Файл: Воспроизведение тувинских традиций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет культуры и искусств»

Кафедра теории и истории народной художественной культуры

Курсовая работа на тему:

Воспроизведение и трансляция тувинских традиций в образовательной сфере: к проблеме исследования

Исполнитель:

студентка гр. ТиИНХК-111

Соржу С.Б.

Научный руководитель:

доцент Киселев А.В.

Зав. кафедрой теории и истории народной

художественной культуры

доктор культурологии, профессор

Ултургашева Н.Д.

Кемерово 2014

Оглавление

Введение………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования региональной

системы образования на основе этнохудожественных ценностей

тувинцев…………………………………………………………………. 5

1.1. Поликультурная направленность образования и

воспитания учащихся в условиях школ многонациональной

республики Тува…………………………………………………. 5

1.2. Этнокультурные возможности совершенствования содержания

образования в Республике Тыва……………………………….. 13

Глава 2. Потенциал традиционной системы воспитания тувинцев в современных условиях………………………………………………………….. 21

2.1. Отражение культа семьи в тувинской

народной педагогике…………………………………………… 21

2.2. Этикет тувинцев как этнопедагогический феномен……… 25

Заключение……………………………………………………………… 36

Список литературы…………………………………………………….. 38


Введение

Актуальность темы. Коренное население Сибири включает множество народов, народностей и этнических групп. Большинство из них имеют разные происхождение, исторические судьбы. Многообразие автохтонных этносов определяет различия национальных традиций, обычаев. Их материальная и духовная культура также отличается многообразием. К началу освоения данного региона русскими здесь были представлены практически все из известных науке хозяйственно-культурные типы.

К концу ХХ в. коренными этносами Сибири были утрачены многие элементы традиционной культуры. Существенную роль сыграли интенсивное промышленное освоение региона в годы Советской власти, рост урбанизации, нивелирующая национальная политика. Результатом явились исчезновение традиционных форм хозяйствования, сужение функций родного языка, нарушение экологического равновесия в местах компактного проживания аборигенов. Целый ряд коренных народов оказался на грани исчезновения.

Вместе с тем, процессы демократизации в российском обществе послужили основой для нового осмысления автохтонными жителями своих самобытных традиций. Аборигенные культуры рассматриваются теперь с позиций общечеловеческих ценностей. Сегодня проблема возрождения культуры коренного населения приобрела особую актуальность не только для его представителей, но и для федеральных, региональных органов власти.

Объект данной работы – традиционная культура тувинцев на современном этапе.

Предмет – возможности трансляции национальных традиций коренного населения Тувы через систему образования.

Цель работы – выявить особенности взаимодействия тувинских традиций и региональных институтов социализации (образования).

Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи:

  1. Осветить современные теории толерантного воспитания в политкультурных условиях Республики Тыва;

  2. Рассмотреть этнопедагогические разработки, касающиеся развития и трансляции этнокультурного наследия тувинцев;

  3. Определить современный потенциал народной педагогики тувинцев;

  4. Рассмотреть воспитательные возможности национального этикета тувинцев как одного из проявлений духовности.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: наблюдение и историко-сравнительный.


Структура исследования: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Глава 1. Теоретические аспекты исследования региональной

системы образования на основе этнохудожественных ценностей

тувинцев

1.1. Поликультурная направленность образования и воспитания

учащихся в условиях школ многонациональной республики Тува

В современной России поликультурное образование и воспитание означают интегративно-плюралистический процесс с тремя главными источниками: русским, национальным (нерусским) и общечеловеческим. При осмыслении этого процесса могут быть различные подходы, различные концепции.

Первая концепция, когда школа имеет автономные блоки, включающие сумму этнокультурных знаний о том или ином народе, и тогда школа рассматривается как средство трансляций духовных ценностей родной культуры, формирования национального характера, самосознания. Многие школы Тувы в своем развитии придерживаются этой компонентной концепции. Нов настоящее время эта концепция критикуется многими учеными, и на наш взгляд, справедливо. Так, например, профессор М.Н. Кузьмина считает, что при таком развитии школа может оказаться источником самоизоляции того или иного народа и вызвать рост националистических или шовинстических тенденций. Такая опасность существует, если школа развивается в условиях одноязычной среды [цит. 45, с. 16].

Другая концепция предлагает такую организацию деятельности национальной школы, когда учащиеся являются носителями родной культуры, родного языка и продвигаются в своем развитии и культуре российской и культуре мировой.

И третье направление – образование и воспитание в условиях поликультурной среды, в условиях общности, сотрудничества, взаимодействия друг с другом строятся на диалогической, межкультурной основе, что более обеспечивает гармонизацию социальных отношений. Это создает возможности и условия для более эффективного воспитания толерантной личности, способной жить в условиях межкультурной среды, воспитывать в школьнике терпимость, уважение, понимание, сострадание к человеку независимо от национальности.

В условиях современной республики Тува школы работают на основе всех трех концепций. За последние 10-15 лет в республике сократилась численность русского населения (и представителей других национальностей) [29, с. 186].

По последней переписи численность населения в Туве 306 тыс., из них тувинцев – около 75%, и 25% - представителей других национальностей (из них больше русских). Это естественно, но в сельской местности (в сумонах и кожуунах) преобладает однонациональная среда, однонациональными являются школьные коллективы учителей и учащихся. Многие из этих школ работают по воспитанию детей на основе народной педагогики, традиций народной культуры. В обучении большое значение придается учебным предметам регионально-национального компонента (родной язык, история, география Тувы и т.п.), что необходимо, так как человека следует воспитывать как представителя своего народа, своей культуры, ребенок должен знать корни своего народа, свою землю. Но прав и академик Г.Н. Волков, который утверждает, что человек теряет очень многое, если замыкается в своей национальной скорлупе. Жизнь строится на стыке многих культур, и если у учащихся, у молодых людей отсутствуют знания языка, культуры других народов, населяющих республику, Россию, мир, не воспитаны чувства эмпатии, понимания, интерес к людям другой культуры, то могут возникнуть большие трудности в межнациональном общении. Часто у таких людей появляется самовосхваление, национальное чвансто, этноцентризм, что может приводить к конфликтным ситуациям, а иногда – жестокости людей [цит. 45, с. 16].


Более благоприятные условия для воспитания и обучения учащихся обеспечивают поликультурные модели школ (с разнонациональным составом учащихся и учителей). Все школы г. Кызыла, кроме одной тувинской школы, и ряд школ в более крупных поселках Тувы являются таковыми. Классы комплектуются по национальному принципу, так как имеются различия в содержании обучения, а вся воспитательная работа, самоуправленческая и другие виды общешкольной деятельности планируются и проводятся вне зависимости от национальных принципов. Создается благоприятная среда для межнационального общения школьников и педагогов. Иногда вербальное общение организуется на двух языках: русском и тувинском. В такой школьной среде легко устанавливаются межличностные, межкультурные контакты, у учащихся формируются интересы к другому языку, религии, обычаям, традициям другого народа. Так, например, во всех поликультурных школах отмечаются такие праздники, как Новый год (по русскому календарю) и Шага (по тувинскому календарю), а также другие праздники разных народов. Чем глубже знания языков, истории, культуры своего народа и культуры тех, кто рядом, тем легче формируются умения взаимодействовать, сопереживать, проявлять эмпатию друг к другу.

При проведении социометрического среза среди подростков в школах г. Кызыла, студенты отметили, что учащиеся русской национальности часто называют своими близкими друзьями или лидерами тувинских ребят, и наоборот, тувинские подростки дружат с русскими ребятами и хорошо понимают друг друга [55, с. 16].

Последние 10 лет целый ряд сельских и городских школ республики проводят опытно-экспериментальную работу по воспитанию учащихся на традициях, обычаях, культуре своего народа или своего и других народов (чаще группы тюркских языков). Группа ученых-педагогов (кандидатов наук, доцентов, докторов) организует и руководит экспериментальной работой в этих школах. Эти ученые получили серьезную подготовку в аспирантуре под руководством академика Г.Н. Волкова, одного из основоположников народной педагогики. Г.Н. Волков сумел не только дать систему фундаментальных знаний по педагогике, но и сформулировал у своих аспирантов интерес к научной деятельности, постоянному поиску. Вся педагогическая общественность и правительство Республики Тува благодарны этому ученому и замечательному человеку. Книги Г.Н. Волкова в Туве знают не только педагоги вузов, но учителя, студенты, учащиеся [цит. 45, с. 16].