ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели освоения дисциплины

4.1. Структура дисциплины

4. 3. Список ключевых слов

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

6.1. Образцы тестовых заданий для контроля самостоятельной работы студентов по отдельным разделам дисциплины

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Основные информационные ресурсы в сфере социальной педагогики

1. 4 .Выборочный перечень госТов

Журналы сферы образования

Журналы сферы социальной защиты населения

Журналы сферы здравоохранения

Журналы пенитенциарной и правоохранительной системы

Журналы по культурно-досуговой деятельности

11. Выборочный перечень информационных продуктов, выполняемых бакалаврами по направлению 050400 – Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика»

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Институт социально-культурных технологий

Кафедра социальной педагогики

Основы информационной культуры личности: рабочая программа по направлению подготовки 050400 – Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика», квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр»

Кемерово 2012

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению «050400 – Психолого-педагогическое образование»

и профилю подготовки «Психология и социальная педагогика»

Разработчик – кандидат пед. наук, доцент Л. И. Лазарева

Научный редактор – доктор пед. наук, профессор Н. И. Гендина

Утверждена на заседании кафедры социальной педагогики 31. 08. 2011 г., протокол №1.

Рекомендована к изданию методическим советом института социально-культурных технологий КемГУКИ 29. 03. 2012 г., протокол № 5.

Лазарева Л. И. Основы информационной культуры личности [Текст]: рабочая программа по направлению подготовки «050400 – Психолого-педагогическое образование», по профилю подготовки «Психология и социальная педагогика», квалификация (степень) выпускника - «бакалавр». – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2012. – с. 52.

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Основы информационной культуры социального педагога» являются:

  • знание информационных ресурсов по социальной педагогике и смежным с нею наукам;

  • освоение алгоритмов информационного поиска в соответствии с профессиональными информационными потребностями;

  • овладение формализованными методами аналитико-синтетической переработки социально-педагогической информации;

  • изучение и практическое освоение технологий подготовки и оформления результатов учебно-методической и профессионально ориентированной опытно-экспериментальной, научно-исследовательской работы;

  • развитие устойчивого познавательного интереса к работе с информацией.


  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина принадлежит к вариативной части математического и естественнонаучного цикла дисциплин. Для её освоения необходимы знания информатики в объеме общеобразовательного курса и элементарные умения обращения с компьютерной техникой. Она является предшествующей для практически всех дисциплин основной образовательной программы, поскольку способствует становлению у студентов навыков информационного самообеспечения учебной и научно-исследовательской деятельности.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

  • способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК – 5);

  • владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером, как средством управления информацией; осознаёт сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК –7);

  • готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК – 7);

  • готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребёнка и правах инвалидов (ОПК – 11);

  • умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки (ПКСП – 3);

  • способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов (ПКСП – 4).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- признаки информационного общества (ОК – 7);

- определение понятия информационной культуры социального педагога и компоненты её содержания (ОК – 7);

- межотраслевой характер информационных ресурсов по социальной педагогике (ОК – 7, ОПК – 7);

- состав первичного и вторичного документального потока по социальной педагогике (ОК – 7, ОПК – 11, ОПК – 7);

- типы и виды библиотек, предоставляющих информационные услуги социальным педагогам (ОК – 7);

- типы информационных запросов (ОК – 7);


- зависимость между основными видами профессиональной деятельности социального педагога и типами информационных запросов (ОК – 7);

- структуру и назначение функциональных отделов библиотеки (ОК – 7);

- назначение, цели, задачи, виды аналитико-синтетической переработки информации в учебной и профессиональной деятельности социального педагога (ОК – 7, ОК – 5);

- виды учебных и научных изданий (ОК – 7, ОК – 5);

- основные виды определений (ОК – 7, ОК – 5);

- аппарат организации усвоения знаний в структуре учебного издания (ОК – 7, ОК – 5);

- общие и специальные требования к курсовым и дипломным работам по дисциплинам профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиля «Психология и социальная педагогика» (ОК – 5, ПКСП – 3, ПКСП – 4);

- особенности курсовых работ в зависимости от года обучения (ОК – 5);

- структуру курсовой и дипломной работы (ОК – 5);

- порядок выполнения и защиты курсовой и дипломной работы (ОК – 5);

- виды документов профессиональной практической деятельности социального педагога в различных сферах жизнедеятельности общества ( ОК –5, ПКСП – 3, ПКСП – 4);

- правила подготовки доклада и презентации (ОК –5);

уметь:

- классифицировать документы по социальной педагогике (ОК – 7, ОПК – 7, ОПК – 11);

- обосновывать принадлежность конкретного документа к определённому классу документов (ОК – 7,ОПК – 7, ОПК – 11);

- определять тип информационного запроса (ОК – 7);

- осуществлять поиск информации по адресному, фактографическому, тематическому и аналитическому запросу (ОК – 7);

- составлять и оформлять библиографическое описание, аннотацию, план, выписки, цитаты, конспекты (ОК – 7, ОК – 5);

- различать в тексте семантические блоки и аспекты их содержания (ОК – 7, ОК – 5);

- находить в тексте маркеры, коннекторы, индикаторы (ОК – 7, ОК – 5);

- соблюдать логические требования к определениям понятий (ОК – 7, ОК – 5);

- оформлять различные виды информационных продуктов – результатов учебной и профессиональной деятельности социального педагога (ОК –5, ОК – 7, ПКСП – 3, ПКСП – 4).

владеть:

- способами осуществления информационного поиска первичных и вторичных документов по социальной педагогике (ОК – 7);

- информационным мировоззрением (ОК-7);


- методом структурно-семантического анализа информационного запроса (ОК – 7);

- способами корректировки исходной формулировки информационного запроса (ОК – 7);

- методами построения определений понятий (ОК – 5);

- способами формализованного анализа научных документов по социальной педагогике (ОК – 5);

- графическими приёмами перекодировки текстовой информации (ОК – 7, ОК – 5);

- технологиями подготовки и оформления информационных продуктов – результатов научной и профессиональной деятельности социального педагога (ОК –5, ПКСП – 3, ПКСП – 4).

  1. Структура и содержание дисциплины «Основы информационной культуры социального педагога»


4.1. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

Дисциплина изучается в первом семестре, формой итоговой аттестации является зачёт.

п/п

Раздел

дисциплины

Всего часов

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекц

прак

срс

Раздел 1. Информационная культура социального педагога и информационные ресурсы по социальной педагогике

10

2

4

4

1.1

Информационное общество и информационная культура социального педагога.

4

1

1

2

Выполнение тестовых заданий

1.2

Документальные потоки по социальной педагогике и государственная система научно-технической информации.

6

1

3

2

Выполнение тестовых, индивидуальных ситуативных заданий

Раздел 2.

Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения в области социально-педагогической информации

12

2

4

6

2.1

Библиотека как информационно-поисковая система.

Адресный и фактографический поиск социально-педагогической информации и алгоритмы его выполнения.

4

1

1

2

Выполнение тестовых, индивидуальных ситуативных заданий

2.2

Тематический поиск социально-педагогической информации и алгоритмы его выполнения. Алгоритм поиска информации по аналитическим запросам.

8

1

3

4

Выполнение индивидуальных ситуативных заданий

Раздел 3. Аналитико-синтетическая переработка информации в учебной и профессиональной деятельности социального педагога

20

4

6

10

3.1

Аналитико-синтетическая переработка информации: сущность, назначение, виды.

6

1

2

3

Выполнение тестовых, индивидуальных ситуативных заданий

3.2

Учебные тексты как объекты аналитико-синтетической переработки информации.

4

1

1

2

Выполнение тестовых, индивидуальных ситуативных заданий

3.3

Научные тексты как объекты аналитико-синтетической переработки информации.

4

1

1

2

Выполнение тестовых, индивидуальных ситуативных заданий

3.4

Рациональные приёмы интеллектуальной работы с текстом

6

1

2

3

Выполнение тестовых, индивидуальных ситуативных заданий

Раздел 4. Технология подготовки информационных продуктов социального педагога

30

7

7

16

4.1

Технология подготовки научно-аналитического обзора.

4

1

1

2

Выполнение тестовых, индивидуальных ситуативных заданий

4.2

Технология подготовки курсовой работы

3

1

-

2

Выполнение тестовых, индивидуальных ситуативных заданий

4.3

Технология подготовки дипломной работы

3

1

-

2

Выполнение тестовых, индивидуальных ситуативных заданий

4.4

Технология подготовки производственно-практических документов в сфере социальной педагогики

4

1

1

2

Выполнение тестовых, индивидуальных ситуативных заданий

4.5

Технология подготовки учебно-методических документов в сфере социальной педагогики

6

1

2

3

Выполнение тестовых, индивидуальных ситуативных заданий

4.6

Технология подготовки программы социально-педагогического эксперимента и социально-педагогического проекта

6

1

2

3

Выполнение тестовых, индивидуальных ситуативных заданий

4.7

Технология подготовки научной статьи, доклада и презентации.

4

1

1

2

Выполнение тестовых, индивидуальных ситуативных заданий

Зачёт

Итого:

72

15

21

36