Файл: Информационная культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основы информационной культуры.

15.02.12Г. Феномен информационной культуры личности. Факторы становления и развития.

По утверждению специалистов, временные рамки обновления информации сегодня стремительно сокращаются. При одновременном грандиозном росте её объемов. В результате прирост знаний опережает темпы смены поколений. Таким образом в условиях новой экономики, люди должны быть готовы к координальным изменениям в своей профессиональной деятельности несколько раз в своей жизни. Следовательно для всех членов общества возрастает необходимость постоянного погружения в новые информационные потоки, обновления знаний, повышение квалификации, освоение новых видов деятельности. Основными факторами, определившими феномен информационной культуры личности явились:

1. Переход информации в разряд важнейших категорий общества.

2. Возрастание объемов информации.

3. Информатизация общества и развитие информационной технологии и техники.

4. Становление информационного общества.

1. Информация всегда была важнейшей неотъемлемой составной частью жизни человека. Однако до середины XXв. эта категория не была предметом пристального общественного внимания. В словаре Даля слова «информация» нет. Принципиально новый уровень отношения человечества к информации появился после Второй Мировой войны, когда экономическое лидерство стало осознанно отождествляться с наукоемкой продукцией, глубокими знаниями, умением быстро наращивать профессиональный потенциал. Слова «информация» появляется в словаре Ожегова. Таким образом, коренное изменение отношения к информации связано с тем, что информацию стали осознавать как стратегический ресурс, стоящий в одном ряду с природными, финансовыми, трудовыми и иными ресурсами развития общества и государства.

2. По утверждению специалистов, м сейчас достигли такого уровня познания, когда количество информации, поступающей в промышленность, управление и научный мир доходит до тревожных пропорций. Общая сумма человеческих знаний в 1800г. удваивалась каждые 50 лет, в 1950 – каждые 10 лет, в 1970 – каждые 5 лет, на сегодняшний день – год, полтора, особенно растет объем научных знаний. По данным ЮНЕСКО, в начале 20в. во всем мире выходило около 100 научных журналов. В 1850г. их была 1000, в 1900 более 10000, в настоящее время более 100000 только научных журналов. За последние 25 лет было издано столько же книг, сколько за последние 500. Это получило название «информационный взрыв», противоположный «информационный кризис».


3. Первая информационная революция – изобретение письменности Xв.

Втора информационная революция – книгопечатание XVв.

Третья информационная революция – изобретение электричества, телефон, телеграф, передача информации на расстоянии, конец XIXв.

Четвертая информационная революция – изобретение микропроцессора.

22.02.12Г. Понятие о документе.

Документ является центральным фундаментальным понятием в системе документоведения. Оно отражает признаки реально существующих предметов, служащих объектами практической деятельности по созданию, сбору, аналитико-синтетической обработке, хранению и поиску, распространению и использованию документной информации в обществе.

Документ – это записанная информация, которая может рассматриваться как единица в ходе осуществления информационной деятельности.

Документ – это материальный объект с информацией, закрепленный созданным человеком способом для её передачи во времени и пространстве.

Документ – это материальный объект, содержащий в закрепленном виде информацию, оформленный установленным порядком и имеющий в соответствии с действующим законодательством правовое значение.

Свойства документа:

1. Атрибутивность, т.е. наличие неотъемлемых слагаемых (информационных и материальных), без которых он не может существовать.

2. Функциональность документа, т.е. его предназначенность для передачи информации во времени и пространстве. Документ – это полифункциональный объект, именно способность его выполнять свои сущностные функции позволяет рассматривать его как источник информации, средства социальной документной коммуникации.

3. Структурность документа – тесная взаимосвязь его элементов и подсистем, обеспечивающая его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств, при различных внешних и внутренних изменениях.

Признаки документа:

1. Наличие смыслового семантического содержания.

2. Стабильная вещественная форма, обеспечивающая долговременную сохранность документа, возможность многократного использования, перемещение во времени и пространстве.

3. Предназначенность для использования в социальной коммуникации.

4. Завершенность сообщения.

Функции документа:

Спектр социальных функций документа можно разделить на главную, общую, специальную.

Главная – хранение и передача (распространение) информации во временном пространстве.

Общие:

-информационная (способность документа удовлетворять потребности общества в информации, служить источником информации и знаний);


-коммуникативная (способность документа быть информативным средством передачи, обмена, преемственности и т.д.);

-кумулятивная (способность документа накапливать, концентрировать, собирать и упорядочивать информацию, с целью её сохранения для нынешнего и грядущих поколений).

Специальные:

-управленческая или регулятивная функция (выполняется документами, которые созданы для цели управления и в процессе его реализации (законы, положения, уставы));

-познавательная или когнитивная (способность документа быть средством получения и передачи знаний);

-правовая (способность документа служить средством доказания и подтверждения каких-либо фактов);

-общекультурная (способность документа содействовать развитию культуры общества, выступать средством закрепления и передачи культурной традиции, усвоение системы ценностей, эстетических норм и ритуалов, принятых в обществе);

-мемориальная (способность документа служить «внешней памятью» человека и общества в целом, сохранять информацию и передавать от поколения к поколению);

-гедоническая (способность документа служить для отдыха, развлечения, рационального использования свободного времени).


07.03.12Г. Современный документальный поток.

План:

1. Понятийно-терминологический аппарат, характеризующий современный документальный поток.

2. Многоаспектная классификация типо-видовой структуры современного документального потока.

3. Классы документов, обеспечивающих

Литература по теме:

-ГОСТ 7.0-99 Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. –Минск: Издательство стандартов, 1999г.

-Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности: теоретические обоснования и моделирование содержания учебной дисциплины.

1. Издание – документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедшей редакционно-издательскую обработку, полученный печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения.

Непубликуемые документы – документы, изначально предназначенные для узкого круга пользования, как правило, распространяемые в рамках отдельных фирм.

2. Многоаспектная классификация типо-видовой структуры современного документального потока.

Наименование деления

Наименование класса

Примеры документов

1.

Знаковые средства закрепления информации

1.1. Текстовые (читаемые)

Книги, брошюры, журналы, газеты

1.2. Идеографические (знаковые)

Ноты, газеты, схемы, чертежи, изоиздания

1.3. Иконические (рассматриваемые)

Изоиздание, фотографии, рисунки, кинофильмы, слайды

1.4. Аудиальные (слышимые)

Фонограммы, музыкальные компакт-диски

1.5. Тактильные (осяземые)

Документы, выполненные шрифтом Брайля

1.6. Аудиовизуальные (воспринимаемые одновременно зрением и слухом)

Звуковые кинофильмы, видеофильмы, киноленты, слайды, видеодиск, мультимедия, голограммы

1.7. Машиночитаемые (воспринимаемые только при помощи специальной техники)

Дискета, компакт-диски

Наименование деления

Наименование класса

Примеры документов

2.

Широта распространения информации

Опубликованные

Неопубликованные

Диссертации

Непубликуемые

Промежуточные


Наименование деление

Наименование класса

3.

Целевое назначение

Официальные

Учебные

Справочные

Научные

Научно-популярные

Производственные

Патентные

Рекламные

Массово-политические

Литературно-художетвенные

Для досуга

Информационные

Наименование деления

Наименование класса

Примеры документов

4.

Регулярность выхода в свет

Непереодические

Книги, брошюры, альбомы, открытки, ноты

Периодическая

Журналы, газеты, бюллетени

Сериальные

Серия,

Продолжающиеся

Труды, ученые записки

Наименование деления

Наименование класса

Примеры документов

5.

Степень аналитико-синтетической информации

первичное

вторичное

Наименование деления

Наименование класса

Примеры документов

6.

Материальная конструкция

Сброшюрованные

Несброшюрованные

Комплектные