Файл: Педагогика. Вопросы и ответы к экзамену.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.05.2024

Просмотров: 305

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Структура педагогической науки.

2. Понятие о коллективе. Разработка в педагогике теории коллективного воспитания.

1.Педагогика в системе наук о человеке; формы взаимодействия педагогики с другими науками.

2. Педагогическое руководство коллективом, его основные принципы. Технология создания и развития коллектива.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта

2. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

1. Понятие о педагогическом мастерстве. Педагогические умения и педагогическая техника как компоненты педагогического мастерства.

2.Дидактические принципы, их характеристика.

2.Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры. Структурные компоненты содержания образования.

Общие принципы формирования содержания образования

2. Основные факторы, детерминирующие формирование содержания образования. Принципы и критерии отбора содержания образования.

Общие принципы формирования содержания образования

1. Стили педагогического общения, их классификация.

2. Государственный образовательный стандарт, его функции и компоненты.

1. Мастерство педагогического общения. Коммуникативная культура педагога.

2. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.

1. Педагогический процесс как целостное системное явление. Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса.

2. Организационные формы и системы обучения.

1. Закономерности и этапы педагогического процесса.

2. Урок – основная форма организации обучения в школе. Основные требования к современному уроку.

1. Образование как общечеловеческая ценность, социокультурный феномен и педагогический процесс.

2. Основные подходы к типологии уроков в современной дидактике. Структура различных типов урока.

1. Понятие о системе образования, основные факторы ее развития. Образовательная система современной России.

Принципы построения системы образования в России

2. Подготовка учителя к уроку; тематическое и поурочное планирование. Анализ и самооценка урока.

1. Сущность и основные принципы управления образовательными системами. Система управления образованием в рф, ее функции.

2. Сущность методов и приемов обучения, их классификация. Выбор методов обучения.

1. Государственно-общественный характер управления системой образования. Закон рф «Об образовании»; принципы государственной политики в области образования.

2. Средства обучения. Классификация средств обучения по уровню формирования содержания образования.

1. Непрерывное образование как педагогическая концепция и парадигма научно-педагогического мышления. Цели, содержание, структура непрерывного образования; единство образования и самообразования.

2. Контроль в процессе обучения, его функции и виды. Основные требования к практической организации контроля обучения.

2. Формы и методы контроля обучения, их классификация. Оценка знаний учащихся.

1. Закономерности и принципы воспитания, их характеристика.

2. Понятие педагогической технологии. Основные подходы к классификации педагогических технологий.

1. Сущность методов и приемов воспитания, их классификация. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.

2. Современные педагогические технологии, их характеристика.

2. Понятие педагогической технологии. Основные подходы к классификации педагогических технологий.

Технология – совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.

Совокупность знаний о способах и средствах проведения учебно-воспитательного процесса можно назвать технологией учебного процесса.

В отечественной литературе понятие «технология обучения» расширили до термина «педагогические технологии», понимая под этим содержательную технику учебно-воспитательного процесса.

Наиболее емко смысл термина «педагогические технологии» передает следующее определение.

Педагогические технологии – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.

В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами.

Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования. Последовательность его шагов будет следующей:

– выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами;

– выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель;

– выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель;

– разработка технологии обучения.

Проектирование технологии обучения предполагает проектирование содержания дисциплины, форм организации этого процесса, выбор методов и средств обучения.

Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия (средства преподавания и мотивация), организация учебного процесса; учащийся, преподаватель; результат деятельности.

Таким образом, технология обучения предполагает организацию, управление и контроль процесса обучения. Все стороны этого процесса взаимосвязаны и влияют друг на друга.


На сегодняшний день нет четко зафиксированной классификации технологий обучения, однако выделено две градации – традиционные и инновационные.

Традиционное обучение опирается на объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, и основная его сущность сводится к процессу передачи готовых известных знаний учащимся.

Новые образовательные технологии зарождаются как результат научных исследований, обусловленных научными открытиями. Развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило развитие программированного обучения; результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения; деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности.

Формирование новых технологий осуществляется в следующей последовательности:

– определение возможностей с помощью фундаментальных исследований;

– определение эффективности с помощью прикладных исследований;

– разработка документации, программных и методических средств; обучение преподавателей;

– тиражирование и распространение программных средств.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20


1. Сущность методов и приемов воспитания, их классификация. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.

Метод воспитания – это модель организации взаимно обусловленной деятельности педагога и ребенка, конструируемая с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе. Это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность.

Фактор социальной среды в личностном формировании трансформируется в воспитательной практике в метод организации воспитывающей среды, а точнее, в метод организованного взаимодействия детей со средой.

Фактор собственной активности человека, решительным образом влияющий на развитие человека, проходит педагогическую трансформацию и получает название метода организации воспитывающей деятельности.

Фактор возвратно-оценочного влияния взрослых на ребенка проецируется на воспитательную действительность, трансформируясь в организованное осмысление ребенком разворачивающейся жизни.

Указанные методы воспитания носят факторный характер, обладают силой объективного влияния на подрастающую личность.

Методы воспитания реализуются одновременно в каждом отдельном периоде жизни детей.

Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем.

Выбор и осуществление методов осуществляется в соответствии с педагогическими целями (оперативными, тактическими, стратегическими), которые ставятся с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возрастом, индивидуально-типологических особенностей учащихся, уровнем воспитанности конкретных коллективов. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются прежде всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога.

2. Современные педагогические технологии, их характеристика.

См. в тетради.