроки прово­дятся с использованием различных видов устного опроса, а также включают в себя проведение небольших пись­менных работ. По языкам же, математике, физике и химии используются контрольные работы (диктанты, изложения, решение задач и примеров и др.). После про­верки контрольных работ специальные уроки посвяща­ются их анализу и выявлению типичных недостатков в знаниях учащихся, которые необходимо преодолеть в процессе последующих учебных занятий.


8. Индивидуальная работа с учащимися на уроках.

Коллективный характер урочных занятий, порождая со­стязательность учащихся, стимулирует их познаватель­ную активность, содействует развитию их творческих способностей, формированию дисциплинированности, прилежания, товарищества и других нравственных ка-

276

честв. Однако, хотя урочные занятия проводятся кол­лективно, учебно-познавательная деятельность и усвое­ние знаний учащимися несут на себе отпечаток индиви­дуальных особенностей их мышления, памяти, сообра­зительности, способностей, а также мотивов и установок учения. Встает вопрос об учете этих особенностей и орга­низации индивидуальной работы с учащимися в процес­се урочных занятий. Какие из этих вопросов должны быть в поле зрения учителей?

Первое. Индивидуальный подход к учащимся осуще­ствляется более успешно, если на уроках широко прак­тикуется самостоятельная учебная работа. Самостоятель­ное выполнение заданий позволяет учителю видеть те трудности, с которыми сталкиваются отдельные учащи­еся, и своевременно оказывать им необходимую помощь в учебной работе. Что же касается сильных школьников, то им обычно даются несколько усложненные или допол­нительные задания, отвечающие более высокому уровню их подготовки и стимулирующие развитие их способнос­тей. Такой же характер имеет индивидуальная работа с учащимися, когда организуются занятия с учебником, а также лабораторные занятия по осмыслению нового ма­териала и его закреплению.

Второе. Важным элементом индивидуальной работы на уроке является сам подход к более слабым и сильным по успеваемости учащимся. Общее требование о необхо­димости чуткого и заботливого отношения учителя к улуч­шению успеваемости по-разному осуществляется приме­нительно к различным категориям учащихся. Если сла­бый ученик проявляет леность и недостаточную усидчи­вость в учении, учитель обязан тактично усилить конт­роль за его работой и соответствующим образом ориенти­ровать его родителей. Ученик с недостаточным развити­ем и пробелами в знаниях нуждается не столько в конт­роле, сколько в оказании действенной индивидуальной помощи со стороны учителя. Школьникам же, которые учатся успешно, нужно давать больше материала для размышлений, рекомендовать для самостоятельного изу­чения дополнительную литературу с тем, чтобы и их уче­ние проходило на высоком уровне трудности и развива­лись их способности.


Третье. Индивидуальная работа с учащимися на уро­ке осуществляется в процессе проверки и оценки зна­ний. Она выражается прежде всего в том, что слабоуспе-

277

вающие школьники подвергаются более частой проверке усвоения изучаемого материала. Это делается с целью побуждения их к регулярным занятиям и повышения эффективности учебной работы. Некоторая дифференци­ация свойственна также самому характеру проверки зна­ний и степени ее трудности. Более сильным ученикам, как правило, ставятся вопросы посложнее, проверка их знаний чаще всего проводится по сравнительно трудному материалу. Для менее успевающих школьников ставятся вопросы попроще и чаще наводящие и уточняющие. Все это, конечно, учитывается при выставлении оценок.

Четвертое. Очень важной, хотя и весьма сложной, является проблема индивидуализации воспитательной работы с учащимися в процессе урочных занятий. Школь­ников, проявляющих индивидуалистические наклоннос­ти, нужно чаще вовлекать в коллективные формы работы, давать им задания, связанные с оказанием помощи в учебе своим товарищам. Не меньшее значение имеет индиви­дуальная воспитательная работа по формированию здо­ровых мотивов учения у тех учащихся, которые не про­являют старательности в овладении знаниями или же игнорируют производственные профессии и т.д. Следует хорошо уяснить себе, что только умелое сочетание кол­лективной (фронтальной) и индивидуальной работы с учащимися на уроке обеспечивает надлежащую педаго­гическую действенность учебно-воспитательного процесса.

9. Образование, развитие и воспитание учащихся на уроках. Вопросы о сущности образования, развития и воспитания учащихся в процессе обучения рассмотрены в 9-й главе. Здесь же необходимо подчеркнуть следую­щее. Нередко учителя основное внимание обращают толь­ко на усвоение учащимися научных фактов и вытекаю­щих из них теоретических вьгводов, т.е. на образование учащихся, и не всегда учат школьников приемам произ­вольного внимания, рационального запоминания, а так­же способам мыслительной деятельности, не заботятся о побуждении их к самостоятельности и творчеству в про­цессе овладения изучаемым материалом. Все это отрица­тельно сказывается на развивающей стороне обучения.

Этот же недостаток зачастую присущ и воспитатель­ной работе на уроках. Отдельные учителя не всегда акцен­тируют внимание на раскрытии и глубоком усвоении учащимися мировоззренческих и нравственно-эстетичес-


278

ких идей, заключенных в изучаемом материале, на ис­пользовании дискуссионных форм работы с целью выработки мировоззренческих и нравственных взглядов и убеждений, недостаточно связывают обучение с прак­тикой, с окружающей жизнью.

Важной развивающей и воспитательной задачей урочных занятий является формирование интереса к уче­нию, усидчивости и настойчивости в овладении знания­ми. Однако решается она не всегда успешно. Учителя не используют всего арсенала методов и приемов активиза­ции учебно-познавательной деятельности учащихся, ко­торые стимулируют их к настойчивой учебной работе. Именно по этой причине в ряде случаев наблюдается такая парадоксальная картина: по мере перехода учащихся из младших в средние и старшие классы их интерес к уче­нию не возрастает, как это должно быть, а, наоборот, снижается, что влечет за собой ухудшение успеваемости.

Заканчивая изложение темы об уроке, следует отме­тить, что в данной главе освещались дидактические, то есть наиболее общие вопросы проведения урочных заня­тий. Методика же уроков применительно к изучению отдельных учебных предметов более детально рассмат­ривается в курсах частных методик.

В некоторых учебных пособиях формулируются осо­бые требования к проведению урочных занятий. В на­шем же изложении делать это нет необходимости. Одни требования раскрыты в теме о содержании школьного образования, другие же четко вычленены в главе о сущ­ности и закономерностях обучения. В данном же случае показана реализация этих требований в процессе прове­дения урочных занятий.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Дайте определение сущности и структуры смешанных (комбини­ рованных) уроков. Раскройте дидактические основы отдельных этапов смешанного урока.

  2. В чем должен заключаться творческий подход учителей к прове­ дению смешанных уроков?

  3. Дайте характеристику целей, структуры и дидактических основ уроков по изложению нового материала.

  4. Охарактеризуйте дидактические основы уроков закрепления изу­ чаемого материала.

279

  1. Раскройте особенности проведения уроков повторения, система­ тизации и обобщения изученного материала.

  2. В чем заключаются особенности уроков проверки и оценки зна­ ний?

  3. Какую дидактическую роль играют уроки-семинары и уроки- конференции и в чем заключаются методические особенности их под­ готовки и проведения?

  4. Какие нестандартные, инновационные формы учебных занятий практикуются в школах?

  5. Как необходимо осуществлять развитие и воспитание учащихся в процессе проведения уроков?