ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
Органные пункты в басу и «пустые» квинты в средних голосах воспроизводят звучание восточных инструментов.
А. П. Бородин мастерски объединяет обе темы в одновременном звучании, причем то первая тема проходит выше второй, то они меняются местами.
В качестве основного фактурного развития композитор использует соединение, называемое двойным контрапунктом.
Двойной контрапункт - наиболее распространённая разновидность вертикально-подвижного контрапункта; охватывает противоположные перестановки голосов, в результате которых верхний голос становится нижним, а нижний - верхним.
Двойной контрапункт требует соблюдения в первоначальном соединении двух мелодий ряда ограничений, определяющихся суммарной величиной перемещения мелодий, то есть его так называемым интервальным показателем:
Общая пляска, полная стихийной силы, построена на преобразовании и развитии танцевальной «темы чаг».
Своеобразная легкая, подвижная пляска юношей с отрывистыми движениями и резкими прыжками, которые чередуются с быстрыми вращениями.
Форма хора общей пляски – сложная трехчастная репризная.
Первая часть громогласное прославление хана, которое, как было сказано выше, сочетает в себе резкие прыжки и стремительные, быстрые вращения:
Вторая часть – простая двухчастная. Она включает в себя сольные эпизоды женских партий – пляска чаг. Чаги – ханские невольницы:
И соло хана Кончака, на фоне пляски чаг:
Завершается, анализируемы нами, эпизод темой первой части общей пляски.
Ладотональный план и гармонический язык произведения.
Открывается сцен использованием переменного лада A-Dur-fis-moll:
Ладовая переменность особым образом передает национальный колорит и придает песне задумчивость, томность и бескрайний простор гармонического сопровождения.
Характерно то, что при каждом проведении основной мелодии меняется гармония, сопровождающая мелодию. Однако, все функции находятся в рамках одной тональной системы, будь то элементы «золотой» секвенции либо отклонение во II ступень.
Композитор характеризует образы половцев яркими и разнообразными хорами, музыка которых сочетает в себе негу и знойность востока, и дикость степного кочевья. В отличие от Глинки, Бородин не использует цитат из восточной музыки, но благодаря мастерскому применению мелодико-гармонических и метроритмических особенностей восточной музыки, композитор достигает удивительно тонкого колорита.
Инструментальные эпизоды практически полностью излагаются на фоне тонического органного пункта – основная тональность «дикой» пляски F-Dur:
Заключительный хоровой эпизод излагается в тональности D-Dur – h-moll.
Аккордовая фактура, органный пункт и гармоническая поддержка оркестра – полифункциональные аккорды и нетерцовые созвучия – передают огромную мощь и сплоченность половецкого ханства:
Вокально-хоровой анализ.
Тип и вид хора. Сцена написана для исполнения смешанным хором и солистом в сопровождении симфонического оркестра.
Диапазон партий и общехоровой диапазон.
Тесситурные условия партий благоприятны, что послужит основой для появления естественного динамического ансамбля. Однако, специфика развития музыкального материала произведения зачастую диктует применение искусственного динамического ансамбля.
Приведем некоторые примеры.
Несмотря на динамические указания композитора, партия альтов первого хора должна звучать достаточно громко, чтобы прослушиваться на фоне партии сопрано, звучащей в удобных тесситурных условиях при громкой динамике:
Аналогичная ситуация возникает во второй части заключительного хора:
Несмотря на значимость мелодии солиста, очень значимыми являются нисходящая хроматическая мелодия в партии сопрано и последующие ее выдержанные звуки. Необходимо исполнять партию в такой динамике, чтобы ее интонации ясно прослушивались на фоне солирующей партии и оркестрового сопровождения.
К основным горизонтальным сложностям следует отнести полутоновые интонации и скачки на характерные интервалы, которые встречаются во всех хоровых эпизодах, но преобладают в экспозиционной песне невольниц:
Важно помнить о правилах интонирования полутонов – хроматические исполняются максимально точно и узко, а диатонические достаточно широко.
Восходящие скачки следует исполнять с осознанным предслышанием верхнего звука. Тоническая квинта интонируется достаточно устойчиво.
Еще одной мелодической сложностью является продолжительное движение на одном звуке, которое встречается во всех партиях без исключения.
При выдержанном звуке необходимо каждый последующий исполнять с тенденцией к завышению, иначе возможна потеря интонации.
К трудностям вертикального строя в первую очередь следует отнести общехоровые унисоны заключительного хора общей пляски:
Октавы должны звучать предельно точно и чисто. Для этого на начальных этапах разучивания рекомендуется пропевание их вне ритма, выстраивая интервал от нижнего звука.
Звукообразование – в произведении используется смешанная атака звука:
Твердая атака – плотное смыкание голосовой щели до начала выдоха. Она используется в финальной общей пляске. Это одновременно поможет зафиксировать силу звука, главное избежать его форсирования.
Придыхательная атака – которая также используется в заключительном эпизоде - возникает тогда, когда голосовые связки смыкаются на уже вытекающей струе воздуха и остаются неплотно сомкнуты в течение всего звукоизвлечения.
При этом вместе с гласной слышится звук, похожий на "х". При придыхательной атаке происходит повышенный расход воздуха, зачастую неточны попадания на ноты, а также возникает потеря яркости звука.
Мягкая атака – сближение связок одновременно с началом выдоха. Мягкая атака используется на протяжении всего первого раздела и в завершении всего произведения:
Что касается звуковедения, то оно не всегда будет одинаково, в связи со сменой образа и для достижения определенного изобразительного эффекта.
Основной тип звуковедения – legato- непрерывное, плавное звучание. Для достижения качественного legato необходимо максимально быстро проговаривать согласные звуки, присоединяя их к последующим гласным.
Для того, чтобы преодолеть пение по слогам и добиться именно связного, тягучего пения, надо объяснить хористам, что петь следует не ноты, а смысл, то есть делать фразировку, стремиться к значимым словам внутри фразы, предложения, части.
Что касается marcato и non legato:
Снова возникает опасность пения по слогам, так как медленный темп и громкая динамика могут отдалить от исполнителей и слушателей смысл текста. Поэтому опять важна фразировка и четкие снятия по руке дирижера.
Увлекшись работой над вокалом, звуком не следует забывать о дикции, которая во всех вокальных произведениях играет очень большую роль. Ведь от того, насколько хорошо сказано и донесено слово, будет зависеть очень многое. По отношению к данному произведению можно сказать, что дикция должна быть слегка утрирована, особенно в тех словах, где стоят акценты, но не крупная. В целом для исполнения данного произведения требуется средняя дикция.
Работа над словом и вокалом всегда тесно связана с работой над дыханием. Для исполнения этого произведения необходимо смешанное – цепное:
Общехоровое:
Дыхание по партиям:
Метр – переменный.
Размер – переменный – 4/4, ¾.
В произведении используется разделительная фермата, которая отделяет друг от друга контрастные эпизоды: