ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.05.2024
Просмотров: 288
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Структура педагогической науки.
2. Понятие о коллективе. Разработка в педагогике теории коллективного воспитания.
1.Педагогика в системе наук о человеке; формы взаимодействия педагогики с другими науками.
Изучение и обобщение передового педагогического опыта
2.Дидактические принципы, их характеристика.
Общие принципы формирования содержания образования
Общие принципы формирования содержания образования
1. Стили педагогического общения, их классификация.
2. Государственный образовательный стандарт, его функции и компоненты.
1. Мастерство педагогического общения. Коммуникативная культура педагога.
2. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.
2. Организационные формы и системы обучения.
1. Закономерности и этапы педагогического процесса.
2. Урок – основная форма организации обучения в школе. Основные требования к современному уроку.
1. Образование как общечеловеческая ценность, социокультурный феномен и педагогический процесс.
2. Основные подходы к типологии уроков в современной дидактике. Структура различных типов урока.
Принципы построения системы образования в России
2. Подготовка учителя к уроку; тематическое и поурочное планирование. Анализ и самооценка урока.
2. Сущность методов и приемов обучения, их классификация. Выбор методов обучения.
2. Средства обучения. Классификация средств обучения по уровню формирования содержания образования.
2. Формы и методы контроля обучения, их классификация. Оценка знаний учащихся.
1. Закономерности и принципы воспитания, их характеристика.
2. Понятие педагогической технологии. Основные подходы к классификации педагогических технологий.
2. Современные педагогические технологии, их характеристика.
2. Понятие педагогической технологии. Основные подходы к классификации педагогических технологий.
Технология – совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.
Совокупность знаний о способах и средствах проведения учебно-воспитательного процесса можно назвать технологией учебного процесса.
В отечественной литературе понятие «технология обучения» расширили до термина «педагогические технологии», понимая под этим содержательную технику учебно-воспитательного процесса.
Наиболее емко смысл термина «педагогические технологии» передает следующее определение.
Педагогические технологии – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.
В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами.
Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования. Последовательность его шагов будет следующей:
– выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами;
– выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель;
– выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель;
– разработка технологии обучения.
Проектирование технологии обучения предполагает проектирование содержания дисциплины, форм организации этого процесса, выбор методов и средств обучения.
Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия (средства преподавания и мотивация), организация учебного процесса; учащийся, преподаватель; результат деятельности.
Таким образом, технология обучения предполагает организацию, управление и контроль процесса обучения. Все стороны этого процесса взаимосвязаны и влияют друг на друга.
На сегодняшний день нет четко зафиксированной классификации технологий обучения, однако выделено две градации – традиционные и инновационные.
Традиционное обучение опирается на объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, и основная его сущность сводится к процессу передачи готовых известных знаний учащимся.
Новые образовательные технологии зарождаются как результат научных исследований, обусловленных научными открытиями. Развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило развитие программированного обучения; результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения; деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности.
Формирование новых технологий осуществляется в следующей последовательности:
– определение возможностей с помощью фундаментальных исследований;
– определение эффективности с помощью прикладных исследований;
– разработка документации, программных и методических средств; обучение преподавателей;
– тиражирование и распространение программных средств.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20
1. Сущность методов и приемов воспитания, их классификация. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.
Метод воспитания – это модель организации взаимно обусловленной деятельности педагога и ребенка, конструируемая с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе. Это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность.
Фактор социальной среды в личностном формировании трансформируется в воспитательной практике в метод организации воспитывающей среды, а точнее, в метод организованного взаимодействия детей со средой.
Фактор собственной активности человека, решительным образом влияющий на развитие человека, проходит педагогическую трансформацию и получает название метода организации воспитывающей деятельности.
Фактор возвратно-оценочного влияния взрослых на ребенка проецируется на воспитательную действительность, трансформируясь в организованное осмысление ребенком разворачивающейся жизни.
Указанные методы воспитания носят факторный характер, обладают силой объективного влияния на подрастающую личность.
Методы воспитания реализуются одновременно в каждом отдельном периоде жизни детей.
Методы воспитательного воздействия – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем.
Выбор и осуществление методов осуществляется в соответствии с педагогическими целями (оперативными, тактическими, стратегическими), которые ставятся с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возрастом, индивидуально-типологических особенностей учащихся, уровнем воспитанности конкретных коллективов. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются прежде всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога.
2. Современные педагогические технологии, их характеристика.
См. в тетради.