ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.05.2024
Просмотров: 641
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
4. Конфликт. Действие. Контрдействие.
1. Действие поднимающееся (опускающееся).
7. Борьба. Предмет борьбы. Цель борьбы.
8. Жанр. Природа трагического и комического.
1. Общие понятия теории драмы.
4. Авторская ремарка, внесценическое.
13. Декупаж (деление на части).
16. Регламентирующие схемы драматургии.
18. События и предлагаемые обстоятельства.
21. Основные конфликтные факты пьесы.
24. Внефабульные формы организации материала.
26. Формы организации драматургического материала по видам пространственно-временных искусств.
29. Анализ пьеы и режиссерский замысел.
5. Социальная харпактеристика роли.
11. Внешняя характеристика роли.
13. Цель. Ценностные ориентации. Установка.
14. Сверхзадача, сквозное действие.
22. Заражение. Общение. Отношение к другим действующим лицам,
Замысел
Основы режиссуры / Замысел
Страница 7
В первую очередь это информация об авторе пьесы (сценария). От того, какого качества она будет, зависит, насколько вам удастся, раскрыть подводные камни, заложенные им в произведении.
Все об авторе
.
1.Биография.
2.Эпоха, в которую он жил.
3. Его мировоззрение.
4. Особенности творчества.
5. Круг поднимаемых им проблем.
Далее следует наметить для себя тот круг материалов, которые помогут вам вжиться в мир избранного сюжета.
Источники.
1.Список литературы.
2.Иконография.
3.Ассоциативные материалы (т.е. материалы, относящиеся к сюжету ассоциативно).
4.Музыкальные материалы (даже если музыка данной эпохи, страны и т.д. не будет использована вами в постановке, она даст вам возможность почувствовать атмосферу материала).
Далее следует подробно изучить тот мир, в котором разворачивается действие сюжета. Начнем с общества и общественных отношений.
Общество.
1.Социальное расслоение. Социология общественных отношений.
2.Эпоха.
3.Общественная психология.
4.Общепринятая мораль.
5.Этнографический аспект.
6.Географический аспект. Возможно карта или план места действия.
7.Идеология. Либо идеологии в их столкновении.
8.Религиозные особенности.
9.Литература и искусство.
Теперь более подробно рассмотрим мир людей, поищем в иконографии прототипы действующих лиц.
Люди.
1.Прототипы для будущих действующих лиц и актеров их исполняющих.
2. Типы для массовых сцен.
3.Мужские и женские прически.
4.Модный грим, макияж.
5. Мизансцены, совпадающие с сюжетом и его ситуациями.
6. Манеры.
При этом тот или иной пункт может расширяться, в зависимости от содержания материала. Скажем, кроме манер принятых в обществе, еще могут появиться пункты: манера танцевать, манера держать головной убор, манера молиться и т.д. Кроме того, по этой же причине в данной таблице могут появляться и иные пункты. Например: как проходили маскарады, или рыцарские турниры, или особенности театральной культуры данной эпохи, или религиозные шествия и т.д.
Немаловажное значение имеет и мир материальной культуры эпохи, в которой разворачивается сюжет.
Костюм.
1.Мода мужская.
2.Мода женская.
3.Мужские головные уборы.
4.Женские головные уборы.
5.Мужская верхняя одежда.
6.Женская верхняя одежда.
7.Мужская обувь.
8.Женская обувь.
9.Платки, галстуки, воротнички и т.д.
10.Карнавальные костюмы и маски.
11.Галантерея.
12.Награды и драгоценности.
Аксессуары.
1.Веера.
2. Посуда.
3. Оружие.
4.Трости.
5.Книги.
6.Деньги.
7. Букеты цветов, бутоньерки.
Интерьеры.
1.Общий вид интерьеров.
2.Натюрморты отдельных уголков.
3.Декоративная зелень
4.Ковры, ткани, драпировки, гардины, занавески и т.д.
5.Мебель.
6.Сервировка стола.
7.Кареты, повозки, кибитки и т.д.
Естественно в этих таблицах отраженна лишь малая толика того, на что надо обратить внимание. Все зависит от того сюжета, материала, который принят вами в постановку.
Анализ
Основы режиссуры / Анализ
Страница 1
"Когда я начинаю съемки, я держу в голове, в точности до миллиметра, общий план фильма. Я даже не сверяюсь с моими заметками, потому что знаю их наизусть. Я не хотел бы рисковать оказаться под влиянием той или другой страницы. Приходя утром на площадку, я знаю точно, какое развитие я хочу дать этой сцене, в какое движение хочу привести моих актеров и мою камеру".
Лукино Висконти.
Существует два основных подхода к драматургии в режиссуре - интерпретаторство и авторство. Режиссер-интерпретатор стремится к наиболее полному раскрытию автора-драматурга в постановке; режиссер-автор стремится в драматургическом материале наиболее полно раскрыть себя. Но и тот и другой нуждаются в неком общем плане постановки, каковым и является идейно-тематический анализ. Просто первый на этом этапе стремиться вскрыть глубины авторского сознания, в то время как второй ищет соответствие авторского материала своим устремлениям. Бывает и так, что режиссер сам выступает в качестве автора-драматурга, но и в этом случае ему не обойтись без общего плана, без ответов на простые вопросы: "Что?", "Зачем?", "Почему?".
На этом этапе режиссер создает философско-нравственную концепцию своего произведения, ищет тот камертон, по которому будет настраивать сложный механизм, именуемый постановкой, определяет правила игры.
1. Тема.
"Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство
И дышат почва и судьба".
Борис Пастернак.
Тема
- основная проблема, поставленная в произведении . Как правило, это проблема философско-нравственного характера, актуальность которой определенна с одной стороны обращением к реалиям сегодняшнего дня, а с другой ко всей исторической практике Человека.
Проблему можно обозначить словами крайне условно, ведь само произведение и есть развернутая формула проблемы. На вопрос, какова основная проблема романа "Воскресенье" Лев Толстой отвечал, что для того чтобы ответить на него, надо заново написать этот роман. А на аналогичный вопрос по поводу одной из своих пьес Пиранделло ответил: "Откуда мне знать, ведь я Автор"
Поэтому задача состоит не столько в том, чтобы обозначить проблему словами, сколько в том, чтобы прояснить ее для себя, ответить себе на простой вопрос: о чем вы собираетесь ставить свою постановку. Тема - фундамент, на котором строится все здание режиссуры.
Слово тема произошло от греческого thema - то, что положено в основу.
Темы подразделяются по типу взаимодействия Человека со своим внутренним миром и внешней средой:
1 Тип - "я - я".
Осознание Человеком себя как личности, конфликты сознания и подсознания, "диалектика души", "поток сознания", внутренние коммуникации личности. Этот тип - носитель психологической проблематики, художественного анализа внутреннего мира личности.
2 тип - "Я - ТЫ".
Взаимодействие Человека с Другим Человеком. Этот тип - носитель нравственной проблематики.
3 тип - "Я - МЫ".
Взаимодействие личности с социальной средой - классом, нацией, народом, массой, обществом, государством. Является носителем социально-политической проблематики.
4 тип - "Я - МЫ ВСЕ".
Отношения Человека с человечеством и историей. Носитель социально-философских проблем.
5 тип - "Я - ВСЕ".
Взаимодействие личности и природной среды. Носитель натурфилософской проблематики.
6 тип - "Я - ВТОРОЕ СОЗДАННОЕ НАМИ ВСЕ".
Взаимодействие личности и рукотворной "второй природы". Носитель урбанистических, экологических и т.п. проблем.
7 тип - "Я - "ТРЕТЬЕ" ВСЕ".
Отношение личности к духовной культуре, созданной человечеством. Носитель общекультурной проблематики.
8 тип - "Я - ВСЕОБЩЕЕ ВСЕ".
Взаимодействие Человека с мирозданием. Носитель религиозной или глобально-философской проблематики: в чем смысл жизни, что есть мир и каков он, что есть Жизнь, и что есть Смерть, что такое Человек в его отношении к Вселенной.
2. ИДЕЯ.
"Самое трудное распознать идею в хаосе чувств, мыслей, наблюдений, импульсов, которые вызывает в нас окружающий мир"
Микеланджело Антониони.
Мысли автора по разрешению поставленной в произведении проблемы называются идеей.
Идея
(от греческого idea - представление) - это воплощенная в произведении искусства, эстетически обобщенная авторская мысль, отражающая авторскую концепцию мира и человека . Она передается всей целостностью произведения, единством всех его элементов и уровней. Отсюда невозможность исчерпывающего, адекватного ее перевода в слова, термины, язык научных понятий, практических суждений, а так же перевод ее без "смыслового остатка" на язык другого вида искусства (например, интерпретации литературных произведений в театре, кино, балете, графике и т.д.)
В режиссерской практике идея условно определяется как главная мысль произведения, его философский, нравственный, социальный и т.п. смысл (утверждение созидательной силы добра и красоты, при видимом их бессилии - роман Ф.М. Достоевского "Идиот"). Такое выделение позволяет использовать идею в качестве своеобразного "поэтапного плана" произведения, но при этом она упрощается, схематизируется, теряет свой художественно-индивидуальный характер и многозначность.
Идея не существует как вполне сложившаяся, "готовая" мысль, которая в процессе творчества лишь воплощается в материал, обретает конкретно-чувственные формы - она формируется по мере создания произведения, при этом теряя отвлеченность, претворяясь в первообраз, несущий в себе как бы свернутое содержание произведения ("Вишневый сад" А. Чехов, "Обрыв" Гончаров, "Зеркало" А.Тарковский)
Процесс формирования и развития первообраза отражен в многочисленных свидетельствах художников ("Дневник писателя Ф. Достоевского, "Театральный роман" М. Булгакова, "Пространство трагедии" Г. Козинцева)
С завершением работы над произведением процесс формирования идеи не заканчивается, а находит продолжение в акте художественного восприятия.
В определенном смысле идея обладает способностью к саморазвитию, которая заключается в возможности расхождения между мировоззренческими установками автора и художественным смыслом (произведения Бальзака, Льва Толстого, Пиранделло).
"Новорожденному нередко вешают на грудь талисман, чтобы легкой стала его жизнь, чтобы не болел, не знал тоски и горя. Не будем судить, помогает ли талисман на самом деле, но известно, что его носят под одеждой, а не выставляют напоказ. В каждой книге должен быть такой талисман, о котором знает автор, о котором догадывается читатель, но который скрыт под одеждой . Есть сад, который вечно прекрасен. Он не увядает и не сохнет, хотя кругом сушь и жара. Оказывается, под садом - скрытое от глаз озеро, которое поит деревья прохладной живительной влагой. Идея . та вода, которая незримо увлажняет почву и питает корни растений" - такое поэтическое определение понятию идея дал поэт Расул Гамзатов.