Файл: Понятие про педагогику.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Киевский институт музыки им. Р.М. Глиера

Реферат на тему:

Понятие про педагогику как науку и общественное явление

Студента II курса

Фортепианного отдела

Андрейко Ярослава

Киев 2013

Оглавление Вступление

Целью этого реферата является исследование педагогики, как науки, нахождение предмета и объекта педагогики, больше узнать о функциях, задачах и вопросах, стоящих перед педагогикой.

Термин «педагог» с греческого дословно переводится как воспитатель; «педагогика», в свою очередь, как «детовождение», «детоводство», «детоводительство». В обыденной ситуации мы под этими терминами представляем область жизни и деятельности людей, которая относится к сфере образования, воспитания и развития личности. Но термин «педагогика» не строго однозначен, а полисемичен. И если не определить, в каком значении и контексте используется это понятие, в какой конкретной ситуации подразумевается, то может возникнуть неточность, искаженное восприятие мыслей одного человека другим.

      К сожалению, ученые Беларуси и России (как, впрочем, и зарубежных стран) пока не пришли к единообразному толкованию понятия к определению термина «педагогика». Это можно объяснить двумя причинами: 1) авторы не обращают внимания на исторические этапы развития педагогики как науки; 2) отсутствует единообразное толкование основных категорий педагогики: образование, воспитание, развитие и др.

Понятие про педагогику

      Педагогику чаще всего определяют как науку о воспитании, часто путая с образованием или обучением. В исторической последовательности возникает первоначально воспитательная практика, затем она, освоенная до совершенства, доходит до искусства (т. е. до мастерства высокого уровня). На этой основе формируется педагогическая мысль, которая постоянно развивается и совершенствуется и со временем становится самостоятельной теорией — наукой педагогикой.

      Г. П. Щедровицкий, прослеживая генезис педагогики как науки, рассматривает ее развитие в такой последовательности: интуитивное обучение —> педагогическая практика —> педагогическое искусство —> практика совместно с искусством как основание науки педагогики —> наука педагогика. Педагогика как наука становится относительно автономной сферой деятельности. Затем она оказывает обратное влияние на практику и искусство. В объединенном виде он так и назвал: «практика», «искусство» и «наука» в педагогике. Вместе с тем Г. П. Щедровицкий обозначил педагогику как учебный предмет.


      Понятие и термин «педагогика» имеют по смыслу и сущности по меньшей мере четыре сферы деятельности, или аспекта: практический инструмент (практика), искусство (педагогическая инженерия), теория и учебная дисциплина (предмет или курс).

Объект и предмет педагогики

Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.

Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.


Цели, функции, задачи педагогики

Цель педагогической науки - выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования.

Функции педагогической науки. Прежде всего, это:

  1. Теоретическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:

  • описательном, объяснительном;

  • диагностическом;

  • прогностическом.

  • Технологическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:

    • проективном;

    • преобразовательном;

    • рефлексивном.

    Задачи педагогики:

    1. Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами.

    2. Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности.

    3. Прогнозирование образования - педагогическая футурология.

    4. Внедрение результатов исследования в практику.

    Вопросы, стоящие перед педагогикой как наукой:

    1. Вопрос о целеполагании. Зачем, для чего учить, воспитывать?

    2. Вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать?

    3. Методы и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать?

    Педагогические категории

    Основные педагогические понятия принято называть педагогическими категориями. Рассмотрим некоторые из них.

    Смирнов С.А. определяет воспитание как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей. Воспитание - это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.

    Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.

    Образование  - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

    Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т.д. (воспитание - не единственный фактор формирования личности).

    Развитие - реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.

    Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества.

    Педагогическая деятельность - это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования (А. Маркова).

    Педагогическое взаимодействие - это преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.

    Педагогика как наука

    Говоря о педагогике как науке, следует подчеркнуть, что со времени Октябрьской революции 1917 г. в России и после — в СССР конца 80-х гг. учеными-педагогами социалистических стран утверждалась мысль о классовом характере педагогики (в классовом обществе). Закреплялась идея коренной противоположности советской (марксистско-ленинской, социалистической) педагогики педагогике буржуазной как якобы надклассовой, общечеловеческой. Коммунистическое воспитание противопоставлялось буржуазному. Подчеркивалась мысль о том, сто советская педагогика является высшим достижением педагогической науки в мире. Советская педагогика, естественно, отличалась от педагогики зарубежных капиталистических стран своей методологией, концептуальной основой, но это вовсе не означало, что это — высшее достижение мировой педагогической мысли. Доказывалась также прямая зависимость науки педагогики от идеологии и политики господствующего класса». Этот период, т.е. период с 30-х и до 90-х гг. очень точно охарактеризовал О. С. Газман: «Теория воспитания … представляла собой педагогически не адаптированную политическую идеологию …».

          Идея классового характера педагогической науки была основополагающей концепцией советской и социалистической педагогики. Педагогику называли социалистической, а воспитание — коммунистическим, в духе классовой борьбы пролетариата за победу коммунизма во всем мире.

          В настоящее время идея классовости теории педагогики должна быть отброшена: педагогика как наука не может быть классовой, поскольку она исследует объективные законы и закономерности развития и формирования личности. И в то же время педагогическая практика и педагогика как искусство, где, по утверждению К. Д. Ушинского, возможен произвол, могут быть подвержены влиянию и идеологии, и политики господствующего класса и господствующих слоев общества, будь то партийная элита или государственные чиновники. В учебном предмете педагогики возможно влияние политики этих же слоев. Таким образом, педагогика как наука (т.е. теория) имеет общечеловеческий характер. И в то же время она в аспекте практики и как искусство, и как учебный предмет имеет конкретно-историческую окраску.


  • Педагогика как социальное явление

    Говоря о педагогике как социальном явлении, следует отметить, что она имеет общественную ценность. При этом от степени и уровня развития образования в обществе зависит нравственный, интеллектуальный, научно-технический потенциал общества. Педагогика носит исторический характер, отражает задачи общества, уровень развития экономики и культуры, потому как учитель и ученик являются элементами общественных отношений. Важно сказать, что степень образования определяется не только производственными требованиями, но и интересами господствующих социально-общественных кругов.

    Итак, педагогика как социальное явление – это достаточно обособленная и самостоятельная система, задачей которой считается обучение и воспитание человека в обществе. Образование направлено на усвоение знаний, умений, навыков, норм поведения.

    Как система, педагогика является непревзойденной социальной структурой, которая должна развивать и приумножать человеческий капитал, формируя идеи, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей. Таким образом, педагогика – это система построения будущего.

    Выводы:

    Педагогика отыгрывает очень важную роль в образовании, воспитании, обучении, как детей, так и взрослых,

    Возможны две точки зрения на роль педагогики в будущем. Первая – будущее общество четко ограничивается составленным списком норм, правил, которым должны подчиняться все люди данного общества. В данном случае система образования носит характер инструмента по созданию людей этого будущего общества.

    Вторая – будущее общество определяется деятельностью свободного народа. В этом случае система образования становится системой свободного обучения общества, в котором необходимо нести ответственность за себя и за свою страну. Под образованием в таком обществе понимается процесс уменьшения неэффективных решений. А основная задача общества определяется постоянным повышением образованности последующих поколений. Для открытого общества естественна установка на развивающуюся, свободную и вариативную школу. Для другого общества такое стремление к свободе требует определенной строгой программы действий. Основой такой программы выступает совершенствование системы образования, главным условием которого является присутствие модели реформ для необходимого понимания логики, целей и средств реформ.


    Литература:

    1. Педагогика. Учебное пособие. Под ред. Крившенко Л.П. - М.: ТК Велби Проспект, 2004.

    2. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Минск, 1999.

    3. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 2000.

    4. Подласый И. П. Педагогика. — М.: «Просвещение», 1996.