ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.05.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
1.Ощущение
Ощущение как процесс- это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.
Раздражитель (слуховой, зрительный) воздействует на органы чувств, возникшие нервные импульсы по нервным проводящим путям поступают в головной мозг, в результате обработки там формируются ощущения.
Ощущения как результат - исходники, которые мы получаем от рецепторов органов чувств, то непосредственное, что нам кажется еще не получило обработку культурой или умом.
Именно поэтому про ощущения часто говорят, что это больше физиология, чем психология. Впрочем, культурная и интеллектуальная обработка входящих например зрительных сигналов у человека происходит еще до мозга, уже на уровне глаза.
Ощущения сообщают человеку об отдельных свойствах предметов и явлений. К ощущениям относят свет и цвет, звуки и запахи, осязание и ощущение температуры, ощущение вибрации, кинестетические ощущения в мышцах и проприорецептивные ощущенияот внутренних органов. Эмоциональный фон ощущений иногда относят к ощущениям, иногда - кчувствованиям, отличая их от ощущений.
Виды человеческих ощущений
В разных школах по-разному относятся к проблеме сенсорных процессов. Б. Г. Ананьевв работе «Теория ощущений» выделил наибольшее число ощущений (11). Видоврецепторову животных больше.
Дистантные ощущения
Зрение
Слух
Обоняние
Контактные ощущения
Вкус
Тактильные ощущения
Боль
Температурные ощущения
Вибрационные ощущения
Кинестетические ощущения
Глубинные ощущения
-
Чувствительность от внутренних органов
Мышечная чувствительность
-
Вестибулярная чувствительность
Головокружение (симптом)
Классификация ощущений.
Зрительные и слуховые ощущения
Обонятельные, вкусовые, кожные и кинестетические ощущения
По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. По субъективной различимости (по модальности) ощущений выделяют зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные (мышечные), болевые и висцеральные ощущения. Существуют интермодальные ощущения – синестезии.
По расположению рецепторов (классификация Ч. Шеррингтона) выделяют:
Экстероцептивные ощущения - ощущения от рецепторов, расположенных на поверхности тела, снаружи.
проприоцептивные (кинестетические) ощущения - от рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках. Это ощущения движения и относительного положения частей тела.
интероцептивные (органические) ощущения – от рецепторов, передающих нам ощущения от обменных процессов в организме.
Общие свойства ощущений
Несмотря на то, что каждый вид ощущений имеет свою специфику, выделяютобщие свойства ощущений, присущие всем видам независимо от их модальности. К таким свойствам относятся:качество, интенсивность, продолжительность (длительность) и пространственная локализация.
Качество - основная особенность данного ощущения, позволяющая отличать одни виды ощущений от других и варьирующаяся в пределах данного вида. Например, специфические особенности позволяют отличить слуховые ощущения от зрительных, но в то же время имеют место вариации ощущений внутри каждого вида:слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные, соответственно, цветовым тоном, насыщенностью и светлотой. Качество ощущений во многом обусловлено строением органа чувствительности, его способностью отражать воздействие внешнего мира.
Интенсивность - это количественная характеристика ощущений, т.е. большая или меньшая сила их проявления. Она зависит от силы воздействия раздражителя и от функционального состояния рецептора. Согласнозакону Вебера – Фехнера, интенсивность ощущений(Е)прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя(I):E=k log I + c.
Продолжительность (длительность)– временная характеристика ощущений; это время, в течение которого сохраняется конкретное ощущение непосредственно после прекращения воздействия раздражителя. По отношению к продолжительности ощущений употребляют такие понятия, как«латентный период реакции»и«инерция».
При воздействии раздражителя на органы чувств ощущения возникают не сразу, а спустя некоторое время. Этот промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения называется латентным (скрытым) периодом ощущения. Латентный период неодинаков у каждого вида ощущений: для тактильных ощущений он составляет130 мс, для болевых –370 мс, а для вкусовых – всего50 мс.
Подобно тому, как ощущения не возникают одновременно с воздействием раздражителя, они не исчезают сразу же после прекращения его воздействия. Продолжительность ощущений, их последействие, называется инерцией ощущений. Например, инерция зрительного ощущения равна0,1-0,2 с. След от раздражителя сохраняется в виде последовательных образов.
Различают положительныеиотрицательные последовательные образы.Положительный последовательный образпо светлоте и цветности соответствует характеру раздражителя, т.е. он сохраняет то же качество, что и воздействующий раздражитель.Отрицательные последовательные образыменяют (отрицают) характер раздражителя.
Пространственная локализация – свойство ощущений, которое заключается в том, что переживаемые ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.
Закономерности ощущений. Их характеристики
К закономерностям ощущений относятся:
пороги ощущений;
адаптация;
сенсибилизация;
взаимодействие ощущений: компенсация; синестезия.
Первая из названных закономерностей является психофизической, Т.е. касается отношений между психикой и физическим миром; другие являютсяпсихофизиологическими, Т.е. относящимся к психики, и нервной системы человека.
Пороги ощущения делятся на абсолютныеиотносительные(дифференциальные, ризнисни); абсолютные пороги бывают верхними и нижними. Все виды ощущений возникают при воздействии соответствующих раздражителей. Однако чтобы вызвать ощущение, необходимо, чтобы интенсивность раздражителя было достаточным. Переход от неосязаемых стимулов к ощутимым происходит не постепенно, а скачками.Минимальная сила раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущений. Дальнейшее увеличение силу раздражителей, действующих на рецепторы, вызывает или исчезновение ощущения или болезненный ощущения (например, громкий звук, яркость, что слепит глаза).Верхним абсолютным порогом называется максимальная сила раздражителя, при которой еще сохраняется адекватное действующих раздражителей чувства.
За величину абсолютного порога принимается значение стимула, примерно соответствующее 50% случаев возникновения и отсутствия ощущений. Нижний порог дает количественное выражение для ощущений, высказывается обратной зависимостью: чем меньше величина порога, тем выше чувствительностьданного анализатора.
Размер абсолютных порогов меняется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния анализатора, силу и продолжительности раздражения т.д.
Кроме величины абсолютных порогов, ощущение характеризуются также относительным (дифференциальным или ризнисним)порогом.Это величина, на которую должен быть изменен восходящий стимул, который уже вызывает ощущения, чтобы человек заметил, что он действительно изменился. Для раздражителей средней интенсивности эта величина является постоянной. Так, в ощущении давления величина приложения, необходимого для получения едва заметной разницы, должна всегда равняться приблизительно 1 / 30 исходного веса, для действия звука 1 / 10, для воздействия света 1 / 100.
Перейдем к изложению психофизиологических закономерностей ощущение.
Адаптация или приспособление органа к длительному воздействию раздражитель выражается в изменении чувствительности - понижении или повышении ее. Различают три разновидности этого явления:
Полное исчезновение ощущений в процессе длительного воздействия раздражителя. Например, четкое исчезновения обоняния, связанное с любым продолжалось действующим запахом, в то время как чувственность к другим запахов сохраняется
Притупленность ощущение под влиянием силу сильного раздражителя. Например, световая адаптация, связанная со снижением чувствительности глаза при интенсивном световом раздражении, когда из полутемной комнаты попадаешь в ярко освещенное пространство
Повышение чувствительности под влиянием силу слабого раздражителя. Например, для зрительного анализатора - это адаптация к темноте, а для слухового анализатора - адаптация к тишине.
Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, введением в организм тех или иных веществ. Например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А.
Чувствительность повышается, если человек ожидает тот или иной слабый раздражитель, когда перед ним выдвигается специальная задача различения раздражителей. Чувствительность отдельного человека совершенствуется в результате упражнения. Так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт.
У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых).
Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях —к ее понижению, т.е. к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в “громких цехах” понижает зрительную чувствительность.
Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощущений.
С адаптацией тесно связано и явление контраста, Что отражается в изменении чувствительности под влиянием, предшествующего раздражителя (или сопровождает его). Так, действие контраста обостряет ощущения кислого после ощущения сладкого, ощущение холодного после горячего и др. Следует отметить также свойство рецепторов задерживать ощущения, что выражается в более или менее длительнойпоследействияраздражений. Благодаря этому происходит слияние отдельных ощущений в единое целое, как, например, при восприятии мелодии, кинокартины и др.